Конспирология в Древнем Риме
Центральными фигурами наиболее известных произведений эпохи Древнего Рима являются так называемые триумвиры. Если точно, было по крайней мере два триумвирата, но первый из них, состоявший из Цезаря, Помпея и Красса, наиболее архетипичен и поражает монументальностью. Особенно чувствительны к этому юноши и девушки романтического склада. И, хотя христианство утвердило впоследствии более правильные понятия о величии, встречаются утверждения, например, того же Дюма, что зачатки христианского миропонимания исповедуются уже самим Цезарем.
Исследуя Плутарха, Светония, Ливия и иже с ними, приходим к представлению о весьма развитой общественной жизни в эпоху расцвета Рима, не уступающей современной, в частности, по роли и распространенности тайных обществ. Сведение воедино ряда источников позволяет предположить, что само возникновение так называемого «первого триумвирата» было неудавшейся в конечном счете попыткой освобождения Рима от власти всесильного, плодящего невиданную коррупцию тайного общества, которое действовало под прикрытием сената и связывалось с партией оптиматов. При этом Помпей был плоть от плоти этого общества, но какое-то время был во власти обаяния Цезаря и помогал ему.
Дело триумвиров после смерти последнего из них потерпело полное фиаско. Гибель Красса показала пределы римского военного могущества. Смерть Помпея - истинную цену римской славы, а убийство Цезаря развеяло последние надежды на реванш за эти поражения. Последующие императоры - Август и Тиберий – пытались эту отрезвляющую неудачу скрыть, насколько это возможно.
С Ю. Цезарем же связано еще одно крушение. Он продолжал славную линию римских традиций, периода молодого штурма и натиска, периода великих надежд, линию Сципиона, Мария, Суллы, Красса, Помпея. Это славная, полнокровная традиция эллинизма. Реализуя ее, он был потомком Энея, спасшегося из Трои, полубогом. Цезарь был последний полубог. В Калигуле эта идея вместе с именем попыталась потом возродиться и приобрела уже заведомо уродливые формы - так сильно к тому времени исказилась римская жизнь, стабилизировалась и слиняла.
Красс, Цезарь и Помпей были последними в этой плеяде. Антоний и Август были уже только отзвуками, по которым уже едва можно было представить прежний размах. Если колоритный Антоний, с образом которого у меня почему-то ассоциируется Джим Моррисон, пытался еще продолжать прежние дерзания, и в этом он был, так сказать, последним Данко уходящей эпохи, то Август уже стал явным консерватором и удержателем нажитого. В нем не было того мотивационного импульса высочайшей пробы, который двигал Юлием Цезарем. Не было его и в обществе, потерявшем прежнюю веру в славу римлян.
Центральным образом противников дела тиумвиров был не Марк Юний Брут, а его знакомый Гай Кассий Лонгин (или просто Кассий), который, не только вовлек Брута в тайное общество и приобщил к заговору против Цезаря, одним из убийц которого являлся и сам, но и лично был причастен к гибели Красса и Помпея. Будучи квестором Красса в роковом парфянском походе, играл роль провокатора, который, возбуждая честолюбие и алчность престарелого Красса, понуждал его к непродуманным и опасным решениям и внушал ложное понятие о превосходстве, а потом ловко спасся после гибели армии, чтобы заняться разводкой Помпея и Цезаря. Можно не сомневаться, что если бы в столкновении Помпея с Цезарем победил Помпей, его ждала бы та же участь, что и несчастного Цезаря. Кассий сделал ставку на более сильного, которым тогда казался Помпей, но проиграл. Прощенный же Цезарем, погубил его.
Но видимо само провидение двигало Кассием, - то самое провидение, которое ограничивает рост империй, и разрушает Вавилонские башни, обостряя внутренние противоречия. Мне во многом жаль погибших от вероломства триумвиров, но я, в отличие от Данте, не поместил бы Брута в самый последний круг ада вместе с Иудой и Кассием. Не будь распрей, ставших причиной его нелегкого выбора, не будь предполагаемого шантажа со стороны Кассия, побудившего к предательству папы Юлия, наверное, его можно было бы назвать одной из симпатичных личностей античного Рима.
***
Постадийное погубление триумвиров тайным обществом с суровыми ритуалами инициации и сокрытым под спудом изощренным развратом из разряда «С широко закрытыми глазами» Кубрика могло бы послужить фабулой качественного исторического романа. Когда-то лет 15 назад я питал надежду написать что-то вроде этого и собирал источники. Однако, судьба переменилась и больше я о таком романе не помышляю. Но нет ничего тайного, что не стало бы явным.
Свидетельство о публикации №212020200916