Наша семья 8
Ранее Надя жила в деревне, работала в колхозе, заведовала колхозными детскими яслями, выполняла другие сельскохозяйственные работы. В то время она имела образование 4 класса сельской школы, дальше учиться не было возможности - на весь наш Селивановский район не было ни одной, не только средней, но и семилетней школы. Надя, как и многие другие молодые люди села, вступила в ленинский комсомол и пошла, учиться на Рабфак в г. Муром. Потом она окончила медицинские курсы и всю жизнь работала старшей, операционной медицинской сестрой.
Портрет Нади вместе с ее подругой Ольгой Седовой помещался в центральной медицинской газете, как воинов-медиков прошедших вместе всю Великую Отечественную войну.
Шло время – племянницы очень любили тетю Надю, играли в «тетю Надю» и в игре быть тетей Надей считалось за большую честь.
Она помогла племяннице Вале избавиться от имевшегося у нее недуга. С участием Нади ей сделали операцию, и она стала совершенно здоровой.
Надя много сил и труда затратила, ухаживая за больной и престарелой мамой. Надо было иметь большое терпение, чтобы на протяжении многих лет ухаживать за больной, прикованной к постели мамой. За это мы все ее братья и сестры перед Надей в неоплатном долгу.
Что касается брата Гриши, то, как уже было сказано выше, в первые военные годы он содержался в ИТЛ и работал на тяжелых физических работах. В результате недостаточного питания он ослаб физически и стал дистрофиком. Работать он уже не мог. Из лагеря его списали, как непригодного даже к легкому физическому труду. В очень тяжелом состоянии он приехал в деревню к родителям. У него почти не открывался рот, чтобы принимать пищу. Мать как малое дитя кормила его с ложечки…
Материнская забота спасла Гришу можно сказать от неминуемой гибели. Мало-помалу он стал поправляться. Как только окреп сам пошел в Райвоенкомат и попросил направить его в Действующую Армию, хотя у него еще была отсрочка от мобилизации по болезни. На фронт Гриша попал значительно позднее своих старших братьев, но войны вдоволь хватило и ему.
Его зачислили в артиллерийское подразделение, Гриша участвовал во многих боях и сражениях. За мужество и отвагу проявленные в боях с ненавистным врагом Военный трибунал снял с него судимость. Потом он был награжден орденами: «Отечественная война», «Красная звезда», медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина» и другими наградами. После войны Гриша вернулся в деревню, где и стал жить постоянно. По возможности он работал в сельском хозяйстве, а также кочегаром и сторожем на местном асфальтовом заводе.
Когда по выздоровлении Гриша явился в РВК, ему предложили пойти на курсы младших лейтенантов, но он отказался и попросился на фронт рядовым. Гриша вырастил 3-х сыновей, которые работают на разных предприятиях. Один работает шофером, другой трактористом, а третий работал на Владимирском тракторном заводе. Потом после смерти отца он переехал на жительство в деревню и стал работать в местном совхозе.
Не все хорошо было у Гриши, и после войны. Он оформил брак с женщиной, который как незаконный был, расторгнут судом. При втором браке тоже имелись издержки, а именно его жена очень обидела и оскорбила нашу мать. На этой почве у него на долгие годы испортились отношения с сестрами и племянницами.
Кроме всего этого в отместку за брата Александра чинил ему разные препятствия родственник осужденных за покушение, ставший председателем колхоза И.Т. Зверьков. Он пытался отобрать у Гриши заготовленное им у лесу сено, не обеспечив Григория работой в колхозе в соответствии с состоянием его здоровья, за выпас коровы в общественном стаде предъявил ему иск. Однако районный суд, разобравшись в существе дела, отказал заявителю в удовлетворении иска.
Как было уже сказано выше, кроме дистрофии Гриша в детстве перенес тяжелую форму заболевания брюшным тифом, с весьма тяжелыми осложнениями. Все эти обстоятельства серьезно отразились на состоянии здоровья брата. После сложной и безуспешной операции Гриша долго болел. В июле 1990 года мы с братом Юрием посетили с. Малышево специально, чтобы повидаться с Гришей. Приехали мы в полночь…
Гришу было трудно узнать. Он сильно похудел….
Изменилось и село, оно значительно выросло. Вдоль улицы выросли большие тополя и другие декоративные деревья. Ночевали мы одну ночь на сеновале…
Днем мы посетили сельское кладбище, где похоронены родители, близкие родственники и знакомые.
Как много из жизни ушло хорошо знакомых людей, с которыми рос и встречался при посещении родного села. В этот раз почти никого из своих старых знакомых в селе встретить не удалось. Все они умерли или переехали на жительство в разные города. Даже исчезли с лица земли старинные пруды и колодцы. Их без всякой на то надобности уничтожили мелиораторы. Пруд под окнами отцовского дома сохранился, но обмелел настолько, что превратился в лужу.
Теперь жители села живут по-городскому. Мало кто из них работает в совхозе. Большинство из них работает в городах, на предприятиях и в организациях не имеющих отношения к совхозу и общественной земле. У них в деревне имеются собственные дома и огороды. С огородов овощами они снабжают себя целый год. Некоторые жители села имеют своих коров, поросят и кур…
В период запрета на торговлю спиртными напитками научились гнать самогон, и получался он у них не хуже самогона описанного М.А. Шолоховым в рассказе «Родинка». Теперь они не нуждаются в покупке государственной водки, а если и покупают ее то очень редко.
Многие жители села теперь имеют специальности: слесарей, кузнецов, электриков, водителей, трактористов и пр. Значительная часть из них уже не имеет отношения к производству сельскохозяйственной продукции. Правда, во время уборочной компании, некоторые из названных лиц, чтобы подзаработать в совхозе работают комбайнерами.
Крестьян, которые могли бы заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве, можно сказать, что никого не осталось.
После окончания ВОВ с Гришей мне довелось увидеться примерно через 7 лет, после того как мы расстались в 1938 году…
3-го декабря 1989 года мне позвонила сестра Надя и сообщила печальную новость, что Гриша умер. Мы с Юрием ездили в Малышево, чтобы проводить его в последний путь. На похороны из г. Горького приезжала сестра Валя, племянник Аркаша из г. Николаева и Саша из Москвы. Надежда и Василий оказались больными и не смогли приехать. Сестра Лида из Горького переехала на жительство в другой город, и мы не имели ее точного адреса, чтобы сообщить о кончине Гриши…
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №212020301604