Дмитрий Веневитинов

(Текст радиопрограммы из цикла "Современники классиков": 1.Василий Жуковский; 2.Константин Батюшков; 3.Петр Вяземский; 4. Василий Пушкин; 5. Антон Дельвиг; 6. Вильгельм Кюхельбекер; 7. Александр Грибоедов; 8. Евгений Баратынский)

ПРЕДИСЛОВИЕ К ЦИКЛУ

Цикл радиопрограмм в рубрике «Душа поэта» назван «Современники классиков» условно, и, разумеется, не вполне отражает истинную картину литературного процесса. Скорее, это игра слов и смыслов, своеобразная аллюзия, отсылающая к популярной литературной серии «Классики и современники».

Целью программ является прежде всего просвещение – напоминание известных (главным образом, специалистам или особо интересующимся литературой) фактов жизни и творчества авторов, чьи имена и некоторые произведения на слуху – но не более того. Несмотря на то, что это явная литературоведческая компиляция, все же основана она на личном взгляде автора и ведущей программ на личность и творчество того или иного поэта. Надеюсь, что хотя бы эскизно, но удается обрисовать атмосферу эпохи, о которой идет речь в программах. Кроме того, надо иметь в виду, что эти тексты – составляющая часть «литературно-музыкальных» композиций, выходящих в эфире радио «Гармония мира» (Одесса).

Формат программ – один, два или три выпуска продолжительностью по 14-15 минут, однако здесь двойные и тройные выпуски для удобства чтения объединены в один цельный текст.

9. ДМИТРИЙ ВЕНЕВИТИНОВ

Молодой современник Пушкина, Дмитрий Веневитинов, прожил жизнь короткую, но необычайно насыщенную прежде всего в смысле ее сущностного наполнения, оставив свидетельства этого в своем творчестве:

Ты в жизни только расцветаешь,
И ясен мир перед тобой,-
Зачем же ты в душе младой
Мечту коварную питаешь?
Кто близок к двери гробовой,
Того уста не пламенеют,
Не так душа его пылка,
В приветах взоры не светлеют,
И так ли жмет его рука?

Мой друг! слова твои напрасны,
Не лгут мне чувства - их язык
Я понимать давно привык,
И их пророчества мне ясны.
Душа сказала мне давно:
Ты в мире молнией промчишься!
Тебе всё чувствовать дано,
Но жизнью ты не насладишься.

— это начало диалога из элегии Дмитрия Веневитинова «Поэт и друг». Удивительно, но написана она и вправду накануне смерти ее автора, в 1827 году: умер поэт в марте этого же года, в возрасте двадцати одного с половиной года. И устами лирического героя он, по сути, изложил свое понимание предназначения художника, которому и сам следовал всю свою недолгую творческую жизнь:

Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает:
Мы все равно читаем в ней,
Но кто, читая, понимает?
Лишь тот, кто с юношеских дней
Был пламенным жрецом искусства,
Кто жизни не щадил для чувства,
Венец мученьями купил,
Над суетой вознесся духом
И сердца трепет жадным слухом,
Как вещий голос, изловил!
Тому, кто жребий довершил,
Потеря жизни не утрата -
Без страха мир покинет он!
Судьба в дарах своих богата,
И не один у ней закон:
Тому - процвесть развитой силой
И смертью жизни след стереть,
Другому - рано умереть,
Но жить за сумрачной могилой!
 …
Мне сладко верить, что со мною
Не всё, не всё погибнет вдруг
И что уста мои вещали -
Веселья мимолетный звук,
Напев задумчивой печали,-
Еще напомнит обо мне,
И смелый стих не раз встревожит
Ум пылкий юноши во сне,
И старец со слезой, быть может,
Труды нелживые прочтет -
Он в них души печать найдет
И молвит слово состраданья:
«Как я люблю его созданья!
Он дышит жаром красоты,
В нем ум и сердце согласились
И мысли полные носились
На легких крылиях мечты».

Но не только глубокое проникновение в сущность жизни и творчества поражает в данном случае: заканчивается предсмертная элегия Дмитрия Веневитинова мистическим эпилогом:

Сбылись пророчества поэта,
И друг в слезах с началом лета
Его могилу посетил.
Как знал он жизнь! как мало жил!

Думается, подобная способность предвидения у Дмитрия Веневитинова вовсе не случайна и не спонтанна. Поэт и в самом деле с самого раннего возраста начал творчески осмысливать суть жизни, и этому способствовала та атмосфера, в которой он рос.

Родился Дмитрий Веневитинов 14 (26) сентября 1805 года в Москве в старинной богатой дворянской семье. Под руководством матери, княжны Анны Оболенской, получил классическое домашнее образование: он изучал французский, немецкий, латынь и греческий. Позже увлекся немецкой романтической поэзией и философией, и вместе с другом Владимиром Одоевским в 1823 году организовал философское «Общество любомудрия», члены которого изучали немецкую идеалистическую философию, труды Шеллинга, Канта, Шлегеля.

Возможно, проживи Дмитрий Веневитинов дольше, он, как многие другие члены общества любомудров, прошел бы большой путь эволюции философского познания жизни и творчества, как, скажем, тот же Одоевский или Федор Тютчев. Но мне представляется это не столь важным, поскольку в какой бы форме ни проявлялся процесс самопознания, важен его результат. И на примере творчества Веневитинова можно утверждать, что следовал он этому внутреннему напряженному процессу последовательно и глубоко:

Блажен, кому судьба вложила
В уста высокий дар речей,
Кому она сердца людей
Волшебной силой покорила;
…Немногие небесный дар
В удел счастливый получают,
И редко, редко сердца жар
Уста послушно выражают.
Но если в душу вложена
Хоть искра страсти благородной,-
Поверь, не даром в ней она,
Не теплится она бесплодно...
Не с тем судьба ее зажгла,
Чтоб смерти хладная зола
Ее навеки потушила:
Нет!- что в душевной глубине,
Того не унесет могила:
Оно останется по мне.

Души пророчества правдивы.
Я знал сердечные порывы,
Я был их жертвой, я страдал
И на страданья не роптал;
Мне было в жизни утешенье,
Мне тайный голос обещал,
Что не напрасное мученье
До срока растерзало грудь.
Он говорил: «Когда-нибудь
Созреет плод сей муки тайной
И слово сильное случайно
В нежданном пламени речей
Из груди вырвется твоей;
Уронишь ты его недаром:
Оно чужую грудь зажжет,
В нее как искра упадет
И в ней пробудится пожаром».

Эти раздумья о собственной судьбе Дмитрий Веневитинов изложил в стихотворении 1826 года «Утешение». Несмотря на юный возраст, он действительно и «знал сердечные порывы», и страдал: в 1825 году юноша познакомился с известной светской красавицей Зинаидой Волконской, стал посещать ее салон, где собирались поэты, музыканты, художники. Современники называли эти собрания академией искусств. Образ Волконской вдохновил на творчество не одного поэта: ей посвящали стихи Пушкин, Вяземский, а у Веневитинова родился своеобразный поэтический цикл, в котором, в духе романтической поэзии, любовные лирические мотивы тесно переплетены с глубокими философскими размышлениями о жизни и смерти:

Оставь меня, забудь меня!
Тебя одну любил я в мире,
Но я любил тебя как друг,
Как любят звездочку в эфире,
Как любят светлый идеал
Иль ясный сон воображенья.
Я много в жизни распознал,
В одной любви не знал мученья,
И я хочу сойти во гроб,
Как очарованный невежда.

Оставь меня, забудь меня!
Взгляни - вот где моя надежда;
Взгляни - но что вздрогнула ты?
Нет, не дрожи: смерть не ужасна;
Ах, не шепчи ты мне про ад:
Верь, ад на свете, друг прекрасный!

Где жизни нет, там муки нет.

Оставь меня, люби другого!
Забудь меня, я скоро сам
Забуду скорбь житья земного.

Это стихотворение 1826 года обращено к Зинаиде Волконской. Светская красавица угадала чувства юноши, который не смел ей в них признаться, и сделала Дмитрию Веневитинову символический подарок – перстень, найденный при раскопках древнеримского города Геркуланума, погибшего в результате извержения Везувия. Поэт считал ее подарок своим талисманом, завещал друзьям похоронить его вместе с этим перстнем, а в своем поэтическом наследии оставил поистине мистическую историю, которая, как и многие его пророчества, воплотилась в жизнь. Вот его стихотворение 1826 года «К моему перстню»:

…О, будь мой верный талисман!
Храни меня от тяжких ран,
И света, и толпы ничтожной,
От едкой жажды славы ложной,
От обольстительной мечты
И от душевной пустоты.
В часы холодного сомненья
Надеждой сердце оживи,
И если в скорбях заточенья,
Вдали от ангела любви,
Оно замыслит преступленье,–
Ты дивной силой укроти
Порывы страсти безнадежной
И от груди моей мятежной
Свинец безумства отврати.
Когда же я в час смерти буду
Прощаться с тем, что здесь люблю,
Тебя в прощанье не забуду:
Тогда я друга умолю,
Чтоб он с руки моей холодной
Тебя, мой перстень, не снимал,
Чтоб нас и гроб не разлучал.
…Века промчатся, и быть может,
Что кто-нибудь мой прах встревожит
И в нём тебя отроет вновь;
И снова робкая любовь
Тебе прошепчет суеверно
Слова мучительных страстей,
И вновь ты другом будешь ей,
Как был и мне, мой перстень верный.

Этот красивый романтический сюжет до сих пор входит в список самых знаменитых любовных историй, оставивших свой след в летописи человеческих отношений. Но, разумеется, не только чувству к Зинаиде Волконской обязан Дмитрий Веневитинов тем, что вошел в историю русской литературы. Несмотря на то, что написано им всего около пятидесяти стихотворений, нельзя обойти вниманием тот факт, что именно по изложенной им программе был создан известный впоследствии журнал «Московский вестник». В частности, Веневитинов считал, что задача журнала должна заключаться прежде всего «в привитии общественному сознанию убеждения о необходимости применять философские начала к изучению всех эпох наук и искусств».

Дмитрия Веневитинова как литератора ценил Пушкин. Но он также был одаренным художником и музыкантом, его перу принадлежат такие философско-критические работы, как «Скульптура, живопись и музыка», «Утро, полдень, вечер и ночь», подражание «Беседы Платона с Александром». Был Веневитинов связан с декабристами, хотя и не входил в тайные общества. Тем не менее, по подозрению в причастности к заговору три дня провел в тюрьме, после чего и без того слабое его здоровье было подорвано, что и стало причиной простуды в марте 1827 года, в результате которой он скончался.

Можно сказать, что смерть поэта просто потрясла современников: ей посвятили стихи многие поэты того времени. Вот как, к примеру, в стиле древнегреческого подражания «На смерть Веневитинова» сразу же откликнулся Антон Дельвиг:

Дева:
Юноша милый! на миг ты в наши игры вмешался!
Розе подобный красой, как филомела, ты пел.
Сколько любовь потеряла в тебе поцелуев и песен,
Сколько желаний и ласк новых, прекрасных, как ты.

Роза:
Дева, не плачь! Я на прахе его в красоте расцветаю.
Сладость он жизни вкусив, горечь оставил другим;
Ах! и любовь бы изменою душу певца отравила!
Счастлив, кто прожил, как он, век соловьиный и мой!

Этими мудрыми строками мы и закончим знакомство с творчеством одного из самых мистических поэтов – Дмитрия Веневитинова, который, несмотря на свою короткую жизнь, внес заметный вклад в русскую литературу и искусство.

Виктория ФРОЛОВА.


Рецензии