Тепе-Кермен, или ударим по бездорожью Ч. III
И так, сами не зная как, мы взобрались на плоскую вершину горы.
Для того чтобы прочувствовать последствие этого подъема, вообразите обыкновенный девятиэтажный дом и представьте ваши ощущения, если вы поднимитесь-опуститесь по лестничным клеткам снизу доверху средним темпом без отдыха ПЯТЬ РАЗ.
Потом умножьте вашу усталость на два, ведь половину расстояния вы шли ВНИЗ, да и крутизна лестничных маршей совсем иная, нежели у нашей «тропинки».
И тогда вы сможете представить примерно ваше состояние после нашего подъёма.
Разгорячённые, все в поту, раскрасневшиеся, мы несколько минут открытыми ртами судорожно хватали воздух.
А он был изумительный, нежный, суховатый, настоянный на душистых степных и горных травах.
Я снял и выжал свою тоненькую безрукавку так, как выжимают половую тряпку.
Поверьте, при этом процессе с неё тонкой струйкой стекал пот. Потом натянул мокрую одежку на тело.
Килограмма два я сбросил.
Вот куда надо отправляться, чтобы и быстро похудеть, получив при этом наслаждение от созерцания изумительных видов.
Нам повезло, что на этой вершине, высотой более пятисот метров над уровнем моря, совсем отсутствовал ветер.
А то бы верный бронхит у нас непременно случился.
Название городища и горы, на которой оно расположено, переводится как Холм (Вершина)-Крепость и передает чисто внешнее впечатление от ее вида снизу, от подножия.
Как называли ее здешние обитатели, неизвестно. Письменные источники не содержат сообщений.
Мы поднялись, пожалуй, к самому интересному объекту городища на этой вершине – скальной церкви, полностью высеченной в северо-восточном обрыве скалы.
Время ее постройки, как сказал арафатец (позднее выяснилось, что он военный капитан второго ранга в отставке), – VIII-IX век. Перед ней на выступе видны остатки прямоугольных гробниц.
Церковь – только часть большого монастырского комплекса, расположенного на шести ярусах.
Помещения монастыря соединяются высеченными в известняковой белой скале ступенями с большой лестницей, по которой можно спуститься к подошве скалы и подняться выше.
Скажу честно – я туда не поднимался и не спускался. Впервые понял выражение – «ноги не несут»…
Храм имеет прямоугольную форму с округленными углами, плоским потолком и полукруглой алтарной частью.
Уникальность этого памятника заключается в том, что помещение церкви имеет поперечное расположение, алтарь внесен внутрь и расположен в середине церкви, рядом находится крещальня (баптистерий) в виде каменного ящика, высеченного у стены.
Стены алтаря (остов иконостаса) высечены из цельного камня, на нижних внешних стенах его вырезаны два больших концентрических круга с четырьмя спицами-крестами, а верхняя часть представляла собой когда-то шесть колонн, в промежутках между которыми были вставлены иконы.
Сохранились только три относительно целые колонны.
С правой стороны на стене у крещальни угадывается вырезанная монограмма «Феос» – «Боже».
Надписи есть и по краю баптистерия.
То, кто молился, стоял полукругом перед алтарём.
В крымской скальной архитектуре храмы с подобным решением отсутствуют. Наиболее близкую аналогию этой церкви мы видели в храме другого «пещерного города» – Эски-Кермена.
Вдоль стен с западной и южной сторон высечена скамья с выемкой сверху, где мы отдыхали, положив под себя головные уборы – камень в глубине пещеры был холодный.
В полу – две гробницы с пазами для каменного перекрытия. Конечно, они давно пусты.
Вход в храм прямоугольный, с пазами для дверной коробки.
Помещение скудно освещается двумя окнами, грубо прорезанными в стенах храма.
Под которыми выступ-жертвенник.
Фото автор.
На фото храм.
Продолжение следует: http://www.proza.ru/2012/02/04/634.
Свидетельство о публикации №212020300843
Наталья Леонидовна Сенина 16.12.2024 13:18 Заявить о нарушении
Рад, что Вас впечатлило мое фото.
Спасибо за интерес к моему произведению и отзыв.
Федоров Александр Георгиевич 16.12.2024 13:40 Заявить о нарушении
Евгений Алексеев 5 16.12.2024 14:32 Заявить о нарушении