Первая леди? Нет, простая женщина или...

           "ГЛАВНОЕ – БЫТЬ НУЖНЫМ В ЭТОМ МИРЕ, А МАСШТАБЫ ТВОЕЙ ВОСТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ ЗДЕСЬ НЕ ОСНОВНОЕ" – таково жизненное кредо жены президента Республики Беларусь.

      Не знаю, можно ли назвать нашу встречу в 1999 году с Г. Р. Лукашенко случайной, но когда по семейным делам я оказалась в городе Шклове, то не упустила возможности побывать в местном райисполкоме и встретиться с ней.
      У двери её кабинета увидела огромную толпу людей. Узнав, что я журналист, пропустили без очереди с напутствием: "Только про Родионовну пишите правду - она народ не обижает".

      В небольшой официальной комнатке меня встретила приятная женщина. Узнав, что я представитель прессы, растерялась. На вопрос, согласна ли она поговорить со мной, произнесла, что боится журналистов, так как по их вине ей пришлось пережить много неприятных минут: то нелепые фотографии, то не принадлежащие ей слова напечатают. Даже сказанное перевирают, выставляя глупой, недалёкой провинциалкой. Но, приняв во внимание мой довод, что словоблудием страдают не только отдельные журналисты, она согласилась побыть моей собеседницей.

      А иначе и быть не должно – ведь ещё  врач, писатель, переводчик, литературовед Викентий Викентьевич Вересаев сказал, что великий человек интересен не только фактами своей биографии, но и дымом сплетен, клубящихся вокруг него.

 - Когда муж вернулся из армии, мы вместе с маленьким сыном Виктором переехали в Могилёв, где снимали квартиру. Сын очень часто болел, и врачи посоветовали поменять город на сельскую местность. Приехали в Шклов, опять жили на частной квартире. В школу я не могла устроиться – не было мест, пошла работать воспитателем в детский садик №3 Шклова. Проработала здесь 21 год, сначала воспитателем, затем заведующей. В Шклове в 1980 году у нас родился второй сын – Дмитрий.
 - Дорогу к любому райисполкому называют "тропой разочарований". Это понятно – именно в этих зданиях часто оседают "махровые" бюрократы, которые лишние пять минут с просителем говорить не станут, даже в приёмные дни. У вас же на дверях вообще отсутствует табличка, когда вы принимаете ходоков, и людская очередь к вашему кабинету, как я узнала, явление ежедневное. Успеваете всех принять, а главное помочь?
 - В данный момент я работаю главным специалистом района по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения. Ко мне обращаются очень много людей за помощью, и не только как к специалисту по оздоровлению населения, но и как к жене Президента. Мне хочется придти на помощь всем. Но, к сожалению, это не в моих силах. Выслушаю я посетителей, сколько бы это ни занимало времени, и если не удастся помочь, то хотя бы посоветую, куда и к кому можно обратиться. Если что-то не получается, очень переживаю. "Больной" – квартирный вопрос. Я сама-то поскиталась по плохому жилью и всех понимаю. Хочу заметить, что своими бывшими невзгодами я не кичусь, и от обращений не отмахиваюсь. Однако "выбить" жильё я никому не могу. Правда, если случаи вопиющие, я, как любой нормальный человек, не могу остаться в стороне и оказываю посильное содействие, хотя, подчёркиваю, моя помощь более чем мизерная. Сказать, что нарушений при выделении жилья и его строительстве нет, я, конечно, не могу – это факт общеизвестный. Лично я считаю, что виновных нужно не только наказывать, но вообще отстранять от работы и лишать их в дальнейшем права занимать руководящие должности.
 - К большому сожалению, часто эти правители человеческих судеб уверены в своей безнаказанности и очень вольготно себя чувствуют. Не упущу случая указать, что именно они подрывают авторитет Президента в глазах народа.
 - Я не хочу затрагивать в нашей с вами беседе главу республики, но одно скажу – чистку среди зарвавшихся работников своей вертикали он ведёт постоянно и его обещание всегда стоять на защите прав человека не просто слова – он много делает в этом вопросе и будет делать. Но о его действиях судить народу, который не должен молчать о самоуправстве руководителей.
 - Мне сейчас опять вспомнились слова одного, теперь уже, кстати, министерского чинуши, что Президент не станет разбираться в душах людей – это не огурцы... Но пусть сказанное останется на его совести, а меня интересует вопрос: детство, юность и большая часть взрослой жизни у вас прошли на пути, ведущим к победе коммунизма – вам приемлемы перемены, которые принесла перестройка?
 - Если вы о гласности, то она нужна. В остальном – неразбериха", и всё чаще вспоминаются старые добрые времена.
 - Знаете, есть такая детская книга "Приключения в Беловежской пуще". Конечно, с политикой она не перекликается и написана задолго до известных событий, но есть там выражение, созвучное с произошедшей отменой социализма: "Подъём! Будем осваивать новую эпоху". Название этой эпохи только что вы дали – неразбериха. Но, следуя уверению, что желающий отрастить бороду, поначалу кажется небритым, жду ветра перемен в лучшую сторону.
 - Я тоже уверена, что эта политически безграмотная ошибка скоро будет исправлена.
 - Поэт писал: "Люблю парламент я, люблю я прения, но не люблю я преть до одурения". Уверена, что вам предлагали выдвинуть свою кандидатуру не только по дистрикту, где вы проживаете, но и другие округи были в вас заинтересованы. А как вы сами относитесь к депутатству?
 - Касаемо меня - равнодушно. Я иногда с работы прихожу настолько морально обессиленной, что уже ничем не могу заниматься даже дома.
 - Глядя на подрастающее поколение, кое-кто поговаривает, что у нас нет будущего. Если мамы и папы нынешних подростков жили, может, в относительной, но стабильности, то последние сейчас даже не на распутье.
 - Я согласна с вами. Сейчас, как об обычном говорят о преступности, наркомании, алкоголизме и, как само собой разумеющееся, прибавляют сюда слово "детская". Неужели забота о подрастающем поколении отошла на второй план? Я не говорю, что у нас в районе этих явлений нет. Докатилась волна и сюда, и поэтому внимания подросткам мы уделяем много. Стараемся, чтобы ребята всегда были под присмотром взрослых. С родителями проводим беседы. Делаем всё, чтобы свозить школьников во время каникул на экскурсии. Конечно, сейчас такие поездки в копеечку обходятся и частыми их, как раньше, не сделаешь, но они есть. Школы не только ремонтируем, но и по мере возможности строим новые. И очень большой акцент в последнее время мы стали делать на кружках по интересам, которые должны вести одарённые и понимающие детскую психологию люди.
 - Вы имеете в виду альтруистов?
 - Труд этот должен оплачиваться и не мизерными подачками. А альтруизм же руководителей будет заключаться в том, сколько времени он посчитает нужным проводить со своими последователями. Здесь главное "загрузить" время ребят, чтобы на безделье у них ни минуты не было. Милиция тоже в этом вопросе не должна снимать с себя ответственности – своим поведением представители органов должны быть примером подражания для подрастающего поколения.
 - Надеюсь, вы не будете отрицать - при этой работе обязательно нужно учитывать, что интересы современной молодёжи, очень отличны от минувшего времени и руководителя не будете критиковать, если он с малолетками наравне разговаривает. У меня был случай, когда организатора такого клуба обвинили в разврате молодёжи, потому что девочка сыграла роль Павлинки из пьесы Янки Купалы "Павлинка"! Вдумайтесь в сказанное "Какое-то горькое дитя Павлинку сыграло! Ужас, чему детей учат! Да за это судить надо!" Маленькой актрисе в ту пору было шестнадцать лет. А с  этим произведением знакомят в школе и учеников водят на просмотр этого спектакля в театр.
 - Я не буду комментировать возмутительную недалёкость критиканов – сами-то что они сделали, чтобы нынешняя молодёжь в будущее верила?.. То время, в которое воспитывалась я, резко отличается от сегодняшнего. Хотя оно и цивилизованней прошлого, – мы не знали тогда компьютеров, видиков, иномарок, однако доброты, доброжелательности, целеустремлённости у нас было больше. Я воспитана на идеях Ленина и ущербности от этого не испытываю. Моя мама – педагог, но она никогда не насаждала свои взгляды ученикам. Она умела их выслушать и нередко соглашалась именно с их доводами. Когда же ошибочность высказываний была очевидна, мама объясняла факт спорщику и делала это так тактично, что он не становился посмешищем в классе. Будучи завучем школы, она всегда помогала молодым специалистам. При этом она старалась, чтобы учитель не подражал ей, а искал свои пути преподавания. Критиковать чужой труд могут только ограниченные люди, кстати, такие деятели отвергают и "старую школу".
 - Они исковеркали и обращения Ленина, которыми он не призывал всё рушить. А данное им коммунизму общеизвестное определение звучит на самом деле так: "Коммунизм - это советская власть плюс электрификация, плюс прусская организация трестов, плюс американская система образования"... Нашёлся "умник" и исказил смысл умного наставления... Кстати,  коль мы затронули то время, как вы относитесь к религии, гонение на которую началось при Советской власти?
 - Положительно. Люди никогда не забывали Бога, и даже работники партаппарата потихоньку крестили своих детей. Никогда не было тайной, что старые люди соблюдали посты, а церковные праздники встречались всеми: Пасха, Масленица, Крещение - никакие запреты не действовали. В тот период тоже были действующие церкви и их посещали верующие. Моё убеждение, что ни атеизм, ни религию насаждать нельзя - каждый волен придерживаться своих убеждений, только всё должно быть в разумных пределах. Вы же не будете отрицать, что грешники есть во всех вероисповеданиях.
 - Такой грех я действительно на себя не возьму. Даже Папа Римский в Прощённое Воскресенье, которое было 12 марта, просил у Бога милости за грехи, допущенные церковью по отношению к людям, и призывал прихожан стать милосерднее друг к другу.
 - Я придерживаюсь мнения, что к окружающим нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Тогда озлобленность не будет владеть миром и людьми, а её, к сожалению, сейчас много... По Библии Бог – это доброта. А для того, чтобы она была в сердце, не обязательно посещать церковь или устраивать гонения на неё.
 - Вы правы – ошибки предков и опыт веков ничто для тех, у кого в душе нет этого чувства. Нам же с вами остаётся надеяться, что нас услышат.
 - Каждый должен услышать себя. Что касается меня, то я верю в Бога. Верю в Его безграничную милость к людям. В церковь хожу не только в праздники, но и на воскресную службу. Вместе с учителями одной из наших школ преподаю в воскресной школе. После этих занятий на душе становится хорошо, легко и светло. И так хочется, чтобы все люди, а особенно дети, верили в Бога, были добрее и щедрее.
 - Слушая вас, мне почему-то показалось, что вы любите сказки. А вот мне когда-то сделали начёт, что я взрослым людям рекомендую к ним обращаться. Вы что-то можете сказать по этому поводу?
 - Только то, что сказки действительно очень люблю. И до сих пор мне интересно их читать. Ведь в сказках – людская мудрость. Они учат добру, жить честно и справедливо. А разве это плохо в любом возрасте?
 - Ну и последний вопрос. Всем хотелось бы, но не всем дано стать первой леди. Как вы чувствуете себя в этой роли?
 - Не знаю, как это воспринимают люди, но я считаю, что нет особого отличия просто женщины от леди. Вот только у первой леди больше ответственности за свои дела и поступки. Для меня самое главное – уважение людей: верить, что я вырастила хороших достойных сыновей, знать и чувствовать, что я нужна в этом мире. В целом же я считаю себя настолько обычной женщиной, что обо мне можно и не писать.
                Лариса ВЛАДЫКО, аккредитованный журналист при УВД Миноблисполкома

                Газета "Здравый смысл", ноябрь 2000 года, а также в разные года: "Ударный фронт", "Настаунiцкая газета", "Наша доля","Веснiк Магiлёва"...

     На аватаре: коллаж, сопровождающий статью в газете (из неё они отксерокопированы для данной публикации), составлен по фото из семейного альбома Г. Р. Лукашенко, которые для опубликования в авторском материале, она предоставила лично и после выхода интервью, как и было обещано, они ей были возвращены.               

     P. S. Прежде, чем статья увидела свет, чистоту моей совести, помыслов и психического состояния проверило КГБ.


      По этой ссылке я упомянула 02.04. 2019 года имя моей героини: http://www.proza.ru/2019/05/08/1377.




 















































 























 























 























 


Рецензии
Лукашенко очень загадочный президент.

Ева Анна Паула Браун   12.02.2012 09:15     Заявить о нарушении
Спасибо, что откликнулись на приглашение...

Синильга-Лариса Владыко   12.02.2012 09:33   Заявить о нарушении