Вариант сознания... ч. 73
Стимул творчества
Просматриваю старые дневники и вижу: после первого инфаркта был всплеск творческой активности. Замыслы, замыслы, замыслы… Записи, записи, записи… После инфаркта - состояние некоторой итоговости бытия. Состояние нового открытия мира. Появление некоей глубины от соприкосновения с небытием. Трудно все это передать словами. Словно дерево, обреченное на срез, выбрасывает свежие листочки…
Наверное, так было с Чеховым после обильных кровохарканий. Жадность к жизни выражалась потом в лихорадке творчества. Иная форма активности была бы безумием. Как было безумием для Чехова его женитьба… Наверное, то же было и с Достоевским после припадков падучей болезни. Недаром эпилепсию называют «священной болезнью» - после припадка бывает необыкновенное прояснение сознания.
Жаль, что слабость и немощь после второго инфаркта обрекают меня изливаться тихой родниковой струей… А хорошо бы пройтись ураганом по ржавым крышам!
2 августа 2005.
* * *
«Служба спасения душ старых шляп»
Если верить французскому писателю Ж.-П.Шабролю (роман «Миллионы, миллионы японцев…», то в Японии существует служба спасения душ шляп, которые отслужили свой срок. Служа человеку, шляпы обретают индивидуальность. С ними надо обращаться с должным уважением. Дени Дидро точно так же относился к своему продавленному дивану.
В Японии существует молитва за разбитых кукол, за сломанные иголки. Есть буддийская месса, посвященная волосам, с которыми так жестоко обошелся парикмахер. На берегу реки Сулидза молятся за рыб, которых выловили удочками и сетями, На телефонной станции устраивают церемонии в честь аппаратов, честно отслуживших человеку свой срок.
Четверть века прослужил я в Чеховском музее. Музейная работа делает японцами и нас. Частица чеховской души видится и вещах, которых он трогал, и в кабинетных фотографиях, и в гипсовой собаке, которая таращит стеклянные глаза в прихожей, и в шелковице, которая посажена рукой писателя. Это благоговейное чувство мы пытаемся вложить в душу каждого, кто пришел в чеховский дом. А насчет шляп… Есть в коллекции черный шелковый цилиндр, который Чехов надевал в Париже. Есть соломенная шляпа для прогулок в саду. Есть клетчатая кепи, в которой Антон Павлович совершал конные прогулки. Есть белая панама от солнца. Все это, конечно, Чехов.
Покойный главный хранитель Юрий Николаевич Скобелев, похоже, именно так воспринимал весь Чеховский дом. Бывало, работая в одиночестве, он слышал стук дверей, поскрипывание паркета под невидимыми шагами… Пели ступени на лестнице, ведущей в мансарду к Марии Павловне… Когда я повез чеховский письменный стол на выставку в Германию, он остро переживал: как бы стол от огорчения не рассыпался на части… Якобы у старинных вещей, привыкших к одному месту, такое случается…
Мистика – если уж на то пошло - непременная часть музейного сознания. Экскурсоводы могут припомнить, как впечатлительные посетители вскрикивают от неожиданности, вдруг увидев в сумраке комнаты силуэт Антона Павловича… Одна девочка-экстрасенс не захотела войти в гостиную, где якобы присутствует Хозяин… Доктор физико-математических наук Г.А.Сергеев из Петербурга каким-то хитрым прибором определил, что в двух местах дома (в коридоре возле шкафа со знаменитым кожаным пальто и в спальне возле кровати) происходит поглощение энергии. Не иначе, как Антон Павлович с Марией Павловной бродят…
Его работы в области биоэнергетики наводят на интересные мысли. Биополе человека структурирует молекулы тела и окружающего пространства. Молекулы окружающего пространства под воздействием сильного поля (состояние творчества) создают особый рисунок, приобретают особое положение, которое имеет свойство закрепляться - как закрепляются, к примеру, краски на холсте художника. Такой отпечаток биополя лежит на каждой вещи, к которой прикасалась рука Мастера. Потому на нас так сильно воздействуют оригинальные, подлинные работы художников. То же касается и восприятия мемориального интерьера. Если обстановка составлена из т.н. типологии, то есть, вещей, приобретенных у букиниста – такой музей не затрагивает душу. У вещей нет ауры. Или имеют ауру – чужую, чуждую. Чеховский дом - иной: не оставляет равнодушным никого. Подлинная обстановка кабинета, гостиной, спальни, столовой возбуждает чувство присутствия Хозяина.
26 июня 2005.
Свидетельство о публикации №212020200413