Правда с бергамотом

Правда с бергамотом
(Рассказ)

Полдень… Центр города… Час пик… Морозный январский день… Александр буднично и угрюмо шел вдоль по проспекту, сам не зная куда. Вот уже который день он без толку искал себе место и не знал, чем заняться. Сессия уже подходила к концу, и можно было отвлечься от повседневных проблем и слегка расслабиться, но как назло, по душе все равно ползала ненавистная серая тоска… И так день за днем, ночь за ночью, одно и то же без конца. Никогда еще прежде увлекательная учеба не была для него настолько в тягость, никогда еще не посещали нелепые мысли о том, что он с трудом сейчас пережил свой худший семестр за все время учебы. И самое странное (или глупое…) – что сам Александр толком и не понимал, почему все так – и пусть это покажется парадоксальным, но уже привык к подобному настрою. Впрочем, в этом он был не одинок – не раз уже он слышал от своих знакомых по университету точно такие же упаднические высказывания. И от этого было только хуже…

Во время сессии порой теряется счет дням недели и числам. Иронично… Вот сейчас – с Александром творилось что-то подобное. Спокойно сдав очередной экзамен, название и суть которого он моментально выкинул из головы, стоило лишь зданию университета скрыться за углом, - в его голове моментально возник странный вопрос: «А какой сегодня день?»… Пауза в мыслях, потуги памяти, опустошенной на экзамене – но список вариантов ответа сократился лишь за счет понедельника и вторника.

Александр беззлобно посмеялся над собственной рассеянностью и, подув на слегка замерзшие пальцы (перчаток или рукавиц он принципиально не носил), нехотя полез в карман за телефоном.
- Четверг!.. Ну, я так и думал… - про себя констатировал он.

Кругом столько людей… и все куда-то спешат, зачем-то суетятся и совершенно не обращают внимания друг на друга. Эта характерная для жителей больших городов болезнь – «синдром мегаполиса»… Каждый раз, с горечью иронизируя по этому поводу, Александр неизменно удивлялся тому, что в огромном городе вообще могли существовать хоть какие-то отношения. Как здесь вообще находится место для неожиданных встреч, настоящих чувств, счастья и романтики? – Все это было трудно понять Александру - парню, выросшему в провинции… Но нетрудно было адаптироваться и привыкнуть к безумному ритму жизни города-спрута, чья атмосфера пропитала насквозь судьбы всех тех, кто жил на этих серых улицах.

Александр бесцельно топтался на автобусной остановке, размышляя, куда бы податься теперь. Снова беглый взгляд на экран телефона, снова осколки холода обжигают ладони…
 - Полпервого… - пытаясь отогреть дыханием руки, бормотал он про себя, - Может, все же пойти?.. Может, еще раз увижу? Эх, была-не была!..
Бессмысленный, казалось бы, набор фраз, и совершенно необъяснимая бесшабашная улыбка на лице… Со стороны это сошло бы за легкое помешательство. Впрочем, у него были причины к столь резкой смене настроения…

Кофейня на углу двух проспектов… он довольно часто заходил туда. Ему нравилось посещать это приятное и гостеприимное заведение. Совершенно непонятным казалось то, что кофейня почему-то не пользовалась популярностью среди обывателей. Сколько бы раз Александр туда не заходил – всякий раз встречал лишь полупустой или вовсе почти пустой зал, где играла скромная приглушенная музыка… но ее все равно никто не слушал, или же просто не слышал. Всем было не до того – поглощение каждодневной рутиной не отпускало и здесь. От этого было невозможно скрыться… Но Александр и не скрывался – он просто не обращал на это внимания. Казалось, что так было проще.

Привычным порывистым движением он распахнул двери и со сдержанной улыбкой вошел, впустив внутрь облачко прозрачного холода.
 - Добрый день… Рады Вас видеть! – донеслась до него дежурная фраза бармена, хозяйничавшего у стойки.
Александр машинально кивнул в ответ и сжал губы в досаде: зал был абсолютно пуст. Нельзя сказать, что это обстоятельство так уж его удручало – просто какое-никакое, а присутствие людей, обозначенное хотя бы парой посетителей, все же создает ощущение оживления… или стабильности. Можно называть это как угодно, но это трудно объяснить… «Безмолвная компания», как иногда думал он про себя, в шутку называя так других посетителей кофейни, своим присутствием приглушала тоскливый стон одиночества внутри, которое теперь чувствовалось как никогда остро и больно. А в последние дни проклятое одиночество преследовало нашего героя особенно упорно, превращая серую тоску в невыносимое и безудержное отчаяние.

Место можно было и не выбирать – все равно бы никто не сказал ни слова против. Но Александр сразу же направился к своему излюбленному столику – в дальнем конце зала, слева от входа. Небрежно скинул на спинку стула куртку, неаккуратно стянул с головы тугую шерстяную шапку, рассыпав спутавшиеся под ней жесткие прямые черные волосы.
 - Эх… расческу бы! Я же просто как веник… - как-то отстраненно пробормотал он про себя, устраиваясь за столиком поудобнее.
Официантка была тут как тут:
 - Меню?..
 - Не стоит… - опередил ее Александр и добавил, - Чай с бергамотом, …пожалуйста!
 - Угу… - что-то деловито записывая на ходу, отозвалась официантка и удалилась.
Не обрати он внимания на ее жест, то, может быть, и не вспомнил, зачем он вообще сюда пришел… Достав свой вечный блокнот и открыв его на первой попавшейся чистой страничке, Александр медленно проскользил взглядом вдоль зала и начал набрасывать окружавший его интерьер.
Но сегодня что-то не получалось… Он раздраженно закрыл страницу и перелистнул блокнот назад. Рисунок на предыдущем листке был гораздо удачнее, чем сегодняшний набросок; и вовсе не потому что Александр плохо рисовал – нет, все было наоборот. Должно быть, бегло и аккуратно прочерченный мягким грифелем карандаша рисунок недельной давности вышел лучше, потому что на нем была она…

Эта девушка была одним из завсегдатаев кофейни, и Александр просто не был в силах пройти мимо, интуитивно ощущая, что сейчас наверняка увидит ее среди посетителей. Еще далеким летом прошлого года он впервые ее здесь увидел… не встретил, а именно увидел. «Ведь встреча не может произойти на таком расстоянии… при встрече говорят друг другу хоть слово, хоть что-то! А я к ней даже ни разу не подошел, и ничего бы ей не сказал… Как это все глупо!» - думал он про себя все это время, но сам не мог понять, почему не пытается ничего изменить… Возможно, единственное оправдание его сдерживало: «Нет, она слишком красивая… она не может быть одна!..». Так думал он всякий раз, когда провожал ее тоскливым взглядом, и всякий раз упрекал себя за все, что только можно, и несправедливо ругал свой нелепый характер, не позволивший ему в очередной раз переступить через препятствия и бессмысленные рубежи принципов, которые он сам для себя и построил… Он сам загнал себя в ловушку, и не мог оттуда выбраться. И ничего не менялось – она время от времени появлялась в зале кофейни, он прятался где-нибудь в углу, стараясь остаться вне поля ее зрения… И она так и продолжала жить в его памяти и фантазии без имени, без фамилии – просто Она…

На вид ей было чуть меньше, чем Александру – двадцать, может, девятнадцать… но именно это и было для него едва ли не самой главной трудностью. Он сам уверенно полагал, что будь девушка постарше – может быть, даже старше, чем он сам – и с ней будет проще найти общий язык… Предубеждение ли это было или что-то другое – трудно сказать, но что-то все равно сдерживало первый шаг навстречу с его стороны.
И кроме того, она всегда была такой непринужденной, открытой, такой жизнерадостной и так легко находила общий язык с посетителями – вне зависимости от возраста, внешности, вне зависимости от чего бы то ни было… И от этого было тем более непонятно, почему она все время приходила одна. «Так не бывает… Этого не может быть…» - всякий раз эта мысль рушила стены внутри его разума; и стоило ей лишь появиться – как он был не в состоянии думать о чем-то другом.

И сейчас, открыв страничку с предыдущим рисунком, он с каким-то трепетом провел пальцем вдоль тонко и чутко прочерченных линий, обозначивших ее легкий и стройный силуэт…
 - Да что такое со мной?.. Не пойму… Хуже школьника, черт возьми!..
Его размышления прервал приветливый и заботливый голос официантки:
 - Ваш чай… Еще что-нибудь?
 - Пока нет… спасибо! – механически отозвался он.
Глубокий вдох – и приятный терпкий аромат чая с бергамотом наполнил полную грудь вдохновением… Удовлетворенная улыбка мелькнула на его лице. Александр непонятно зачем стал размешивать ложечкой свой чай.

Неожиданный скрип двери заставил его оторваться от своего бессмысленного занятия. И его лицо преобразилось в тоскливом упоении: ведь это была Она… Как и всегда, красивая, как и всегда, жизнерадостная, как и всегда, одна. Она, точно так же, как и сам Александр за несколько минут до этого, буднично улыбнулась бармену, который приветствовал гостью, и столь же беззаботно окинула взглядом зал, выбирая себе место… Он ожидал, но не совсем был готов к тому, что она с неподдельным восторгом в глазах направилась к тому столику, где сидел он… прямо к нему…
 - Можно? – улыбнулась она, опуская сумку на стул.
 - Конечно, о чем речь… - несколько неожиданно для себя Александр ощутил, как внутри оживают уверенность и бодрость, - Буду рад составить компанию.
 - Скорее, наоборот!.. – усмехнулась она в ответ.
Тут как тут возникла все та же приветливая официантка:
 - Здравствуйте! Что-нибудь закажете?
 - Хммм… - гостья несколько задумалась.
Тут достаточно смело вмешался Александр, хотя и прекрасно понимал, что тем самым раскрывает все карты:
 - Зеленый с гибискусом… будьте добры.
 - Замечательно… Один момент!..
Официантка направилась честно отрабатывать свои чаевые, а Александр поднял сконфуженный виноватый взгляд, встретившись глазами с хитрым выражением лица гостьи.
 - Так-так… - хозяйским тоном произнесла девушка, занимая место напротив него, - Кажется, кто-то за мной шпионил?
 - Ну да, не буду скрывать… - он лишь пожал плечами.
 - Да ладно… Не надо оправдываться! – она засмеялась, - Я же шучу. Прости…
 - Мы уже на «ты»? – поинтересовался Александр.
 - Я на «ты» со всеми! Так ведь проще… - скромно пояснила гостья, - Или ты… Вы… против?
 - Нет, что ты, нет… - он не собирался спорить, лишь с видом провинциального интеллигента взял свою чашку и принялся за чай.
Снова как из ниоткуда возникла официантка:
 - Ваш чай… - распорядительно произнесла она, ставя на стол напиток для гостьи, и вновь оставила ее наедине с Александром.
 - Ммммм…! - блаженно пробормотала гостья, прикасаясь к своей чашке ладонями и с упоением вдыхая пряный аромат гибискуса.
Пауза показалась ей неловкой; а так не терпелось разговорить нового знакомого:
 - Ты часто тут бываешь?
 - Да, довольно часто… Здесь спокойно, не шумно, народу немного.
 - Нравится уединение?
 - Не скажу, что нравится…
 - Ага... Значит, ты уединяешься для определенной цели? Ты, видимо, что-то сочиняешь? – прозрачный намек гостьи подчеркивал и ее взгляд, мимолетно брошенный на творческий сборник Александра.
 - В точку!.. – оживился он, радуясь тому, что собеседница понимает его с полуслова.
 - А можно взглянуть? – робко поинтересовалась она.
Он ожидал и надеялся, что услышит этот вопрос, но тем не менее где-то внутри скользнуло неприятное волнение.
 - Ладно… Только не суди строго!.. – он несколько неуверенно подвинул к ней блокнот.
Со стороны ему показалось, что огонек в ее ясных зеленых глазах вспыхнул огромным костром, когда взгляд гостьи скользил вдоль страничек… Ведь на этих страничках была Она... И снова Она... Только Она... Александр лишь молчал, отведя взволнованный взгляд в сторону, и лишь изредка поднимая лицо, чтобы снова взглянуть на нее… и тут же отворачивался опять. Он не мог долго смотреть на ее жгучий восторг… от этого она становилась еще прекраснее…
 - Вот это да… - вдохновенно прошептала она, будучи не в силах оторваться от рисунков, - Столько времени… а я даже не знала!..
 - Не думаю, что был бы в состоянии творить подобное, будь мы знакомы… - он смутился окончательно, и с трудом нашел выход из тупика, - Впрочем, мы ведь все еще не знакомы…
Гостья изобразила хитрую ухмылку и, перелистнув блокнот в начало, уверенно констатировала:
 - Значит, Александр… Саша, стало быть!..
 - Вот черт… - он нарочито изобразил досаду поверх плохо скрываемой радости, - Полный разгром… если говорить по-футбольному!
 - Да ты заядлый болельщик? Прямо как я… - гостья таинственно улыбнулась, - Ну может быть, гол престижа?..
Александр застыл в задумчивой позе… Как ему сейчас хотелось блеснуть перед ней своей интуицией и смекалкой, как хотелось предупредить: «Зря… С нами – с филологами – лучше не шутить!..» или что-то в этом роде… этого не описать. Но все же он отказался от этих вычурных идей и лишь сдержанно произнес:
 - Я полагаю, это очень красивое имя…
 - Кому как… - многозначительно ответила он, - Продолжай…
Что произошло в следующий момент – Александр не совсем понял… Наверное, излишне игривый тон гостьи вызвал у него расстройство. Все-таки не только по возрасту она была моложе… но и по мироощущению. А ему сейчас совсем не хотелось играть в эти игры. Он закончил свое размышление неожиданно резко – отрывистым голосом, и безо всяких эмоций:
 - Ты ведь Златана…? Да…? Я это случайно услышал. Здесь же…
В ее глазах появилось сомнение и совсем несвойственная ей серьезность:
 - Интересно… когда?
 - Месяца четыре назад. Еще осенью…
 - И столько времени молчал?.. Зачем? – в ее голосе остро ощущалась досада и боль.
 - Да сам не знаю… Просто ты все время была с кем-то, и я не хотел мешать, только и всего.
 - А что мешало подойти после?.. – теперь это была уже не досада, а самая настоящая обида.
 - Ничего… Сам столько раз себя спрашивал «зачем?» - и…
Она улыбнулась в ответ… и в этом взгляде было все ее прощение, понимание, все ее успокаивающее обаяние, и Александр уже не мог прятать свой тусклый взгляд, где медленно тонула несправедливая и никчемная вина.
 - Значит, то, что сегодня мы здесь оказались наедине – это что-то значит… - прошептала она, и, неожиданно воскликнула, отчего он вздрогнул, – Не так ли??!!
Златана задорно рассмеялась, Александр ответил лишь молчаливым фальшиво нарисованным упреком во взгляде…

Час, другой… время быстро катилось вперед… Он и она быстро разговорились и просто радовались моменту, что свел их вдвоем. Приходили и уходили другие посетители, чай давным-давно остыл, но Александр и Златана все никак не могли насытиться компанией друг друга… Он рассказал ей обо всем, о чем она хотела спросить, и терпеливо выслушивал ее восторженную милую болтовню – девушка явно намеревалась объять необъятное и буквально топила в повествовании о себе нового знакомого…
 - Можно еще чаю? – торопливо бросила Златана вслед проходившей мимо официантке.
 - И счет на обоих!.. – добавил Александр.
 - Как?.. Ты уже уходишь…
 - Да что ты, вовсе нет… просто интересно заглянуть в кошелек! – засмеялся он в ответ.
 - Оставишь свой номер?
 - Конечно!..
 - Может, по почте как-нибудь спишемся? Вдруг разбежимся… - забеспокоилась Златана.
 - Разумеется… - шире расплыться в улыбке Александр уже просто не мог физически, - Никуда мы не пропадем…
Такого уверенного спокойствия он еще прежде не чувствовал, как не испытывал уже давно столь искренней и неописуемой радости…

Еще две чашки чая… Еще немного времени вдвоем… Еще немного радости, казавшейся наградой за столь долгое испытание терпения…
 - Златана?
 - Ммм…?
 - Скажи… все эти месяцы ты приходила сюда, общалась с разными людьми, иногда – с совершенно незнакомыми… Иногда мне казалось, когда я видел тебя, что ты кого-то ждешь, или кого-то ищешь… Мне показалось, правда?
Девушка выждала паузу, пригнулась ближе к столу и как бы по секрету произнесла вполголоса:
 - Честно, Саш… Ты сказал, что тогда, в августе, был в этой кофейне впервые… Так вот, я… в тот день тоже сюда впервые пришла… - она зачем-то глуповато усмехнулась, - Хочешь, верь - хочешь, не верь, а все это время я приходила посмотреть, придешь ли ты… И ты снова приходил… Раз за разом… Все это время, один…
Александр чувствовал, как внутри него все опрокинулось, когда она это сказала… Ведь много месяцев подряд они искали друг друга и ждали в одном и том же месте, прекрасно понимая, что каждый раз упускают шанс, который им дарила судьба… и продолжали упускать свой шанс… Это казалось ему невыносимо нелепо и смешно, но трудно было придумать сейчас сценарий более печальной в своей нелепости истории.
 - Как же это глупо… - сокрушенно выпалил он, прикрыв лицо ладонью; в ту же секунду он понял, что совершил эпическую ошибку, но было уже поздно – внимательная Златана моментально заметила предательскую полоску светлой кожи на его безымянном пальце…
 - Ты носишь кольцо… - пробормотала она, но закончить мысль не успела.
Вместо ответа он с лютой ненавистью во взгляде посмотрел на свою ладонь и, сжав до хруста пальцы в кулаке, прижал руку к губам. Не произнеся ни слова, он резко поднялся и кинулся куда-то прочь, как в горячке… словно пытался превозмочь силу, не отпускавшую его сейчас, словно пытался убежать от собственного прошлого, словно его, как наглого воришку, схватили во время кражи… Совесть прожгла сердце, все теперь казалось безразличным… кроме Нее. Так хотелось сейчас упасть перед ней на колени, просить о прощении – нет, не за то, что обманул ее, не за то, что скрывал правду… За другое…
 
Златана все же догнала его. У самого выхода… Куда он намеревался идти – в такой мороз, не одевшись, и бросив все тут, он, видимо, и не задумывался… Девушка сразу же поняла, что  Александр не в себе.
 - Успокойся… - прикосновение ее теплых ладоней к плечам показалось ему лучше любого лекарства.
 - Да… - отрывисто произнес он, подымая мрачный взгляд, и осторожно провел пальцами по ее волосам, - Ты ведь поняла, в чем дело?..
 - Конечно… Ты ее потерял… И я напомнила тебе о ней…
Он нервно кивнул в ответ. Комок из тяжелых воспоминаний встал поперек горла, не давая объяснить ему все так, как хотелось… сбитый голос смог выдавить из себя лишь обрывки фраз:
 - Нам было по восемнадцать… Такие счастливые!.. Ее тоже звали Златана… И ты так на нее похожа!.. Понимаешь, почему, когда я тебя увидел в первый раз… то все так?.. Понимаешь?..
Златана молчала… Быть может, впервые в жизни ей было нечего сказать.
 - Я не смогу забыть… Никогда. Прости… - Александр снова отвел взгляд в пустоту.
 - За что?..
 - За этот день… Кажется, я тебе только что здорово испортил настроение! – с нарочитой улыбкой объяснил он.
 - Ничего подобного! – воскликнула Златана, - Ты… ты даже не представляешь, как же я тебе благодарна…За все… За этот день… За твою компанию… За знакомство!.. Лучше ты прости… Просто, понимаешь… я ведь не смогу ее заменить…
 - Я об этом не прошу, - твердо заявил Александр.
Златана улыбнулась в ответ и едва слышно добавила:
 - Но я все же постараюсь…

Еще несколько минут… Забыть о прошлом за столь короткий срок невозможно, как ни старайся. Но Александр этого и не хотел. И Златана это понимала; как понимала и то, что теперь, когда она знает о тяжелом грузе вины, ответственности и воспоминаний, который он нес на плечах, когда теперь ей об этом известно – то больше всего на свете сейчас ей хотелось помочь нести ему эту ношу. Не заменить… Лишь помочь…

 - Саш?..
 - Да?..
 - Встретимся завтра, если не будет холодно?
 - С радостью… Здесь же? – он устало улыбнулся, – Впрочем, по-другому я себе уже и представить не могу…

2 февраля 2012 г.


Рецензии
СНИМАЮ ШЛЯПУ! ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАЛАНТЛИВОЕ И ГЛУБОКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ!

С УЛЫБКОЙ...ТЫ ЗНАЕШЬ КТО)))

Тень Черной Кошки   04.02.2012 01:45     Заявить о нарушении
Судя по заглавным буквам, тебя просто разобрали эмоции... должно быть, мне следует гордиться тем, что вызвал столь воодушевленную бурю восторга...?:)

Александр Эдерхарт   04.02.2012 05:40   Заявить о нарушении
Да , Да, и еще раз Даааа- по праву, гордись, Талантливый Мальчишка!!!)))))))))))

Тень Черной Кошки   04.02.2012 09:58   Заявить о нарушении
Перечитала...сопоставила....переосмыслила...

Тень Черной Кошки   12.03.2012 20:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.