Глава 40. О малых избранных среди многих званых

О малых избранных среди многих званых

Да ядите и пиете за трапезою Моею
в Царстве Моём, и сядете на престолах
судить двенадцать колен Израилевых.
Лук. 22:30.

По 20-й главе Матфея.

Путешественники приближались к Иерусалиму.

Интересно здесь довольно длительное разъяснение фразы «много званых, да мало избранных».

Один хозяин в разное время дня нанимал работников для обработки виноградника. А в конце дня всем заплатил поровну. При этом первой партии работников он установил величину платы, а последующим говорил, что расплатится, не беспокойтесь, мол, не обижу. Интересная картина, не правда ли? Закончился трудовой день. Так вот, первые работники стали возмущаться, почему это им заплатили столько же за большую работу. На что хозяин резонно им заметил: «А какое вам дело? Деньги мои, вы своё получили, как договаривались. Просто я такой добрый к другим».

И это сравнивается с организацией Царства Небесного. Больше делаешь – меньше получаешь. А кто-то и меньшим трудом получит то же, а то и побольше. Поскольку избранным он окажется по каким-то причинам, нам не объясняемым. (Ведь избрал же Бог Авраама, безо всяких объяснений. Полюбил, мол, и всё, даже до некоторого очень многочисленного колена.) А почему бы хозяину, назвавшись добрым, не дать и первым побольше. Они и в следующий раз придут к нему с радостью. А вторые-то потребуют за свою работу больше. Избалуются. Вот так хозяин (хозяин Царства Небесного) сеет вражду между зваными и избранными. Какой-то нелогичный распорядитель своей доброты. Извините, не распорядитель, а Распорядитель.

Так, за разговором, подошли к Иерусалиму. Иисус отозвал Своих учеников, всех двенадцать, и сказал им, что пришли мы на место, здесь всё и совершится, что будет Он осуждён здесь на смерть, к чему и шёл с ними. А на третий день, говорит, воскресну (ещё одно напоминание об этом). А шли-то они не одни в Иерусалим. Увязалась с ними и сводная сестра Иисуса, Саломия. Матфей пишет, подразумеваем, что хоть Иисус и отозвал только учеников в сторонку, чтобы сказать им одним о распятии и воскрешении, но Саломия разговор этот, видать, подслушала, узнала про судьбу Иисуса, поэтому подошла к Нему и говорит: «Братец, дорогой, возьми моих сыночков, племянничков Твоих, Иоанна с Иаковым, с Собой, пусть они сядут там справа и слева от Тебя». На что Христос, ошалев от такой наглости, сказал: «Ты что, совсем ополоумела, сестрица Саломия! С Собой! Да Кто же их туда пустит? Там уже всё расписано, кому где сидеть! Все билеты уж давно проданы!» Другие десять учеников, которые, похоже, не против были там притулиться к Нему хоть справа, хоть слева, хоть в ногах или сзади, стали орать на этих Зеведеевых: «А чем это вы лучше нас, чем это вы так хороши? Родня, что ли, да? По блату прётесь?» Но Иисус всех успокоил: «Не суетитесь, между вами так не будет. Равны вы между собой, и умом, и разумением. Особенно разумением. Ни слева вам не сидеть, ни справа, а кучей. И нечего Мне служить, без вас обойдусь. Сам на службе. И хорош орать друг на друга!»

У вас, читатель, я думаю, прямо на языке вертится сказать, что опять я напраслину возвожу на Спасителя, что я взахлёб придумываю на ходу всякую нелепицу. Ничего подобного, потому что читаем (стихи 20-21):
«Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоём».

И дальше (стихи 24-28):
«Услышавши сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

Этим стихам даётся очень интересное церковное толкование. Вот оно:

«Сыны Зеведеевы думали, что если Господь пойдет в Иерусалим, то станет земным царем, так как часто слышали Его слова: восходим в Иерусалим. Посему они допустили человеческий помысл и заставили мать подойти, сами стыдясь явно подступить к Нему, хотя незаметно и они подошли, как сообщает Марк; он говорит: «подходят к Нему Иаков и Иоанн», значит, и они незаметно и тайком подошли».

Ничего подобного. Все ученики слышали, что Иисус сказал о Своём будущем распятии и последующем воскресении, поэтому они (братья Зеведеевы сами либо посредством их матери) просились к Иисусу именно туда, где Он окажется после воскресения и никак не приближёнными физического царя Иерусалима. Просто такое толкование удобно церкви, вот оно так и внушается народу, слушающему эти проповеди. Да оно, это толкование, вообще говоря, проще, чем говорить слушателям или читателям о другом.

И ещё толкование о поведении остальных учеников после просьбы их коллег Зеведеевых:

«Когда десять учеников увидели, что двое получили от Христа упрек, то и они стали негодовать и этим обнаружили, что и они стремятся к такой же чести. Так несовершенны были ученики, что двое стремились возвыситься над десятью, а те десять завидовали двоим».

Тоже всё как-то боком. Откуда этот комментатор взял, что и остальные десять стремились к такой же чести, что они завидовали им? Об этом ничего в Евангелии не сказано, это толкователь сам и придумал. Единственно, с чем я согласен с толкователем – это в несовершенстве учеников.

Да, Марк (10:35) не стал возводить поклёп на мать Зеведеевых, он самих Зеведеевых осрамил, поскольку у него именно (в его Евангелии) они попросили Иисуса взять их с Собой, поближе к правому и левому боку. Матфею, похоже, не понравилась придумка Марка в отношении Зеведеевых, он оказался более лиричным – сыграл на чувствах матери и не стал возникать непосредственно против своих друзей (если они были его друзьями). Марк-то, понятно, не друг им был тогда, он в то время ещё и не был призван даже в число 70-ти учеников.

Заметьте, что всех двенадцать Иисус назвал равными, в том числе и Иуду Искариота, который в это время тоже находился в этой группе. А как же иначе? Иуда-то, пожалуй, равнее равных. Ему уготовано больше, чем другим – презрение, пока мы (я имею в виду человечество, верующего в эти сказки) живы. Поэтому и понятны слова Иисуса, «что лучше не родиться тому человеку». Но это среди нас. А там – он равный. Первым он совершил своё предназначение, а можно сказать, что и подвиг.

Потом Иисус смягчился и, умилосердившись, исцелил двух слепых. Правда, предварительно спросил их ласково: «Ну, вам-то что от Меня надо? Вот пристали, проходу не дают!» Подумал, что и эти попросят посидеть с Ним слева-справа. Но просьба оказалась прозаической, поэтому и выполнимой, при Его-то способностях (30-34):
«И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышавши, что Иисус идёт мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они ещё громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус остановившись подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! Чтобы открылись глаза наши. Иисус же умилосердившись прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним».

Вот и прозвучало слово Господь, слова – Сын Давидов. Откуда к ним пришла эта информация? Понятно, что от болтливых учеников.


   
Далее: Глава 41. Ослов красть не грешно.


Рецензии