Уроки доброты

На остановке, съежившись от холода и пронизывающего ветра, стояли люди. Одни возвращались усталые с работы домой, другие спешили на свидание с любимыми, третьи опаздывали к началу сериала. А поодаль на асфальте, прижавшись к обледенелой скамейке, сидел маленький пушистый комочек и жалобно мяукал. Никому из взрослых не было и дела до бедного мурлыки.

Но вот из толпы, расталкивая взрослых, выкарабкался мальчуган лет пяти. Он осторожно поднял бедолагу и, сняв рукавички, попытался согреть его теплом своих маленьких ручонок. Котенок доверчиво посмотрел на своего нового друга и в знак благодарности лизнул его шершавым язычком. Глаза мальчишки заискрились: сделал доброе дело — это так приятно!

Чувства переполняли детскую душу, и малыш поспешил поделиться радостью с мамой. Но то, что произошло в следующую минуту, шокировало всех. Молодая мамаша с криком «Выбрось сейчас же эту гадость!» выхватила котенка из рук сына и швырнула на проезжую часть.

Мальчик посмотрел на мать — в ту минуту она, такая родная и близкая, в одно мгновение вдруг стала для него чужой и далекой. По его щекам катились слезы, и он чуть слышно шептал: «Я не хочу быть взрослым…».

О воспитании  и воспитанности

Невоспитанные дети. Как часто мы слышим эти слова. Казалось бы, чего уж проще — воспитать ребенка. Об этом написано и обнародовано огромное количество статей, советов педагогов и психологов. Одни говорят, что воспитанием надо заниматься с момента рождения, другие утверждают, что его следует начинать, пока дитя находится еще во чреве матери.

А что если нам, взрослым, начать воспитание детей с себя?

Мы требуем от них честности и искренности, порядочности и совестливости, но оглянитесь — вокруг ложь и обман. На работе, дома, при каждом удобном случае, на каждом шагу мы изворачиваемся, уклоняемся от ответственности, боязливо, с опаской поглядываем друг на друга.

Мы в шоке, услыхав от семилетнего мальчугана «красоты языка родного», но не замечаем, что ненормативная лексика стала нормой и для нашей речи. Порой дети, общаясь с родными отцами, так «обогащают» свой словарный запас, что перестают чувствовать, где высокое, где нейтральное, а где низкое.

Мы просим наших чад следовать милосердию и доброте по отношению друг к другу, но откройте газеты и журналы, включите радио и телевизор: убили, пропал без вести, взяты в заложники, погибли… Этот список можно продолжать бесконечно, ибо информационный поток каждый день несет нам вовсе не радости и улыбки, а тревожное ожидание катастрофы.

Не пора ли остановить эти взбесившиеся жернова истории, двойные стандарты? Может быть, тогда появится шанс — и наши дети будут видеть во сне цветущие луга и поляны, яркие обложки детских книг и веселые игрушки, а слова «насилие» и «террор» найдут только в словарях.

***

Как часто мы, взрослые, делаем какие-либо поступки или реагируем на происходящее без оглядки на восприимчивую детскую душу. Очень сложно воспитать ребенка добрым, если сам подозреваешь каждого третьего землянина в недобрых делах, а каждому четвертому желаешь провалиться на месте…


Рецензии