Глава 31. Иоанн Креститель сомневается

         
(По Евангелию от Матфея, глава 12).

Иоанн, призвав двоих из учеников своих,
послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот,
Который должен придти, или ожидать нам другого?
                (Евангелие от Луки, 7:18)

Иоанн Креститель, хоть и крестил Иисуса, но верить Ему, похоже, не верил. Сомневался. Поэтому и послал он к Иисусу двух своих учеников, тоже, вероятно, бездельников, спросить Его, мол, парень, Ты ли это?

Иоанн, надо сказать, в то время сидел как раз в темнице (так распорядился с Иоанном в это время только Матфей), из которой уже не вышел: голову ему вскоре отрубили по просьбе Иродиады, дочери царя Ирода. В основном, за то, что Иоанн напустился на Ирода за его некоторый проступок в отношении жены своего брата Филиппа, Иродиаду. Иоанн говорил ему, что он не должен этого делать.

Иисус, как видно из текста, ошалел от такого нахальства Своего родственника-крестителя, прозвучавшего в виде неверия, а то и сомнения, но виду не подал. Успокоил его через посланников: «Я это, Я! Не волнуйся, брат Мой, береги нервы». «И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, и иные благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне!»

Конечно, из всего сказанного только «мёртвые воскресают» может подтвердить божественность Иисуса, доказать, Он ли это или кто другой. А всё остальное вполне может приписываться врачам телесным. Это событие подробно расписано только у Матфея и Луки (7:18 и далее). Некоторые места переданы слово в слово, со всеми подробностями. А в других местах пусть и не слово в слово, но по содержанию и смыслу – идентично.

И другое. Иисус, говоря, что «слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат» и прочее, никак не говорит об основном: а прислушивается ли народ к Его призывам, позволяющим попасть в Царствие Небесное. Ведь, даже судя по Его ученикам, постоянно толкавшимся рядом с Учителем и наблюдавшим эти Его «прозревают» и «ходят» и прочее. Никакой народной реакции на призывы не замечается, как это не замечается и в Его учениках.

А причина не любить Иисуса у Иоанна Крестителя, вероятно, была. Ведь по свидетельским показаниям евангелиста Иоанна именно первые два ученика Иисуса и были бывшими учениками Иоанна Крестителя. Они сразу же, на другой день после крещения Иисуса, приблудились к Нему в качестве учеников (по версии Иоанна). Да и после Иоанн Креститель через своих учеников, ревниво спрашивал Иисуса о том, почему это все постятся, как нормальные, а Иисус со своими нахлебниками – нет (см. главу 9 от Матфея). Правда, сначала таким же вопросом задались фарисеи (11): «…Фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьёт с мытарями и грешниками?» Иисус услышал этот вопрос и Сам ответил на него, не доверяя такого скользкого дела Своим избранным (12, 13): «…Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию». И вот после этого и обратились к Иисусу Иоанновы ученики (14): «…Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» Но Иисус их быстренько поставил на место: «Кто вы такие? Я жених-то, что хочу, то и делаю. А вы сошки малые, вам всё и соблюдать. А эти, – Он показал на Своих избранных, – со Мной, пока Я здесь – они не постятся, а когда Меня не будет, тогда они и будут поститься». Вот как дословно изображено это у Матфея, возвратимся в его 9 главу (15): И сказал им Иисус: могут ли печалится сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься».   

Может быть, и ещё была причина некоторой нелюбви к Иисусу, которая крылась в том, что первым-то родился по воле Бога как раз Иоанн (за полгода до Иисуса), ему бы и занять место первенца в божественной земной литургии. Но он был ограничен только проповедями-предупрежденями о появлении мессии, да ещё крестил народ во имя Царствия Небесного. Но Иисус почувствовал, всё-таки, некоторую вину перед Иоанном Крестителем, и Свой поступок или действия Он оправдал тем, что это от Него не зависело (25-27): «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам. Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. Всё предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».

А перед этим Иисус стал крёстного восхвалять (7-11): «…Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? Человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: «се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Истинно говорю вам: из рождённых женами не восстал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его».

Большой-то большой Иоанн из всех человеков, но, всё-таки, не выше самого захудалого жителя Царства Небесного, хотя сам и является посланным Богом Ангелом, приготовившим путь Иисуса. Как известно, Ангелы – жители Царства Небесного, а никак не люди.

Потом неверующим Он стал угрожать страшной карой: «Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам». Однако ничего не сделал, чтобы спасти Иоанна от казни. Можно сомневаться только, что Он этого не знал. Это прочно исключено, потому что нам известны все свойства Его мельчайших частиц.

И это у Луки всё повторено аналогично, с теми же знаками препинания и с таким же смыслом. Исторически правдивый Марк об этом важном случае ничего не говорит, а Иоанну Богослову – снова не до мелочей.

Вот раньше я говорил, что Лука не пользовался Евангелием от Матфея, а здесь получается, что пользовался. Поэтому можно предположить, что в Евангелие от Луки позже сделали приписку о событиях, связанных с сомнением Иоанна Крестителя. Вполне возможно, что эту приписку по времени написания объединили с молитвой «Отче наш!», которая появилась и у Луки.


Далее: Глава 32. О субботе и другом, не менее важном.


Рецензии
С чего бы называли "крещение"? И причем здесь крест? О кресте распятия еще ничего не было известно. И почему надо было крестить не на кресте, а в грязных водах Иордана,где стирали грязное белье, поили и купали скот, и куда стекали фекальные воды. Очистных сооружений не было.

Алексей 37   18.08.2016 16:08     Заявить о нарушении