Конспирология в Древнем Риме

Возможно, как утверждают некоторые современные исследователи, история Древнего Рима вместе с Плутархом и Светонием придумана Петраркой и его коллегами. Возможно, она имеет отношение к реальности хотя бы по касательной, примерно как роман Дюма «Три мушкетера» к его прототипам. Но, так и ли иначе, история сохранила памятники великой культуры, в частности, литературы, в которых рельефно проступают образцы личностей, поступков и архетипов, позднее воплотившиеся в бесчисленном количестве подражаний или пересказов. Все, пожалуй, согласны и с тем, что анализ античной литературы и ее исторической подоплеки - важная задача самоидентификации человечества.

Центральными фигурами наиболее известных произведений эпохи Древнего Рима являются так называемые триумвиры. Если точно, было по крайней мере два триумвирата, но первый из них, состоявший из Цезаря, Помпея и Красса, наиболее архетипичен и поражает монументальностью. Особенно чувствительны к этому юноши и девушки романтического склада. И, хотя христианство утвердило впоследствии более правильные понятия о величии, встречаются утверждения, например, того же Дюма, что зачатки христианского миропонимания исповедуются уже самим Цезарем.

Исследуя Плутарха, Светония, Ливия и иже с ними, приходим к представлению о весьма развитой общественной жизни в эпоху расцвета Рима, не уступающей современной, в частности, по роли и распространенности тайных обществ. Сведение воедино ряда источников позволяет предположить, что само возникновение так называемого «первого триумвирата» было неудавшейся в конечном счете попыткой освобождения Рима от власти всесильного, плодящего невиданную коррупцию тайного общества, которое действовало под прикрытием сената и связывалось с партией оптиматов. При этом Помпей был плоть от плоти этого общества, но какое-то время был во власти обаяния Цезаря и помогал ему.

Дело триумвиров после смерти последнего из них потерпело полное фиаско. Гибель Красса показала пределы римского военного могущества. Смерть Помпея - истинную цену римской славы, а убийство Цезаря развеяло последние надежды на реванш за эти поражения. Последующие императоры - Август и Тиберий – пытались эту отрезвляющую неудачу скрыть, насколько это возможно.

С Ю. Цезарем же связано еще одно крушение. Он продолжал славную линию римских традиций, периода молодого штурма и натиска, периода великих надежд, линию Сципиона, Мария, Суллы, Красса, Помпея. Это славная, полнокровная традиция эллинизма. Реализуя ее, он был потомком Энея, спасшегося из Трои, полубогом. Цезарь был последний полубог. В Калигуле эта идея вместе с именем попыталась потом возродиться и приобрела уже заведомо уродливые формы - так сильно к тому времени исказилась римская жизнь, стабилизировалась и слиняла.

Красс, Цезарь и Помпей были последними в этой плеяде. Антоний и Август были уже только отзвуками, по которым уже едва можно было представить прежний размах. Если колоритный Антоний, с образом которого у меня почему-то ассоциируется Джим Моррисон, пытался еще продолжать прежние дерзания, и в этом он был, так сказать, последним Данко уходящей эпохи, то Август уже стал явным консерватором и удержателем нажитого. В нем не было того мотивационного импульса высочайшей пробы, который двигал Юлием Цезарем. Не было его и в обществе, потерявшем прежнюю веру в славу римлян.

Центральным образом противников дела тиумвиров был не Марк Юний Брут, а его знакомый Гай Кассий Лонгин (или просто Кассий), который, не только вовлек Брута в тайное общество и приобщил к заговору против Цезаря, одним из убийц которого являлся и сам, но и лично был причастен к гибели Красса и Помпея. Будучи квестором Красса в роковом парфянском походе, играл роль провокатора, который, возбуждая честолюбие и алчность престарелого Красса, понуждал его к непродуманным и опасным решениям и внушал ложное понятие о превосходстве, а потом ловко спасся после гибели армии, чтобы заняться разводкой Помпея и Цезаря. Можно не сомневаться, что если бы в столкновении Помпея с Цезарем победил Помпей, его ждала бы та же участь, что и несчастного Цезаря. Кассий сделал ставку на более сильного, которым тогда казался Помпей, но проиграл. Прощенный же Цезарем, погубил его.

Но видимо само провидение двигало Кассием, - то самое провидение, которое ограничивает рост империй, и разрушает Вавилонские башни, обостряя внутренние противоречия. Мне во многом жаль погибших от вероломства триумвиров, но я, в отличие от Данте, не поместил бы Брута в самый последний круг ада вместе с Иудой и Кассием. Не будь распрей, ставших причиной его нелегкого выбора, не будь предполагаемого шантажа со стороны Кассия, побудившего к предательству папы Юлия, наверное, его можно было бы назвать одной из симпатичных личностей античного Рима.

***
Постадийное погубление триумвиров тайным обществом с суровыми ритуалами инициации и сокрытым под спудом изощренным развратом из разряда «С широко закрытыми глазами» Кубрика могло бы послужить фабулой качественного исторического романа. Когда-то лет 15 назад я питал надежду написать что-то вроде этого и собирал источники. Однако, судьба переменилась и больше я о таком романе не помышляю. Но нет ничего тайного, что не стало бы явным.


Рецензии