Незваный гость

  Морозное утро.

  Из далекого Таджикистана в столицу приезжает Борис.

Трое суток в плацкартном вагоне. Из лета в русскую зиму.

На самом деле у него мусульманское имя - может быть, Бахтиор.
А по-русски Борис.
Так он и представился.

Он узбек, но живет среди таджиков.

Одну ночь ему нужно где-то переночевать. Затем он поедет дальше, в Питер. Работать.

В Москве у него земляк, даже зять - Рома.
Это если по-русски.
Абдурауф - это сложно, а Рома, Ромик или Ромарио самое то.

   Они родственники, значит Рома должен найти ему место на одну ночь. Это без вариантов. Они вместе жили в одном кишлаке, он женат на сестре Ромика. Восточное гостепреимство, плов и прочее, прочее, прочее.

   Да и выбора у Ромы нет. Он просто обязан пристроить соплеменника.

   За койко-место просят тысячу.

   Для обоих это очень большие деньги. Особенно зимой когда нет работы и каждая копейка на счету.
   И чтобы устроить на ночлег своего земляка, он подделывает пропуск, чтобы тот прошел в общежитие.
   Но охрану просто так не проведёшь.
   Бдительные парни.
   Парни, что надо.
   Им плевать, что на улице холодно.
   Они просто напросто вышвыривают узбеков на улицу.
   Это их работа - не пускать посторонних. Тут ничего не попишешь.

   Ромик звонит мне. В свое время мы работали вместе.

  - Помогите, пожалиста, охранник нас не пускают в общага! Мы стоим на улица!Холодна!

   Последнее слово определяет многое.
   Я мысленно матюгнулся.

  - Стойте и ждите меня, я сейчас прогрею машину и приеду.

  Но двигатель не заводится - масло загустело от мороза.
  После нескольких неудачных попыток завести машину я бросаю это дело и звоню Ромику - Приходите ко мне! - Благо, что идти не больше километра.
  Договариваюсь с комендантом своего общежития.
 
  - Пусть посидит днем у вас - решает комендант, а на ночь я его пристрою к кому-нибудь.


  Нас в вагончике шесть человек.

  Это всё, больше мест нет, все проснулись и с недоумением смотрят на утреннего гостя.

  Первым высказывается Саша.

- Какого хрена я должен заботиться об этом узбеке, пусть идет куда хочет!

- Мы христиане,- парирую я,- в такой мороз собак не выгоняют. Мы должны его приютить.

- Я не хочу ничего слышать,- говорит в ответ Саша, - пусть проваливает! Им вообще нечего делать в России! Ты знаешь, как выгоняли нас!? Я тридцать лет прожил в Ташкенте. Когда начался распад Союза к нам подходили такие как он или его родственники и говорили, чтобы мы убирались. Ты не видел толпы беженцев, а я видел. Люди бросали всё и уезжали!

  Саша прожил более половины своей жизни в Узбекистане, затем перехал в Израиль. Но через несколько лет вернулся в Россию.
  Здесь у него начались неурядицы в семье, после чего он собрал вещи и ушел из дома.
  И вот он вместе с нами.
  Рисковый парень. Бросить все и уйти - это нужно уметь. Это не так просто. Ему за пятьдесят. В таком возрасте нужно думать о старости. А начинать вновь трудно.

Практически невозможно когда тебе за пятьдесят.

Мы почти ровесники. Просто я в отличие от него немного моложе и относительно пристроен.

  Там, в Узбекистане, когда начался развал Союза, Саша столкнулся с неприязнью местных. По этой причине он и уехал в Израиль. Бросил бизнес и отправился в неизвестное.
  Он видел людей оставшихся без крова. Без работы. Без будущего.

  У него более чем убедительная логика, но я стою на своём - пусть гость сидит до вечера!

  Мне плевать на предрассудки и убеждения, на мнение политиков и националистов. Точно так же я пустил бы в дом мерзнущего пса. Стоит мне представить каково живому существу страдать на холоде, когда пальцы не гнутся на руках, а на ногах их вообще не чувствуешь ... и ещё появляется страх отморозить конечности и я гоню все сомнения прочь.
   Это наверное сострадание.

  - Це же ж люди, человеки! -  меня поддерживает коллега с Украины. Меня вот таджики в прошлую зиму приютили. Шо це таке...
 
  Он видит Ромика, Борю и заступается за обоих.
 
  Остальные молчат, мне непонятно за кого они, но холод за дверью не оставляет выбора.

  Я понимаю, что Саша погорячился, что в его словах сказывается не только опыт личной жизни, но и серия передач по телевизору, где этот вопрос долго мусолят телеведущие.

  Россия для русских! - хорошая фишка, ничего не скажешь.

В этот момент, не обращая внимания на происходящее ко мне обращается Рома:
   - Можно, я молитва читаю?
Подошел час утреннего намаза.
   - Можно.
Ромик стелит газеты рядом с кроватью Саши потому что больше негде  и начинает бить поклоны и читать молитву полностью абстрагировавшись от реальности.

    У Саши глаза на лоб.

  - Да штоб ты бошку себе расшиб! - Он уходит громко хлопнув дверью.

   Я понял, что он остывает, что грохот железной двери - это последний аргумент.

   Парни угощают гостей чаем, подтрунивают над узбеками.

  - Шо, небось яйца-то отморозили?
  - Какой яйца,- Ромик плохо знает русский язык.

   Мы смеемся.
   
     Возвращается Саша. Все притихают, прячут улыбки, но атмосфера веселья доходит и до него. Обстановка разряжена.

   - Саша, они узбеки, а живут в Таджикистане, там тоже была война. Они такие же как ты. Их так же гнали в то время с насиженных мест.

   Эти слова может и не нужны, но мне необходимо убедить себя и присутствующих, что по-крупному счету ,мы - прежде всего люди, а после этого разнимся по национальности, возрасту и положению в обществе.

   - Ладно, пусть остается ,я его покормлю, никто его не обидит,- обещает он мне. Скоро они нас выселят из страны. Приедут иноземцы и нам негде будет жить.

  - Не выселят, у нас земли много.

  - Вот-вот, они займут здесь всё, а мы будем проситься к ним на постой. Эх, не знаешь ты, что творилось там  в те годы.

  - Мало ли что там творилось - перед нами конкретная ситуация, свои мысли ты выскажешь на митинге. Иди на Сахарова, на Болотную и говори всё что захочешь.

 

  Он вздыхает и начинает инструктировать Борю.

  - Так, душ - через дорогу в соседнем здании,"удобства" тоже там. Знаешь что такое "удобства"?
  - Знаю, знаю, - как робот кивает головой Борис.
 

  Мы с Ромиком уходим, нас ждет работа.
 
  Рассвет.
  Не смотря на мороз выглянуло солнышко и стало веселее.
  День прибавился, а значит скоро весна.

  Ворс и Собеседница.


Рецензии
Лев, спасибо, тема очень больная, по - Божески поступить трудно, но того стоит...
Ещё раз спасибо, счастья Вам обоим!..

Зайнал Сулейманов   11.05.2015 12:47     Заявить о нарушении
Спасибо,Зайнал!

Лев Воросцов-Собеседница   12.05.2015 18:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 53 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.