Иуда искариот

   Вполне вероятно, что каждый из одиннадцати учеников Христа чувствовал в себе "частичку Иуды". Когда Христос сказал им, еще двенадцати, что один из них предаст Его, они задали вопрос:не я ли?
   А когда Учителя взяли под стражу, все в страхе разбежались, даже, казалось бы, самый преданный - Петр, который  трижды публично отрекся от Него. Хотя до этого горячо клялся, что никогда не оставит Его.
   Очевидно, гностики (гностицизм в переводе с греческого - познающий) хорошо понимали противоречивую природу человека.Зародившееся в первом веке нашей эры течение и само было противоречиво и неоднозначно. Единственное, что, очевидно, хоть как-то сближало различные группы гностиков, или секты еретиков, как позже их стала называть Церковь,- стремление познать и объяснить, что происходит там, в Небесном Царстве, кто и как влияет на судьбу людей, кто послан "оттуда" на
ту грешную землю.
   Ученики Христа тоже задавались этими вопросами и допытывались у Него, что представляет собой Царство Небесное, но став после Его распятия, Вознесения и Воскрешения Апостолами, жизнь свою посвятили исключительно проповедованию Его Учения. Так, как они поняли Его (а всегда ли верно?).
   Кроме того, они были заняты строительством Церкви, привлекая к "строительству" людей, которые, к их огорчению, часто соперничали между собой, и каждый из которых хотел играть доминирующую роль  навязывал свое видение вещей.
   Еще в более жесткой, а часто и жестокой форме борьба разгорелась после кончины Апостолов, в последующие два-три века. Все, что не совпадало с мнением какого-нибудь особенно яростного и нетерпимого богослова, объявлялось ересью, которую следует искоренять. И в первую очередь, - гностиков.
   Известный богослов Ириней Лионский, живший во втором веке, написал аж пять книг, в которых гневно обличал еретиков, особенно гностиков. Сам он считал, что надо придерживаться традиций Апостолов и их текстов,и, естественно, возмущался, когда кто-то толковал их иначе, к примеру, каинисты.
   Уже по названию секты видно, чьими приверженцами они себя считали,- Каина, который, на их взгляд, незаслуженно стал жертвой злого бога Яхве.
   Они же почитали и Иуду Искариота, за что имели и второе название своей секты - иудаиты. Они считали предательство Иуды жертвой, принесенной во имя прославления Бога.
   В подтверждение своих взглядов каинисты ссылались на Евангелие Иуды, которое в последующие века считалось утерянным, но вновь было явлено миру  лет шесть назад, вызвав сенсацию и ажиотаж.
   Ириней возмущался этим Евангелием, считая его выдумкой каинистов, И тем, будто только Иуда из всех учеников Христа знал истину. И "поэтому и совершил тактику предательства, и через него разрешено все земное и небесное".
   У гностиков Ириней нашел и другие "абсурдности", в частности, будто Иуда был двенадцатым эоном )эоны - божественные сущности, плод эманационного творения изначального, ненаименованного бога), и после предательства "был восстановлен и обратно призван".
   Ириней возмущен:этого быть не могло! "Иначе на его место не был бы поставлен другой!". Богослов, конечно, имел в виду избрание двенадцатого Апостола после предательства Иуды и распятия Христа.
   Об этом эпизоде рассказано в начале "Деяний". Но нельзя не заметить, что избирается не известный уже в кругах первых христиан Варсава, а некий Матфий, о котором больше никто никогда не упоминал, и о его служение Апостолом ничего неизвестно.
   Как такое могло случиться? Кто был этот Матфий? Может быть, ошибкой рассказчика Луки или переводчика "Деяний", и имелся в виду все-таки Матфей? Но в таком случае зачем было его повторно избирать Апостолом?, ведь он уже был призван Христом?
   Загадка, и разрешить ее не дано. Может, Иуда все-таки не покончил жизнь самоубийством, ведь трое евангелистов даже не упоминают об этом? И Иуда доживал свою жизнь под чужим именем?
   Даже если и так, то для мира он умер, оставшись предателем. И чем дальше уходило время, тем прочнее укоренялся в сознании людей его исключительно негативный образ.

                Продолжение следует   


Рецензии