О вере и церкви. Мысли вслух

"Ищите же прежде Царства Божия и правды Его,
 и это все приложится вам" (Ев. От Матфея, 6:33)
 
Свои взгляды никому не навязываю, просто делюсь мыслями. Эти мысли, вероятно, не новы. Выдающимся мыслителем отнюдь не являюсь, на понимание и изложение новых истин не претендую. Тем более, что речь идет о христианстве, в сферах которого искали и объявляли людям истину  в течении 1967 лет тысячи, а быть может, и миллионы богословов и просто мыслителей.
      
За более чем 20 лет исканий Бога читал много и про все. Хотел определиться, какая же вера правильная, истинная. Чем больше читал, тем больше росли неудовлетворенность и сомнения в своих умственных способностях. Совсем недавно вдруг понял, что таким вот образом, и такой вот самой правильной веры «от людей», не найти. А сейчас захотелось поделиться результатом своих исканий, может быть, кому-то это даст такое же облегчение, как мне. 
      
Возьмем неоспоримый факт. Одни люди верят в Бога, другие нет. То есть какая-то часть людей идет по пути веры, а часть живет без веры. Жизнь без веры для меня лично – дорога в никуда. Потому что в жизни тогда нет смысла. Кто живет без веры, обделен теми ощущениями, которые вера дает. Их можно испытать, только обратившись. Сами себя неверующие обделяют, либо Бог им это не открывает, я судить не удостоен и не берусь, хотя, по Писанию, все от Бога. С теми из них, кто идет по пути греха и зла, все понятно. Понятно, в чьей команде они играют, чему посвящают свою жизнь. «Наслаждайтесь, ибо завтра все умрем», - самый безобидный их слоган.
      
В отношении тех, кто верует. Большинство придерживаются каких-либо направлений, стандартов веры, каковых не счесть. Хотя, убежден, каждый верит по-своему даже в рамках какой-то религиозной традиции. Исследуя только христианство, никого не осуждая, не мудрствуя, опираясь только на свои убогие познания, а главное, ощущения, осмелюсь сказать вот что.
      
Верующих в Христа людей великое множество. И есть множество конфессий и деноминаций, к которому нельзя применить слово «великое» в силу того ущерба, который наносится христианству этим разделением. Не имею полномочий вдаваться в причины такого разброда и шатаний в отдельно взятой вере, проповедующей Единого Живого Бога. Кроме официально и повсеместно признаваемых православия, католичества, протестантских церквей имеются сообщества, причисляемые к сектантам. И даже в чреве узаконенных «мастодонтов» христианства возникают расколы, выявляются и «давятся» еретики. Борьба с инакомыслием часто ведется на уровне лучших традиций тоталитарных мирских режимов.
      
Читаешь высокодуховные наставления церковных светил и, как только речь заходит о «неправильных» христианах, перестаешь узнавать этих патриархов: куда пропадает мудрость и любовь, смирение, терпимость, упование только на волю Господа? А речь зачастую идет только о том, кто иначе толкует отнюдь не основополагающие вещи. В нескольких выступлениях защитников православия от сектантов встречаются такие аргументы, как указание на то, что миссионеры-сектанты выдворялись из страны, причем еще в советский период советскими властями. То есть даже безбожные советские власти в борьбе с сектантством становились более симпатичными.
      
Так называемые сектанты и сами агрессивно огрызаются, даже нападают на «мастодонтов». Заметного и публичного успеха, конечно, не достигают, так как не обладают «административным ресурсом».   
      
Священное Писание очень объемно, разнопланово, иносказательно и иногда даже противоречиво, из него можно искусственно надергать цитаты, обосновывающие все что угодно, даже причисляемое нами к явному злу. Разные толкования, разночтения на основе каких-либо выделяемых из Писания фрагментов объявляются принципиально значимыми и преподносятся как единственно верные. Причем преподносятся уже не как суждения людей, а как указания свыше. Одним вероучением кроме Ветхого и Нового Заветов на уровень боговдохновенного поднимается Святоотеческое наследие, другим заявляются доказательства того, что Священные Писания были переписаны. Каждое сообщество кричит о том, что только их установки истинные и Богоугодные. Соответственно, только их адепты спасутся, все другие погибнут. Если бы все это было от Бога, то для чего ему такой, извините, бардак и словоблудие? Делаю (для себя) вывод, что это - от людей. Не исключаю руководства этим процессом со стороны лукавого, но вопросы деятельности темных сил в объяснении этих же толкователей тоже не совсем логичные и такие запутанные… А люди любят списывать свои злодеяния на кого угодно.
      
Возьмем для исследования то, что незыблемо и чисто, несмотря на летающие комки грязи и неточности переводов, - Ветхий Завет и Новый Завет. Они тоже написаны людьми, но их несомненное воздействие на душу человека свидетельствует о боговдохновенности. В книге Бытия есть иносказание (в моем понимании) о стоящих посреди рая дереве жизни и дереве познания добра и зла, связанное с событиями изгнания из рая Адама и Евы.   
      
«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для жизни, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Быт., 2:9).
      
«Всякое дерево» предназначалось для пищи созданного человека. «Дерево жизни» - для жизни духовной. Полагаю, Бог задумал так, чтобы человек зависел от Него в своей жизни так же, как зависит от пищи для своего тела.
      
«А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт., 2:17).
      
Если бы человек не нарушил задуманного Богом порядка вещей, он бы жил вечной жизнью в согласии с Ним и вкушал от дерева жизни. Но человек поддался искушению стать «как боги, знающие добро и зло» (Быт., 3:5). За что и был удален из рая, а «на востоке у сада Едемского был поставлен Херувим и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт., 3:24). Кто познал добро и зло, тот стал опасен для задуманного Богом миропорядка и не мог быть допущен к дереву жизни, дарующему жизнь вечную. И действительно, человек, узнав про добро и зло, стал склоняться в сторону зла и жить в грехе. И при этом судить, что есть добро, а что зло, исходя из своих представлений. 
      
Евангелие свидетельствует о том, что через Христа и во Христе искупленный Им человек может получить жизнь вечную. Иисус открыл для людей доступ к дереву жизни и пригласил детей своих вкушать его плоды. Дерево жизни помещено в центре рая. Богом предназначено водительство посредством дерева жизни. Для дела спасения человечества Христос основал церковь как Свое Тело. Но на каком-то этапе люди, вошедшие в церковь, подменили принцип жизни, предлагаемый Богом. Говоря словами Бытия, церковь стала вкушать от дерева познания добра и зла, определяя от лица Господа, что есть добро, а что есть зло, что правильно, а что неправильно. Появились наместники Бога на земле, разрослись иерархии и касты. Если начаться этот процесс мог «из благих намерений», то развиваться ему помогали уже намерения меркантильные.
      
«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор., 1:10), «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор., 3:11), - эти слова апостола Павла остались только словами. «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело» (Колос., 2:18,19).
      
Я думаю, что христианство предназначено не для того, чтобы определять, где добро, а где зло и, тем более, кто верует правильно, а кто неправильно. Это не новый набор заповедей. Это не оценка с позиций критики тех, кто увидел Христа, но увидел своими глазами. Назначение служителей и богословов – проповедовать, а не критиковать инакомыслящих, тем более братьев во Христе. На этот счет в Евангелии от Иоанна, 21: 20-22, имеется недвусмысленное мнение Иисуса Христа: «Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус… Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того? ты иди за Мною».
      
Дерево жизни, как я представляю, - водительство, воспитание человеческого духа, которое Господь осуществляет внутренне, посредством Святого Духа. Это обитающий внутри нас Христос. Когда кто-то начинает решать, что правильно, а что неправильно, тот выходит из-под водительства и вступает под сень дерева познания добра и зла.
      
«Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1 Кор., 4:5).
      
По моим ощущениям, водительство приходит издалека, в виде какого-то побуждения к мыслям не о земном, а о горнем. Потом все громче начинает звучать голос совести, реагируя на твои действия мгновенно. Потом появляется желание не только просить Бога о чем-то, но и вверять себя Его Воле. Иногда направляешь свои стопы, по своему разумению, вроде бы в нужную сторону, но почему-то посещает ощущение душевного дискомфорта. Затем происходит какое-то событие с тобой, свидетельствующее о том, что направлялся ты в лужу или болото.   
      
Я преклоняюсь перед Православной церковью и привязан к ней своими корнями. Благоговею, даже читая явно сказочные апокрифы. Но в храме я чувствую умиротворение и сердечный трепет только перед иконостасом наедине со своими мыслями о Господе и ощущениями. Когда видишь прейскурант цен на услуги «служителей Божьих», высокие заборы с камерами видеонаблюдения вокруг размещенных подле храма церковных «офисов», куда «слуги Божьи» подъезжают на «Мерсах», «Вольво» и «Лендкрузерах», душу покидает возвышенность. 
      
Я уверен, что кроме церквей на земле, есть Церковь на Небе, т.е. в том измерении, где пребывает Бог Отец и Бог Сын. В той Церкви состоят все, принявшие Христа. В той Церкви нет разделений и словоблудий.  Но почему земные христианские церкви сидят каждые за своим забором со своим «стадом» и спускают собак даже на соседей-христиан? Неужели не осознают, что заборы и собаки отпугивают огромное множество овец не из их стада от них и от веры в Бога вообще? Они что, одержимы и ведомы сатаной? Ждем исполнения событий, обозначенных в Откровении?
      
В Книге Откровений все уже предопределено и расписано. Похоже, Бог давно знает, что из людских осиных гнезд муравейника не получится. Для чего же нужна была искупительная жертва Христа? План спасения не удался? Для себя объясняю это такими доводами.
      
С крестной смертью и воскресением Христа была закрыта одна книга в духовном существовании человечества и с чистого листа открыта другая. В ней действующими лицами будут те, кто принял Спасителя. На небе уже известно, что полностью вылечить данное человеческое сообщество не получится. Иисус Христос спасает тех, кто на него смотрит, как Бог через сделанного Моисеем медного змея спасал израильтян, ужаленных змеями (Числ., 21:8,9).
      
Если принять, что земная жизнь есть горнило для подготовки духовных сущностей, то нужно учитывать, что в любом сложном процессе, а в такой глобальной «лаборатории» тем более, на пути к достижению совершенства бывает много брака. Тогда можно предположить, что Иисус был послан для увеличения производительности этого процесса. С той же целью роста эффективности он учредил свою церковь. И в такой «модели» задача церкви – нести весть, информировать, освещать мрак. Чтобы человек услышал зов духа, откликнулся на него и стал частицей Тела Христова, атомом Небесной Церкви – Царства Божия.   


Рецензии
Уважаемый автор!
Многое и мне видится именно так. И я пришла тоже тернистым путём к Богу, как и большинство людей. Но некоторые Ваши высказывания хочется оспорить.

Во-первых.Церковь живёт пожертвованиями. И если прихожане имеют хороший достаток и делятся с ней, это просто замечательно! И ведь имеют! Тысячи коттеджных посёлков, дорогих иномарок, отдых на дорогих островах! Так и в других конфессиях - поделись!

Вспомните, когда родился Христос, волхвы принесли ему дары. И вообще он носил одежду, в которой ходила только знать. Вспомните, когда его арестовали и бросили в темницу, то первое, что сделали стражники, это сняли с него одеяния из дорогих тканей. То есть, это в христианстве не возбраняется, а аскетизм - проявление крайности. Главное - забота о своей душе.

Мерседесы - атрибут времени, не более. Если почти все прихожане имеют иномарки, живут в добротных домах (большинство), то почему служители церкви должны передвигаться на телеге с лошадью?

Смотря какой приход, наш местный батюшка ездит на Волге. А он совершает требы в 24 селениях. И, конечно, лучше бы ездил на Тойоте или Мерсе, глядишь, не застревал бы в сугробах и не опаздывал к соборованию умирающего больного. Но приход таков, что позволить себе не может Мерс. Благо, есть теперь мобильные телефоны, и можно батюшку вызвать домой. Что же в этом плохого?

Во-вторых. Так уж повелось с древних времён, монастыри строились как укрепления для защиты горожан. Посмотрите историю создания Псков-Печёрского монастыря, который имеет пять колец укреплений.
Который выдержал 26 крупных осад и пережил 127 войн

И не только на Руси так было в Средневековье.

Возьмите Португалию, Испанию средних веков. Когда на отвоёванных у мавров землях католические ордена строили монастыри. Кроме того, что это были военные укрепления, они ещё были призваны возродить христианскую духовность на порабощённых арабами территориях. Бенедиктинцы, тамплиеры, иезуиты и другие.

Так было и на Руси, когда полчища врагов стремились вторгнуться на просторы Древней Руси. Так происходит и сегодня в России, когда свои ручонки к ней тянут иноземные завоеватели.

Укрепляется Христова вера Православная, укрепляются монастыри, строятся новые храмы. И, как дань времени, внешние атрибуты играют немалую роль. Для ещё не воцерквлённых это тоже немаловажно. Не каждый пойдёт в убогое ветхое помещение. Да и Славу Богу мы не хотим воспевать в храме, где штукатурка падает на голову. Противоестественно это как-то. И Богом завещано, содержать Его Дом в убранстве.

Сектанты, например Бе лое Брат ство, в начале 90-х использовали звуковые спецприёмы, арендуя большие красивые залы в кинотеатрах, дворцах культуры, и это давало очень большие результаты - на фоне разрухи и уныния в Россиии начала 90-х. То есть, каждая секта стремится завладеть душами адептов любыми путями, порой самыми невообразимыми. Так почему же мы, христиане, не должны себя оградить и защитить?

Именно поэтому во многих странах мира церковь НЕ отделена от государства. Например, в Норвегии (Лютеранская Церковь), в Великобритании (Англиканская Церковь). Там приверженцы других религий подвергаются гонениям. А законы для других конфессий (допущенных с разрешения государства) строги.

Им отводятся определённые места, в неудобных и малолюдных землях, огороженные заборами. Почти как резервация. Хочешь исповедовать не лютеранство - езжай на скалистый остров и исповедуй, но других не соблазняй.

Вот как с инакомыслием борются в других странах.

У нас же при церковной реформе в средние века Патриарх Никон тоже склонял царя Алексея Михайловича Тишайшего к верховенству церкви, но этого не произошло.

И потому и до сего дня наши и власть, и Церковь Православная, более демократичны к другим конфессиям. А могли бы действовать и путём запретов и ограничений. Но демократичны!!!

С уважением,

Татьяна Сергеевна Дмитриева   26.10.2017 10:29     Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2016/12/02/1085 - об одном из старейших монастырей Португалии.

Татьяна Сергеевна Дмитриева   26.10.2017 10:38   Заявить о нарушении
Спасибо Вам за интерес к статье и за высказанное мнение.
По сути, всё, что есть, и что происходит - это действие Творца. Оправдание любых Его действий - это начало праведности.
К обсуждению этой статьи мною было получено в личную почту даже не просто мнение, а - исследование. Благодаря Вашему интересу пришла в голову мысль его привести, хотя надо было бы это сделать сразу!
Итак:

«Только прежде всего помните, что ни одно из пророчеств Писания невозможно толковать самому, ибо никогда эти пророчества не произносились по воле человека. Если же изрекали их люди, то всегда от имени Бога, движимые Духом Святым» 2 Петр. 1:20,21).
Благодарю Господа за радость от чтения «Мысли вслух. О вере и Церкви». Это важные, актуальные для нашего времени мысли.
Полностью согласен с тем, что: «Самой правильной веры от людей не найти». Действительно, вера – не от нас, это дар Божий (2 Петр. 1:1), это часть Плода Святого Духа, созревающего при нашем сознательном решении доверять Богу и Священному Писанию во всем, даже и в том, что мы не в силах понять, доказать, видеть или чувствовать.
Священное Писание не может быть «иногда противоречивым», ибо тогда, из приведенного выше эпиграфа, следовала бы противоречивость в действиях Духа Святого.
«Чем больше мы доверяем Ему (Богу), и чем меньше мы зависим от самих себя, тем больше Он (Бог) может сделать для нас», - пишет патриарх Христианства Исаак Сирин.
Состояние Христианской Церкви Церковь христиан адвентистов седьмого дня, вероучение которой я разделяю, раскрывает таким образом:
Слово «Церковь» имеет два значения: «видимая Церковь» и «Церковь невидимая».
Видимую Церковь создал Господь Иисус Христос, как свое Тело для спасения людей через Евангельскую весть: «И на камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18)
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28: 19-20)
Это воинствующая, несовершенная Церковь. В то время, как Господь приводит в нее истинно обращенных, сатана – проталкивает необращенных. По терминологии притчи «О пшенице и плевелах» (Мф. 13:24-30), мы можем назвать их соответственно пшеницей и плевелами.
Господь хранит Свою Церковь и очищает ее через «просеивание».
Невидимая Церковь состоит только из обращенных верующих, независимо от их конфессионной принадлежности, и тех, кто живет согласно свету дарованного Христом (Ин. 1:9), хотя они и не числятся в церковной организации. В эту последнюю группу входят те, кто никогда не имел возможности узнать истину об Иисусе Христе, но кто откликнулся на призыв Святого Духа и «по природе законное делает» (Рим. 2:14,15)
Посредством Святого Духа Бог ведет Свой народ из невидимой Церкви к соединению с видимой. «Есть у Меня другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть; и они услышат голос Мой, и будут одно стадо и один Пастырь» (Ин 10:16)
Только в видимой Церкви они могут узнать полноту Божьей истины, братскую любовь и формировать свой характер в подобие Христова Характера. Отличительным признаком Его Церкви является верность Божьим заповедям и вера в Иисуса. (Откр. 14:12).
Понятие «невидимая Церковь» также включает в себя единство церкви небесной и земной (Еф. 1: 22,23)

Вячеслав Абрамов   26.10.2017 11:17   Заявить о нарушении
Я православная христианка, пришла долгим путём, и считаю, что именно через Православие самый близкий и короткий путь к Богу. Потому высказывания других конфессий меня уже не интересуют. Надёргать из Писаний можно для каких угодно целей что угодно. Главное, в погоне за расшифровками промысла Божьего не стать Богоборцем - вот мой совет таким дёргателям. Я не сторонник поисков замысла Его, понимаю. что можно обжечься. Лучше просто соблюдать Заповеди и думать о спасении совей души. Я также не сторонник фатальности и предрешённости. Бог дал каждому из нас право выбора. Он всегда есть у каждого. А тот, кто ждёт "голоса", который куда-то поведёт, может зайти далеко. Известно куда.
Всё, что считала нужным, я сказала. Давайте не будем дальше дискутировать.

Татьяна Сергеевна Дмитриева   26.10.2017 12:18   Заявить о нарушении
А я не собирался дискутировать. Вроде бы ясно указал, что всё согласно воле Божией, изложенной в Священном Писании Его. "И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей (Откр.,22:18-19).
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми нами.
С уважением,

Вячеслав Абрамов   26.10.2017 14:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.