Записки рыболова-любителя Гл. 810-811

810

Н о я б р ь  2 0 1 1 г.

Письмо Сергея Сутуло от 9 ноября 2011 г.
Some flaws in your text

Уважаемый Александр,
С огромным удовольствием прочитал Ваши "Записки" по рекомендации моего коллеги Александра Лаврова. Бросились в глаза две (только!) неточности, а поскольку я ощущаю в Вас серьёзное внимание к подробностям и деталям, хочу с Вами поделиться:
1. Вы пишете:
"Осенью 1956 года я записался в фотокружок Дома пионеров. Папа принёс с работы казённый "Зенит", и я перешёл на узкую, 24-миллиметровую плёнку, главным образом, из тех соображений, что 36 кадров одного рулона этой плёнки стоили дешевле, чем 9 кадров рулона широкой плёнки."
Всё правильно, но, разумеется, речь идёт о 35мм плёнке. 24мм фотоплёнка появилась только в 1996 году (система APS), и сейчас практически исчезла.
2. Вы написали, что Вам было присвоено звание "младший лейтенант-инженер". На самом деле это было звание "младший инженер-лейтенант". Порядок был изменён только с 1972 года, когда стали выпускникам гражданских вузов присваивать звание "лейтенант-инженер" (даже почему-то не младший). Мотивация изменения: сначала, мол, он --- офицер, а потом уж --- инженер. В 1984 спецификатор "инженер" вообще убрали вместе с "молоточками" на погонах. Мотивация: нынче все офицеры --- те или иные инженеры...
Искренне
Сергей

Мой ответ ему в тот же день

Здравствуйте, Сергей!
Большое спасибо за письмо и замечания, с которыми я полностью согласен. Постараюсь исправить.
Я начал переформатировать свой сайт, и последние главы (802-809), относящиеся к текущему году, размещены на http://namgaladze.wordpress.com/ На них можно попасть и со старого Путеводителя (http://a.namgaladze.tripod.com/guide).
C наилучшими,
Ваш ААН

11 ноября 2011 г. (11-11-11!), Мурманск
В прошлые выходные (4-6 ноября) я осваивал свой новый сайт, который мне слепил Миша на http://namgaladze.wordpress.com/, и загрузил на него в PDF формате главы 802-809, относящиеся к текущему, 2011-му году. Всё ещё очень сыро, и оболочку сайта, и сами главы нужно править, но в целом работать с новым сайтом намного удобнее, чем с другими моими сайтами, –  спасибо Мише.
Миша добросовестно работает с авторами статей по всем отраслям знаний (техническим, экономическим, философским) и помогает авторам привести статьи в соответствие с требованиями нашего журнала. Эти требования опубликованы на сайте МГТУ и сформулированы весьма чётко, но удовлетворить им у авторов неважно (мягко говоря) получается. Мише порой писать за них самому целые куски приходится.
Особенно худо дело с аннотациями и заключениями обстоит, в которых вся  суть статьи должна быть коротко сформулирована. А в чём она – эта  суть, авторы порой и устно объяснить не могут…
Миша удивляется низкому (до курьёзности) уровню работ и моей терпимости к этому уровню: разве, мол, это научные статьи? Или наш «Вестник» несерьёзный журнал?
Я ему объясняю: - Других авторов у нас нет, а журнал нужен. Если я буду принципиально строг и стану слабые (мягко говоря) статьи не пропускать, меня ректор сгонит с должности главного редактора, а на моё место Кибиткина поставит, и тогда уже вопрос о качестве публикаций стоять не будет. Наше же дело – плагиат не пропускать и авторам помогать.

Боря Прохоров на побывку из Потсдама приехал. Приглашает Мишу на дно залива с ним опуститься. Может, завтра получится.
Скинул мне некоторые фотографии, сделанные на полуострове Рыбачьем («Прощайте скалистые горы…,  растаял в далёком тумане Рыбачий…») Борей и его отцом, где Борин отец ставит на побережье им же изготовленные в Мишуково маяки.

15 ноября 2011 г., Мурманск
В субботу, 12 ноября состоялось первое погружение Миши с аквалангом на дно Кольского залива. Опускались с Борей на глубину 15 метров и собирали у дна морепродукты: морские гребешки, ежи, звёзды, раковины с их обитателями (в одной был рак-отшельник), бычки и палтус, просто взятые руками, а мы с Борином отцом (Евгением Валерьевичем) караулили их в шлюпке и принимали добычу.
Миша был в восторге: - Это круто!
Особенно его поразило, что так видно всё хорошо в воде.
Час они проплавали, при температуре воздуха снаружи плюс 5 градусов.
А я стрельнул из арбалета и пару раз из лука в мастерской Евгения Валерьевича. Из арбалета в девятку попал, а из лука не попал даже в мишень. Тренироваться надо.

24 ноября 2011 г., Мурманск
Вчера исполнилось мне 68 лет. Отметили на кафедре и в узком семейном кругу (Сашуля, Миша и я) дома. Гостей не звали, так как я собирался смотреть матч «Зенит» - «Апоэль» по Интернету. Смотреть пришлось с плохим качеством связи, отвлекаясь к тому же на поздравительные звонки. Да ещё козлы – фанаты зенитовские едва не сорвали матч дымовыми завесами. И «Зенит» сплоховал: не смог взять у киприотов реванш за поражение в Никосии, вничью сыграли – 0:0. Без Кержакова с реализацией голевых моментов у «Зенита» совсем худо стало. Про Бухарова бедного уже байка пошла – застрелиться, мол, хотел, да, как обычно, не попал…

А я ведь не написал ничего о важных событиях этой осени: Маша Князева и Света Порубова детей родили, а Маша Григорьева и Юля Зубова замуж вышли (Юля в третий раз уже). И главное – Митя с Альбиной ребёночка ждут по весне! Так что процесс идёт!

Письмо Румянцева Киселёву (копии Солошенкову, Черноусу и мне) от 29 ноября 2011 г.

Витус,
что-то давненько ты не всплывал для контакта. Я тут тоже отъезжал, но и по приезде депеш от участников Пленума  не обнаружил. Видимо, бытие подвело к  потере  интереса ко всему и вся, ёмко характеризуемому непереводимой  сентенцией - похуизм.
 Был у дочери в Париже, она как раз меняла квартиру. Так что занимался ее переездом  на новое место жительства: из 18 округа (с  неграми) - в 17 (с арабами). Квартира служебная, 4-х комнатная (вот он - социализм с человеческим лицом). Переезд в Париже – это ещё то занятие. Алкашей для подмоги не найти, клошары не желают,  лифты размером с гроб. Как вещи таскать? Но, как-то перетаскали все, благо этаж 3-й.  За этим занятием и время пребывания прошло. Впечатление - как  в Бибирево съездил.
   Опять же отсутствие продукции завода Кристалл  не позволяло привычно расслабиться. Водка в Париже вся паленая (все эти Полякофф, Ефимофф и др. «поставщики двора» – чистый сучок), а польская Выборова и наша Русский стандарт – дороговаты (700 р за 0,5) , но - родные.  Есть ещё французская, но она по вкусу напоминает пермскую водку «Привет» времен Михаила Сергеевича. Правда, портвейнов португальских много, но разве их сравнить с портвейном «Кавказ» розовый, производство которого в новой демократической России решили возродить? Возможно, это говорит о начале правильного осмыслении нашего славного прошлого.
 Вернулся, пришёл на госслужбу, - и как не уходил.  Как говорит наш лидер: стабильность – вот главное достижение. Т.е. стабильная инфляция при стабильной зарплате. Так что ни о каком подравнивании речи не идет. Последние в списке бюджетников – библиотекари, а мы – перед ними. А за лейтенантов остается только порадоваться. Впереди – борьба за ресурсы и противостояние демографической экспансии.
  Тут Чера на днях  был в Питере по случаю чтения лекции то ли по Ломоносову, то ли по НЛО. Общались по Скайпу, когда он был у Паши в гостях.  Вот Чера тоже в системе РАН, но у них как-то лучше с материально-техническим обеспечением. Над нами, видать, надстройка из академиков выше. Он сообщил, что, вроде, слухи о переходе  на одноступенчатую схему научных степеней обретают подтверждение. Ты, кстати, за кандидата в доктора сколько получаешь?
  По наводке Черы зашел на сайт Ф61-66, пересмотрел фильм о встрече. Надо сказать, что его качество здорово улучшили, стал гораздо лучше звук. Или мне кажется?
  Чера, фильма с Петиного дня рождения там не нашел.
 А так жизня текет меж пальчиков, разнообразясь выборами и сменой времен года…
                ОЛЕГЪ(ВАСИЛИЧ)

811

Д е к а б р ь  2 0 1 1  г.

3 декабря 2011 г., Мурманск
Уже декабрь пошёл, а зимы по-настоящему всё ещё нет. Ноябрь был небывало тёплым: снег выпал лишь в середине месяца и пролежал всего неделю. Купили Мише лыжи, а обновить их так и не получилось пока. С 23 ноября температура плюсовая по сей день.
Слепили и отправили в Москву проект на конкурс Ведущих научных школ России. Без шансов на успех, скорее всего, ибо из рядов участников выбыли кандидаты наук Мартыненко и Доронина (Лена в Мурманский комитет по образованию чиновничать ушла), и почти кандидат Прохоров, Маша Князева в декретном отпуске, остались при мне Золотов, Юля Зубова (Романовская теперь), Маша Ботова и Костя Белоушко. Формально есть ещё Коля Порцель и Маша Стёпина (б. Григорьева), но рассчитывать на них особенно не приходится.
Михаила тоже вписали в участники, и он занимался бумажками по проекту, но на физику у него пока времени от работы в редакции не остаётся, разве что на мои лекции для аспирантов он ходит. Есть у него и задание – обзор подготовить по вертикальным токам между Землёй и ионосферой, но прогресс пока микроскопический.
А в редакции его экономисты халтурой завалили, несут плагиат без передыху, только успевай отлавливать. Своих же мыслей ноль, русским языком не владеют, нагоняя на Мишу тоску. Но он справляется с ними пока, заворачивая статьи на переделку.
Фридеман Фройнд возобновил контакты с нами, поначалу, главным образом, с Олегом Золотовым, а вчера я ему послал свои соображения по проблеме ионосферных предвестников землетрясений, корректируя некоторые его представления с точки зрения физики ионосферы. На что получил следующий ответ:

Dear Alexander,
This is the best overview I have ever read about the nitty-griddy details that are important to understand what is happening in the ionosphere.  Thank you so very much for giving me, a naive outsider, this insight.
My time is very tight right now but I think we can productively talk about the increase of vertical current on the order of 10,000x.  I am attaching a paper that I may have sent you before, where we studied in the lab the air ionization that takes place at the rock surface when a sufficiently large number of positive holes are activated. We measured ionization rates on the order of 10^7 to as high as 10^9 ions per cm2 per sec.  This compares well with the episodic increases in the regional air conductivity shown in plots published by the Japanese group ePISCO.  They report increases in ion concentrations to about 50,000 - 150,000 per cm3 over a background level of about 200 per cm3.  Our own field measurements prior to earthquakes here in California and now also in Peru are consistent with these observations.
Thanks again
Friedemann

Завтра выборы в Думу. Оппозиция дебатирует: не ходить или идти и портить или уносить бюллетень либо голосовать за любую партию кроме «Партии Жуликов и Воров». У меня сомнений нет – я в этой комедии участвовать не собираюсь.
Тут на днях я наткнулся у подъезда на парней, расклеивавших чьи-то предвыборные плакаты, и услышал вопрос:
- Вы на выборы пойдёте?
- Ни в коем случае! – ответил я, не задерживаясь.
- Гы-ы-ы!!! – услышал я сзади радостное ржанье.

6 декабря 2011 г., Мурманск
ПЖиВ на выборах 4 декабря, невзирая на административный ресурс и махинации с бюллетенями, недотянула даже до 50% голосов (вместо прогнозировавшихся 53), получила на 64 кресла меньше, чем на предыдущих думских выборах, и потеряла конституционное большинство. Путин и Медведев объявили этот результат победой и пообещали, что дальше ещё лучше будет.
Качество новых думских депутатов вряд ли изменилось: помимо Жуликов и Воров всё те же зюгановцы, жириновцы и мироновцы, за которых избиратели голосовали в пику осточертевшим едрянам. На митинги протеста против нечестных выборов в Москве и Питере вышло гораздо больше народу, чем обычно на митинги несогласных. И разгоняли их пожёстче: в Москве 250 человек задержали, Навального на 15 суток посадили.
Борис Акунин призвал Путина уйти по-хорошему, не дожидаясь участи Каддаффи, а остальных призвал бойкотировать президентские выборы.
Пионтковский и Каспаров намекают, что неплохо бы «Справедливой России» Оксану Дмитриеву в президенты выдвинуть. Эта идея и у меня в голове уже мелькала.

Письмо Олега Михайловича Распопова от 18 декабря 2011 г.

Александр Андреевич, добрый день!
Я сейчас начал заниматься некоторыми историческими воспоминаниями. Я был бы Вам очень благодарен, если Вы пришлете мне снимки, сделанные в экспедициях с А.А.Ковтун и др. университетских экспедициях. Ряд снимков Вы поместили в книге, но, наверное, у Вас их заметно больше. Я был бы Вам очень благодарен, если Вы пришлете эти снимки до 22 декабря. Я собираюсь сделать показ снимков на вечере в СПбФ ИЗМИРАН 23-го декабря.
На Вашем сайте в Интернете я прочитал следующий отклик на Вашу книгу:
Уважаемый Александр Андреевич!
Пишу наудачу, обнаружив Ваши исторические записки и координаты в Интернете. У меня на старых пленках обнаружились пара фотографий В. Кошелевского, примерно 1976 (или 1975 г.) в Суйсари, и некоторых других ребят из ЛГУ в Юме того же года Это из экспедиции по магнитному меридиану, где я выступал в качестве координатора от ПетрГУ. Думаю, что эти снимки никто из заснятых никогда не видел.
М.Б. подскажете, как сейчас найти В. Кошелевского?
С уважением, Андрей Мезенцев.
Можете ли Вы дать мне адрес электронной почты этого Андрея Мезенцева?
Нам очень интересны фото, о которых упоминается в письме.
С уважением,
Олег Михайлович Распопов.

Я отправил Олегу Михайловичу фотографии экспедиции 1963 года, а Мезенцева он сам разыскал.

Письмо Олега Мартыненко от 20 декабря 2011 г.

Здравствуйте, Александр Андреевич!
Я отправил Олегу для вас мою презентацию на местном воркшопе про моделирование ночного свечения геокороны связкой UAM + CMAM. Получилось на удивление успешно (презентация). А вот в самой работе есть один подвох. Хотя качественно пространственное распределение плотности излучения прекрасно согласуется с наблюдениями, но количественно разница на 2 порядка. Причина - заниженная на порядок концентрация O+ в ночной ионосфере (а скорость реакции радиативной рекомбинации, генерирующей свечение, пропорциональна ее квадрату).
 Обнаруживалось ли это в UAM раньше? Сомневаюсь, что я мог настолько напортачить в переделках. Может быть, что-нибудь посоветуете сделать?
И еще. Можно эту работу заявить на какую-нибудь из наших конференций - здесь был воркшоп без публикации докладов, междусобойчик участников работы по CMAM. Вопрос только, кто будет представлять.
 Прицепляю давно обещанный список сделанных мной изменений в программе модели (и саму измененную программу). Из серьезного там только исправление ошибки при использовании ветров по HWM: она работает в географических координатах, и, соответственно, выдает меридиональную и зональную компоненты в географических координатах. На низких широтах это еще терпимо, но в приполярной области они не имеют ничего общего с магнитными.
 В остальном у меня все почти по-прежнему. Сели на шею канадскому правительству - на вэлфер. Грант надеемся получить с марта. Хотя некоторую репутацию я здесь наконец наработал, и надеюсь, что поиском источников финансирования моей работы Джек Макконнел теперь займется куда серьезнее.
 Олег

Мой ответ ему в тот же день

Привет, Олег!
Большое тебе спасибо за все присылки, очень полезные для нас. Коротко отвечу на некоторые твои вопросы встречными вопросами. Где (на каких широтах и высотах) и относительно чего ночные n(O+) занижены на порядок?
На каких высотах и как ты ищешь нагрев термосферы солнечным излучением? На высотах максимума скорости этого нагрева эффект в температуре может маскироваться полусуточным приливом, не снизу приходящим, а генерируемым тут же, на этих высотах (около 150 км).
С продольными токами, я думаю, ты нахимичил, вводя ненужную зависимость от размера ячейки.
Конференции наши ты знаешь (Апатиты, НТК МГТУ, Геокосмос), бери меня в соавторы, я представлю.
Привет Оле.
ААН

21 декабря 2011 г., Мурманск
В воскресенье, 18 декабря в хосписе умерла Оля Караченцева – многолетняя помощница Вовы Ярцева.
Вова мужественно боролся с её болезнью, разыскивая в Интернете сведения о лекарствах и методах лечения и обращаясь к разным врачам, но слишком поздно рак был обнаружен.

Мы с Мишей огорчили друг друга. Он получил от меня вторую порцию денег за начатый ещё в 2007-м году Предметный путеводитель по моим «Запискам», а работу выполнил крайне халтурно. Когда я ему об этом сказал, он обиделся и предложил вернуть деньги. А я, естественно, отказался их взять. Что с возу упало, то пропало. И не в деньгах же дело. Уговор дороже денег. Мне не деньги нужны, а путеводитель.
И Миша с тоской взялся выполнять обещанное. Если качественно выполнит, зауважаю.

Аллочка Ляцкая прислала из Бостона Сашуле письмо, в котором спрашивает, что я могу сказать об Оле Волотцковой (!), подавшей в числе многих заявление в ординатуру госпиталя (!), в котором работает Юля (дочка Аллочки).
Я попросил Сашулю найти для Аллочки места в моих «Записках», где фигурирует Оля, обещавшая поспособствовать процветанию нашей организации, но смывшаяся в Америку, в магистратуру какого-то университета. Она была уверена, что выполнила своё обещание: при ней в МГТУ начался ремонт, а я стал замещать ректора в его отсутствие…
[ Три разных Оли и три Олега в пределах одной страницы!]

10 декабря митинг на Болотной площади против нечестных выборов собрал рекордное за последние 20 лет количество народу – более ста тысяч. Социальные сети подсуетились. Достал Путин средний класс. Полиция народ не гоняла. Народ воодушевился, но требования его типа отставки Чурова (а не Путина) и расследования нарушений при подсчётах голосов ничего бы ему не дали, даже если бы власти согласились их удовлетворить.
А власти явно подрастерялись. Путин в очередном многочасовом общении с народом нёс околесицу, но, во всяком случае, факт наличия недовольных не отрицал, а, напротив, подавал его как торжество демократии в России. На совещании энергетиков разоблачал коррупцию в госкомпаниях, как будто она не при нём там расцвела. В Президентском совете по правам человека заговорили о пересмотре второго дела Ходорковского и Лебедева. Покачнулась вроде как власть.
На 24 декабря назначен новый митинг. Власти, похоже, рассчитывают, что народ пошумит и угомонится, а там праздники, каникулы, авось, рассосётся. Но к мартовским президентским выборам  напряжение наверняка возрастёт. Вот только конкурента у Путина не видно, если только Прохоров себя не раскрутит. Справороссы Дмитриеву не выдвинули, а Миронов не претендент. Новодворская свои услуги Прохорову предложила, пообещала быть его Жанной д’Арк.

23 декабря 2011 г., Мурманск
Власти судорожно бросают населению обещания реформ. Сурков назвал митинговавших на Болотной чуть ли не лучшей частью общества. Проснулись.
Поздновато, однако. Кто же вам поверит? Тем более, что обещает уходящий Медведев, а править собирается Путин.
Собираться-то он собирается, да дадут ли ему?

25 декабря 2011 г., Мурманск
Вчерашний митинг на проспекте Сахарова собрал от 30 (по оценке МВД) до 120 тысяч участников. А накануне ночью Президентский совет по правам человека призвал к отставке Чурова и проведению новых досрочных выборов.
Теперь ждём-с реакции властей, чего ещё они пообещают.
Михаил Сергеевич Горбачёв вслед за Акуниным советует Путину уйти сейчас: ну, куда, мол, три срока отсидел – достаточно!
В Мурманске митинг был жиденьким, но Миша его посетил и притащил домой агитматериалы типа парнасовского «Путин. Коррупция». Увлекательное чтиво.

А вот Л.Радзиховский на «Эхе Москвы» пророчествует:

«Эта волна – ОТКАТИЛАСЬ. В качестве трофея на песке – может быть – останется валяться только мятая борода Чурова. Чтобы не позорить, не компрометировать выборы в марте. Борода – отклеилась … Других трофеев не будет.
Выборы в ГД отменены не будут. Соответственно, новых выборов не будет.
Выборы президента пойдут «по плану» - в марте, в составе зарегистрированных кандидатов.
Соответственно, со скрипом, может и во втором туре, но ОБРЕЧЕН НА ПОБЕДУ – mister Putin. Победу честную, при самом точнейшем подсчете голосов. Просто - за отсутствием другого популярного кандидата…»

Вполне правдоподобно.
И далее излагается нехитрая мысль, что этот средний класс ни на какую революцию не пойдёт, просто потому что ему есть что терять.
А вот если кризис будет (а он будет), и проснутся низы…

И ничего не поделаешь. Проснутся.

(продолжение следует)


Рецензии