Донесись, да кроме меня!

          "Донесись, только кроме меня!" -
          часто бабушка так говорила.
          Только в детстве неведомо было
          то, о чём она Бога просила
          два-три раза в течение дня.

          "И о чём это ты говоришь?" -
          лет в двенадцать я только спросила.
          "Непонятно? Да Божия сила
          в тех словах нам семью сохранила!"
          "Как же так?" - "Ну, так слушай, малыш.
          Вот приходит, допустим, соседка.
          Муж побил, что бывало нередко.
          Он из тех, кто ругается едко,
          он и курит, и пьёт, да и деткам
          тумаки раздаёт, как конфетки.
          И соседка сидит и рыдает,
          чай горячий у ней остывает,
          душу всю из себя вынимает.
          Я молчу да чайку подливаю.
          А уйдёт - я про всё забываю.
          Никому я о том не скажу -
          как в сундук, её горе сложу.
          Ни свои, ни соседи не знают,
          то, о чем тут на кухне рыдают.
          И смотрю: лишь пройдёт два-три дня -
          помирилась лихая родня...
          Донесись, только кроме меня!"

          "Так ведь люди расскажут другие!
          Может, слышали крики какие,
          может, видели этот разбой!"
          "Да, бывает, бывает порой.
          Только грех этот будет - не мой!"

          "Ну, а как сохранила семью
          поговорка твоя - не пойму?"
         
          "Эх, не знать бы гражданской войны!
          Той войны, что страшнее чумы!
          Твой сосед - то ли друг, то ли враг -
          не поймёшь до поры ты никак.
         
          Если заняли красные город -
          ищут тех, кто за белых, кто повод
          дал малейший - богач и кулак.
          Если с белыми САМ - по лесам -
          так семью расстрелять! Нате вам!
         
          Если ж белые в город ворвутся -
          ищут красных. И семьи спасутся,
          только если соседи не скажут,
          красный дом белякам не покажут.

          В огороде скрывались, в картошке,
          с ребятнею лежали в ботве.
          Дед был - красный на этой войне.
          Повезло с ребятишками мне,
          что не сдали соседи. Немножко
          ты меня понимаешь теперь?"
         
          Тут я молча кивнула на дверь.
          К нам соседка за солью пришла.
          Баба Настя  её повела
          посидеть у печи, у огня...
          "Донесись, только кроме меня!"

-------------------------
2 февраля 2012 года
-------------------------


Рецензии