Десять дней и четыре часа

               
Фоторепортаж. Фотографии здесь:
http://foto.mail.ru/mail/gozanogu/2/
http://video.mail.ru/mail/gozanogu/_myvideo/


                Часть 1. Альпы

Это было чистейшей авантюрой с самого начала. Однако бывают предложения, от которых невозможно отказаться. Иначе я всю оставшуюся жизнь рвал бы остатки волос на лысине, твёрдо зная, что подобная возможность не представится мне больше никогда.

Предложение поступило от моих недавних знакомых, Ирины и Алексея. Они собрались провести десять дней на горнолыжном курорте в Доломитовых Альпах, и им нужен был третий. Не подумайте ничего дурного, просто апартаменты, которые они арендовали, были рассчитаны на троих, и плата не зависела от фактического числа проживающих, да и аренду автомобиля дешевле было поделить на троих. Для меня затраты на дорогу, жильё и автомобиль составляли всего около тридцати тысяч рублей – согласитесь, не такая уж и большая плата за подобное удовольствие, тем более что всю организацию путешествия они взяли на себя. Я, никогда прежде не бывавший за рубежом, за исключением трёх дней в Китае ( см. репортаж об этом путешествии http://www.proza.ru/2010/09/09/1367) , с этой задачей бы точно не справился.

Авантюрность же данного предприятия состояла прежде всего в том, что прийти домой и сказать: «Я слетаю на десяток дней в Италию, покататься на горных лыжах, вы тут без меня не скучайте!» было просто немыслимо. Ну, дети-то ещё поняли бы, а вот жена… Возможно, у меня хватило бы твёрдости характера настоять на своём, но мне пришлось бы согласиться с тем, что я жуткий эгоист, ни во что не ставящий интересы семьи, подвергающий жизнь и здоровье её единственного кормильца неоправданному риску ради собственного удовольствия и наносящий чудовищный урон семейному бюджету. Объяснить человеку, для которого семейные ценности превыше всего, что ими можно поступиться ради какого-то катания на лыжах с горки, просто невозможно.
 
Короче, пришлось срочно сочинять легенду о служебной командировке. Конечно, я постарался разбавить ложь правдой, насколько это было возможно. Я сказал, что наши коллеги-геофизики из Армении покупают разработанную нашей фирмой электроразведочную аппаратуру (что было чистейшей правдой), и что мы летим туда показать её в действии на местных объектах (что тоже было правдой, за исключением того, что в эту командировку летал не я). Я даже признался, что лично моей главной целью является не работа, а посещение тамошнего горнолыжного центра (иначе как бы я объяснил намерение взять с собой лыжи?). Кстати, лет сорок назад я побывал там, в Цахкадзоре, о чём у меня остались самые светлые воспоминания.

Моя ложь прошла на удивление гладко. Скорее всего, тут сказалась моя репутация человека, не умеющего врать. Я действительно испытываю некоторый дискомфорт, когда приходится лгать, и даже какое-то подсознательное желание разоблачения, которое обычно оказывается удовлетворённым. Но не в этом случае. Выслушивать каждодневные упрёки и уехать с испорченным вконец настроением мне совсем не улыбалось.

С финансовой стороной дела было несколько проще. За три месяца полевых работ нам выплатили, кроме зарплаты, так называемое полевое довольствие, за вычетом, естественно, того, что мы за это время проели и пропили. Проесть эти деньги в полевых условиях практически невозможно – не в ресторане питаемся, а пропить – было бы несовместимо с работой, по крайней мере для моего организма. Так что требуемая сумма, неучтённая в семейном бюджете, у меня была.

Итак, всё, как мне казалось, складывалось наилучшим образом.  Не учёл я только одного обстоятельства: я, по-видимому, пользуюсь особым расположением Всевышнего, и неотвратимое наказание за мои грехи Он не откладывает «на потом», до Страшного Суда, а приводит в исполнение немедленно.
 
Уже по дороге в аэропорт я почувствовал себя хреново, а в самолёте меня скрутило окончательно. Не будучи силён в медицине, я не знаю, как проходят приступы острого гастрита у других, но у меня это не просто «болит живот», а ещё и страшная слабость, тошнота, резкое повышение давления и, как следствие, жуткий депресняк, усугубленный в данном случае чувством вины и перспективой искать медицинской помощи в чужой стране, где она далеко не бесплатна. Страховка, как мне объяснил по телефону представитель страховой компании, на обострение хронических заболеваний не распространяется.

В Мюнхенский аэропорт, где у нас была пересадка, я прилетел на грани полного нервного и физического истощения. Изрядно помотав нервы моим спутникам, которые уже начали подумывать о том, как бы отправить меня домой, я в конце концов не выдержал и потащился в медпункт, хотя понимал прекрасно, что возможная помощь будет несоизмерима с затратами на неё. Мне, однако, повезло. Хоть мне и пришлось сразу подписать обязательство выплатить 50 евро за консультацию, но врача на месте не оказалось. Фельдшер померил мне давление (как будто я и так не знал, что оно заоблачное), и предложил подождать врача, который будет через час. Когда я с трудом объяснил (объяснялись мы на английском, который оба знали одинаково плохо), что к этому времени должен быть уже в самолёте, он только развёл руками и, проникнувшись сочувствием к моему несчастному виду, выдал три дозы лекарства, которое, по его мнению, должно было помочь, и денег не взял ни цента.
 
Хоть и было мне, естественно, не до того, чтобы наблюдать и фотографировать, я не мог не заметить странных скульптур, встречающихся повсюду в залах и переходах Мюнхенского аэропорта (фото 1, 2). Своеобразное чувство юмора у немцев, однако…  Едва не заблудившись в этих бесконечных переходах, я уже перед самым вылетом вернулся к своим спутникам, которые уже, наверное, трижды прокляли тот день, когда им взбрело в голову связаться со мной. И мы полетели дальше, в Венецию.

Как мы прилетели, получили багаж, погрузились в машину и доехали до Canazei – городка в самом центре Доломитовых Альп – я помню смутно. Двигался я почти на автопилоте, а в голове шла жестокая борьба с единственным жгучим желанием – бросить всё и немедленно лететь домой. Победил я, наверное, только потому, что желание было практически несбыточным: денег на обратный билет мне всё равно не хватило бы, а занимать у Алексея и Ирины, которые в случае моего отъезда и так понесли бы значительные финансовые потери – это надо было совсем совесть потерять.

Приехали мы поздно ночью, и на следующий день на гору не полезли. Ирина с Алексеем успешно совмещали  процесс акклиматизации с дегустацией итальянских вин, а я  - гораздо менее успешно – со своими непрекращающимися страданиями.

Проснувшись утром на второй день и не обнаружив признаков улучшения, я, наконец, разозлился. Не хватало мне только весь этот отпуск, обещавший быть таким чудесным, проваляться в постели! Вот уж, будет о чём рассказать! И я, совершив над собой чудовищное насилие, схватил лыжи и направился к подъёмнику.

И произошло чудо! То ли на меня так подействовал целительный горный воздух, то ли Всевышний наконец счёл наказание достаточным и сменил гнев на милость (одно другого, впрочем, не исключает), но к концу дня симптомы болезни растаяли, как последние облака, зацепившиеся за вершины гор в этот ясный солнечный день. Тем не менее я, чтобы не искушать Господа, устроил себе великий пост, так и не вкусив итальянской кухни и вина до конца отпуска, то есть сел на жёсткую диету, сделав исключение только для граппы, ибо когда это русскому желудку вредила хорошая водка, тем более изготовленная не из опилок, а из чистейшего виноградного сока?

С этого момента и до конца отпуска всё было настолько прекрасно, что мне временами не верилось, что это происходит со мной, а не с кем-то другим. Сделанные мною фотографии (фото 3-8) не могут в полной мере отобразить красоту этих гор. А свобода лететь по этим склонам в любом направлении в полной уверенности, что в конце тебя услужливо поджидает кабина или кресло канатной дороги, которая без малейшей задержки снова вознесёт тебя к вершинам (фото 9-12) – для меня это было ещё не испытанным ощущением. Я в своё время побывал во многих горнолыжных центрах Советского Союза, от Хибин до Чимбулака, и меня всегда ужасно раздражали эти нескончаемые очереди на подъёмники. Склоны здесь – на любой вкус, и каждый отмечен на карте определённым цветом: синие для «чайников», т.е. новичков, красные – для тех, кто умеет кататься и особо самоуверенных чайников, чёрные – для мастеров и безбашенных чайников. Впрочем, безопасность здесь на должном уровне: грохнуться на большой скорости и свернуть себе шею никто, конечно, не запретит, а вот влететь в дерево, опору подъёмника или в обрыв – это надо очень постараться, везде в опасных местах протянуты заградительные сетки. А если уж что случится, помощь не заставит себя ждать: спасатели на снегоходах, машины скорой помощи или вертолёты (фото13) живо доставят тебя на операционный стол.
 
Самый популярный маршрут здесь – Sellaronda, 42 километра подъёмов и спусков вокруг горного массива Sella. От этого кольца в разные стороны отходит множество трасс. Главное – успеть вернуться до сумерек, когда все подъёмники останавливаются. А если и застрянешь, всегда можно выбраться на какую-нибудь горную дорогу и подождать автобуса.
Самые великолепные склоны здесь – в местечке Alpe di Siusi, которое расположено в стороне от основных трасс. Туда надо добираться на специальном автобусе, платном, в отличие от обычных скибасов, которые развозят лыжников. Дорога туда и обратно стоит 5 евро, но оно того стоит. Таких широких, просторных и разнообразных склонов в других местах нет, да и народу здесь поменьше.

Передать словами ощущения от катания по альпийским склонам очень трудно, но, может быть, видеосъёмка даст хоть какое-то представление (видео 1-2). На первом видео меня снимал Алексей (посмотрите, правда ведь, я не хуже Путина катаюсь?), на втором – камера была закреплена на ботинке во время спуска по прекрасному двухкилометровому склону, одному из лучших в Alpe di Siusi. А на этих фотографиях – я и мои спутники (фото14-18)

В Доломитовые Альпы приезжает довольно много русских туристов, и местные жители этот факт приняли к сведению: когда я заходил в магазины и на своём убогом английском пытался объяснить, что мне нужно, довольно часто слышал в ответ: «Можете говорить по-русски». А с Артуром, продавцом спортивного магазина, мы познакомились довольно близко и часто советовались по разным вопросам, например, платить или нет штраф за неправильную парковку, если в квитанции, оставленной полицейским на ветровом стекле, неправильно указан номер машины. Он сказал, что не надо. Всё-таки итальянцы – это вам не законопослушные немцы, а может быть, изучение русского языка наложило отпечаток на менталитет. Я очень удивился, когда Артур однажды подошёл ко мне и спросил: «Хочешь, лыжи подарю?». Оказалось, это не шутка, и лыжи были в очень приличном состоянии, только несколько устаревшей конструкции, нечто среднее между карвингом и классикой. Такие он всё равно бы не продал. А я попробовал, убедился, что они великолепно держат на льду, и взял. Почему бы и нет, если Люфтганза разрешает перевозить горнолыжное снаряжение бесплатно!

Не знаю, насколько итальянцы религиозны, у меня осталось двойственное впечатление на этот счёт. С одной стороны, в каждой, даже самой маленькой деревушке есть церковь (фото 19-21), а в самой Каназее их не менее четырёх. Во многих дворах стоят  распятия (фото 22-24), а около дома, где мы жили, стояла вот такая ледяная скульптура (фото 25). Даже на фонарях – изображение трубящего ангела (фото 26). Только я ни разу не видел храмы открытыми, а мне очень хотелось посмотреть , какие они внутри. В окна, сквозь цветные витражные стёкла, много не увидишь.  Что же касается скульптурных изображений, то их здесь множество, самых разных. Вот, например, скульптурная группа на ступенях местного кинотеатра (фото 27-28). Скульптурами украшены многие дворы и фронтоны домов (фото 29-32). Даже на балконе обычного фермерского дома в маленькой деревушке близ Каназеи стоит античная скульптура (фото 33).

Я уже говорил, что насладиться вкусом местных вин мне так и не довелось, но хоть этикетками полюбовался. Например, такими: (фото 34-35). Интересно, это специально для русских туристов, или другие тоже покупают?

С погодой нам на редкость повезло. Все дни нашего пребывания в Каназее стояла ясная солнечная погода. Кроме последнего, когда налетели тучи, пошёл снег и задул штормовой ветер, который моментально согнал всех со склонов, ибо видимость сразу упала до двух-трёх метров, а ветер чуть не до крови резал лицо острыми кристалликами искусственного снега, которым, за недостатком настоящего, были покрыты почти все трассы. Зато внизу не было ни ветерка, падал крупными хлопьями настоящий мягкий снег, и городок показался мне даже красивее, чем при ярком солнечном свете (фото 37-39).

На следующий день мы встали рано, как только могли, погрузились в машину и по серпантину горных дорог сквозь уснувшие на склонах облака (фото 40) помчались на юг. В Венецию.

                Часть 2. Венеция.

Наш самолёт улетал только вечером, и мы сорвались в такую рань с единственной целью – хоть одним глазком взглянуть на этот древний город. Впрочем, на это дело в нашем распоряжении оказалось четыре часа, можно и двумя глазами посмотреть. За такое время всех достопримечательностей города осмотреть, конечно, нельзя, но составить первое впечатление, которое обычно и оказывается самым верным, прикоснуться к душе города, попытаться хотя бы чуть-чуть понять её – почему бы и нет?

Оставив машину на парковке при въезде на старинную, островную часть города (если кто не знает, передвижение по этой части города возможно лишь двумя способами: пешком и на водном транспорте, катерах и гондолах), мы сразу разделились. Ходить вместе имеет смысл, только если имеется заранее продуманный и согласованный маршрут, иначе разногласия и взаимные упрёки неизбежны.

Пройдя немного вдоль набережной Гранд Канала (фото 41-44), я углубился в лабиринт узких улочек (фото 45-47) и чуть более широких каналов (фото 48-51) в стороне от обычных туристских маршрутов. Достопримечательности подождут: если начинать с дворцов, то на хижины потом точно не останется времени. Впрочем, не такой уж и там и лабиринт: держаться более или менее одного направления нетрудно, тупиков почти нет, разве что кое-где улочка внезапно упрётся в канал.

Я даже не знаю, какими словами можно описать очарование старого города. Оно во всём: в миниатюрных площадях-двориках (фото 52), в белье, развешенном на верёвках прямо над головой (фото 53-55), в маленьких уютных кафе с выставленными наружу столиками (фото 56), даже в живописно обшарпанных стенах (фото 57-58). У меня даже создалось впечатление, что это бельё вывешено и стены не ремонтируются специально, именно для того, чтобы очаровать заезжего туриста. Не знаю, как с другими, но со мной у них этот трюк прошёл. Хотя, конечно, есть приметы времени, которые не вписываются в общую картину. Некоторые несознательные, но патриотично настроенные граждане вместо белья вывешивают из окон национальные флаги (фото 59-60), другие выражают в виде граффити своё отрицательное отношение к стражам порядка (фото 61). Полностью надпись в кадр не поместилась, уж очень узкая улочка была, но и так ясно, о ком идёт речь.

Однако пора было уже подумать и о достопримечательностях. Побывать в Венеции и не увидеть площадь Сан-Марко было бы как-то странно. У меня не было карты, но я знал, что это по другую сторону Гранд Канала. Я вышел к Каналу, намереваясь пройти по набережной до ближайшего моста, но меня ожидало разочарование: набережной на этом берегу просто не было, как, впрочем, и на почти всех других каналах, стены домов уходили прямо в воду. К тому же канал поворачивал, и мне не было видно, что там, за поворотом. Тут же была маленькая пристань с пришвартованным к ней катером, видимо, как раз для таких, как я, только побогаче. Я попытался выяснить у водителя катера, есть ли там, впереди, мост, и в очередной раз услышал знакомое: «Можете говорить по-русски!» Из Молдавии оказался мужик, русский, уже десять лет как возит здесь туристов (фото 62). Видимо, соскучился по русской речи, меня ради разговора перевёз на тот берег, хоть я и сказал, что платить нечем. У меня были, правда, последние 10 евро, но не на транспорт же их тратить! Забегая вперёд, скажу, что потратил я их в основном на сувениры. А в Венеции сувениры в основном двух видов: знаменитые венецианские карнавальные маски (фото 63-67)  и не менее знаменитое венецианское стекло (фото 68-70). Что-нибудь достойное из стекла на эту сумму купить было нереально, так что на 8 евро я купил две маски. Оставшиеся два долго не знал, на что бы потратить, пока не набрёл на продавца жареных каштанов. До чего же вкусными они показались мне, изрядно к тому времени проголодавшемуся! Говорят, это фирменное парижское блюдо, но я думаю, в Венеции они не хуже. Что ж, теперь у меня появилась хоть одна причина не ехать в Париж. Хотя всё равно хочется.

Так и остался без единого цента в кармане. Даже монетки не нашлось, чтобы бросить в канал перед отъездом. Ну и ладно, не стоит обманывать себя, не вернусь я сюда. Если у меня будет возможность опять поехать в Европу, я выберу какой-нибудь другой город, которого ещё не видел. Париж, Рим, Барселона, Вена, Прага – сколько ещё прекрасных городов ждут меня! Дождутся ли?

Дальше я двинулся протоптанными миллионами туристов тропами, фотографируя по дороге храмы (фото 71-74), дворцы (фото 75-77), памятники (фото 78-79), гондолы (фото 80-82), мосты (фото 83), в том числе знаменитый мост Риальто (фото 84-85). Один из храмов даже оказался открыт, хотя внутри не было ни души, и я наконец смог осмотреть интерьер итальянской церкви (фото 86-88). Бросилось в глаза то, что в отличие от наших церквей икон там нет, только фрески и скульптуры.  Будь там иконы, вряд ли оставили бы храм открытым и без присмотра.

И вот, наконец, площадь Сан-Марко (фото 89-92). Действительно, впечатляет! Одна базилика Сан-Марко (фото 93-95) чего стоит! А тут ещё и Дворец Дожей (фото 96-97), и стометровая колокольня (фото 98), и набережная (фото 99-100). Впрочем, все эти красоты можно увидеть в любом путеводителе, можно было и не снимать.

Всё-таки Венеция – очень маленький город! Ну где ещё можно, блуждая по улицам, случайно встретиться со своими спутниками, с которыми расстался три часа назад! Ну, хоть сфотографировались на память (фото 101-104).

Я счастлив, что мне довелось побывать, хоть и на краткий миг, в этом удивительном, прекрасном городе, не похожем ни на какой другой. Мой родной город, Санкт-Петербург, хотя и  называют Северной Венецией, но на самом деле похожего мало. Разве что если островную Венецию растянуть по поверхности Земли до размеров старого Санкт-Петербурга… Вот тогда и в самом деле будет похоже! Гранд Канал по ширине окажется вполне сопоставим с Невой, прочие каналы вполне сойдут за реки и каналы Петербурга, узенькие улочки превратятся в широкие проспекты… Да и  площадь Сан-Марко чем-то неуловимо напоминает Дворцовую, только вместо одной большой Александрийской колонны здесь стоят две поменьше(фото 105). Интересно было бы сейчас побродить по Петербургу, сравнить под свежим впечатлением, да только в Венеции было +9 градусов, а здесь -17, как-то трудно сравнивать.

Дома я детям сразу рассказал, где побывал, а жене собирался рассказать попозже, после предварительной подготовки. Знаете, на чём спалился? Ну да, на этих сувенирах, масках карнавальных! Только не подумайте, что я пытался втюхать жене, что купил их в Армении. Нет, я сказал, что это подарок от племянницы, которая тоже была в Италии, только немного раньше. А в пакете с масками оказался чек, на котором были указаны не только место покупки, но и дата. Я говорил ещё в самом начале, что конспиратор из меня никакой…


Рецензии
Интересно, болезнь в самом начале - это таки был стресс от обмана у честного человека?

Ааабэлла   02.06.2021 20:25     Заявить о нарушении
Возможно, но точный диагноз некому было поставить

Сергей Булыгинский   02.06.2021 23:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.