Исследователь по характеру, экономист по профессии

Исследователь по характеру, экономист по профессии, педагог от Бога


Наверное, у каждого человека бывали в жизни события, которые чем-то зацепили, оставили «зарубку» в памяти, оказали формирующее воздействие. Для меня, как и для тех людей, кому посчастливилось слушать лекции кандидата экономических наук, профессора кафедры социальных наук Военной академии Республики Беларусь, доцента Валерия Георгиевича Ольшевского, таким событием стала встреча с этим человеком.

Первые университеты

Родился Валерий Георгиевич в крупном промышленном городе Кривой Рог, что в Днепропетровской области. Там же прошел и свои первые университеты. В силу сложившихся обстоятельств парня воспитывала одна мама. Именно по этой причине он и решил получить среднее специальное образование — хотелось и матери помочь, и быстрее самостоятельным стать.

В местном техникуме рудничной автоматики особо престижным считалось отделение «Электрооборудование промышленных предприятий и установок», куда и поступил будущий экономист. Во время учебы он сразу стал «своим человеком» в городской библиотеке. Кроме специальной литературы, много читал художественной и общественно-политической. Пытался освоить «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» Ж. А. Кондорсе и даже «Критику чистого разума» И. Канта… Кстати, интерес к социально-экономическим проблемам у Валерия Георгиевича проявился именно во время учебы в техникуме.

— Как-то преподаватель обществоведения поручил мне подготовить доклад о событиях в Китае. Там в то время происходили поистине революционные изменения. После провозглашения в 50;е годы политики «большого скачка» и «трех красных знамен» страна оказалась в чрезвычайно трудном экономическом положении. Обострялась внутриполитическая борьба, которая впоследствии привела к культурной революции, массовому «перевоспитанию» политических противников Мао Цзэдуна и городской интеллигенции в деревне. Меня это все очень заинтересовало, я перечитал уйму литературы и газетных публикаций. Доклад, ставший моим первым публичным выступлением, продолжался более получаса, вызвал всеобщий интерес и надолго закрепил за мной прозвище Миссионер. Но я не обижался, поскольку считал, что каждый человек в жизни должен выполнить определенную миссию, — поделился воспоминаниями герой очерка.

Трудовую деятельность Валерий Георгиевич начал еще во время годичной производственной практики на криворожском Южном горно-обогатительном комбинате. Однако после окончания техникума работать по специальности ему не довелось — после двухмесячной отсрочки для завершения учебы он был призван в армию. Дипломированного техника по ремонту электрооборудования направили в отдельный батальон связи одной из дивизий Южной группы войск, дислоцирующейся в то время в венгерском городе Кечкемет.

Служба в радиороте потребовала от отставшего на несколько месяцев по сравнению со своими ровесниками «новобранца» больших усилий: изучить морзянку, материальную часть связи, усвоить непростые правила армейской жизни… Помимо обязанностей, определяемых военной службой, рядовой Ольшевский активно занимался комсомольской работой. Кроме того, он проявил себя и как талантливый военкор. Уже через несколько месяцев после начала срочной военной службы к нему зачастили представители «дивизионки», а также окружной газеты ЮГВ. Временами в одном и том же номере под разными псевдонимами публиковались его заметки и даже заказные статьи. Надо отметить, что они не всегда радовали начинающего журналиста. Не обходилось без чрезмерной редакторской правки, а порой и излишней патетики, откровенного «литературного глицерина». Солдату-срочнику было нелегко тянуть этот воз общественных обязанностей, но он успешно справлялся.

— Конечно, все это было возможно благодаря помощи и поддержке сослуживцев — солдат и офицеров, среди которых было много интересных людей, — признался Валерий Георгиевич. — Одним из командиров отделений был младший сержант Александр Гуров, у которого я принял комсомольскую организацию радиороты. После увольнения из Вооруженных Сил он перешел на службу в московскую милицию. Впоследствии стал начальником VI главного управления МВД СССР по борьбе с организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом, кандидатом, а затем и доктором юридических наук, генерал-лейтенантом МВД, депутатом Государственной думы трех созывов, председателем комитета по обороне. Запомнился мне и командир роты — сложный и проблемный для начальников и подчиненных капитан Г. А. Горностаев. Он очень удивился, когда узнал, что я после увольнения из армии собрался пойти не «в журналисты», как все ожидали, а на отделение политической экономии университета. «Идешь туда, где легче?» — с усмешкой спросил он у меня тогда. Интересен тот факт, что после окончания военной службы он сам стал экономистом, защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию по проблемам военно-экономических связей.

Служба в Советской Армии послужила хорошей школой, определившей всю последующую жизнь Валерия Ольшевского. Она научила ответственности и требовательности к себе и другим, выработала критический образ мышления, потребность в постоянном самосовершенствовании, интерес к проблемам социально-экономического и политического развития, вкус к общественной деятельности. Слова из «дембельской» характеристики замполита батальона «имеет склонности к комсомольской и партийной работе» еще долго преследовали, как выяснилось впоследствии, на самом деле склонного к научной работе обществоведа.

Поступление на экономический факультет Ленинградского государственного университета Валерий Георгиевич до сих пор считает подарком судьбы и вырастившей его системы общественных отношений, которая тем не менее оказалась не столь демократичной и справедливой, как сначала представлялось. К слову, на вступительных экзаменах вчерашний солдат набрал 14 из 15 возможных баллов. Согласитесь, достойный результат.

От студента до доцента

Умение ладить с людьми, сочетать доброжелательность с корректной требовательностью и прежде всего с требовательностью к себе проявилось у Валерия Ольшевского еще в армии. И с годами эти положительные качества в его характере и воспитании только крепли. Он с первых дней учебы участвовал в студенческих научных кружках, выступал на научных конференциях. Активиста тут же заметили и назначили, несмотря на его возражения, старостой группы, а затем и председателем академсовета факультета.

— Не скрою, на мои взгляды и интересы во многом влиял и круг общения. Меня окружали интересные люди. Так, вместе с сыном известного советского историка, несостоявшимся экономистом-кибернетиком Львом Лурье, уже тогда писавшим литературно-исторические материалы, мы участвовали в студенческих капустниках. Ныне Лурье — кандидат исторических наук, известный петербургский краевед, писатель, журналист. С чемпионом Олимпийских игр 1972 года по прыжкам в высоту Юрием Тармаком часто доводилось бывать на лекциях известных советских и зарубежных ученых в Центральном лектории Ленинграда на Литейном проспекте, в Доме ученых на Дворцовой набережной. С будущим чемпионом мира по шахматам Анатолием Карповым, учившимся на курс ниже, я играл в сеансе на сорока досках. Уже в аспирантские годы, встретив его на каком-то «высоком собрании», упрекнул знаменитого сокурсника в том, что после триумфального возвращения из Багио (после несостоявшегося матча с Бобби Фишером) он даже не появился на факультете. Попавший после завоевания шахматной короны в жернова «большой политики», еще скромный юноша Толя тогда лишь смущенно улыбнулся и развел руками: «Ничего не поделаешь… Как скажут», — вспомнил студенческие годы Ольшевский.

Во время учебы в университете Валерий Георгиевич серьезно заинтересовался темой инфляции, проблемой денежного обращения. В конце второго курса, перед распределением по кафедрам, с целью выявления способностей и возможностей студентов в университете была проведена научная конференция. Ольшевский выступил на ней с докладом «Милитаризм США и кризис доллара», что предопределило его специализацию по кафедре экономики современного капитализма. Это была единственная в СССР кафедра с таким названием. Она была создана легендарным человеком — генерал-майором в отставке профессором Сергеем Ивановичем Тюльпановым, активным участником гражданской и Великой Отечественной войн, 110;летие со дня рождения которого отмечает научная общественность Москвы и Петербурга в настоящее время. Еще в 30;е годы прошлого века он стал кандидатом экономических наук и преподавателем Военно-политической академии в Ленинграде. После войны возглавлял управление информации Советской военной администрации в Германии, а в 1956 году был назначен проректором Ленинградского университета по международным связям, а затем заведующим созданной им кафедрой. Научные интересы Валерия Георгиевича сформировались именно под влиянием этого известного ученого. Сначала их общение ограничивалось лекциями, которые мэтр читал студентам, специализирующимся по его кафедре, а впоследствии он взял на себя научное руководство кандидатской диссертацией Валерия Георгиевича «Инфляция в экономике государственно-монополистического капитализма (на материалах США)».

После успешного окончания университета одаренный выпускник Ольшевский был оставлен в аспирантуре. Хотя имелись и другие варианты: Револьд Энтов, ставший затем академиком РАН, руководитель преддипломной практики, которую Валерий Георгиевич проходил в Институте мировой экономики и международных отношений в Москве, предлагал поступать в аспирантуру возглавляемого им сектора экономического цикла и инфляции отдела экономики США. Однако, чтобы сменить ставший привычным и родным Ленинград на помпезную Москву, тогда у него просто не хватило ни решимости, ни сил. В течение трех лет обучения в аспирантуре Ольшевский на общественных началах преподавал на дневном и вечернем отделениях экономического, исторического и юридического факультетов ЛГУ. На третьем году учебы в аспирантуре руководил дипломной работой по проблемам денежного обращения и инфляции. Кроме того, в течение двух лет Валерий Георгиевич редактировал стенгазету факультета.

При распределении молодому ученому предложили на выбор три города: Комсомольск-на-Амуре, Вологда, Сыктывкар. Валерий Георгиевич отправляется в один из старейших русских городов, расположенных на живописных берегах реки с одноименным названием Вологда. В октябре 1976 года он стал старшим преподавателем молочного института Министерства сельского хозяйства СССР. В связи с реорганизацией Высшей аттестационной комиссии СССР и полной сменой состава советов по защите квалификационных работ, кандидатская диссертация Ольшевского была защищена в начале 1977 года, и менее чем через три месяца ее утвердили на ВАК. Только после этого Ольшевский перевез в Вологду жену и маленькую дочь. Он вел занятия по политической экономии, участвовал в работе государственных экзаменационных комиссий по защите дипломных работ экономистов, руководил школой молодого лектора института. Через три года был назначен, а затем избран по конкурсу заведующим кафедрой политической экономии. После нескольких поездок на Всесоюзные семинары лекторов по международной, экономической, социальной политике государства и последующих выступлений в различных аудиториях стал лектором городской и областной организаций общества «Знание», внештатным лектором Вологодского обкома партии.

— Кроме большой учебной нагрузки и разнообразной общественной работы, приходилось читать по 40–50 лекций в год на различных партийно-хозяйственных активах, лекториях, в организациях и учреждениях, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, — вспоминает то нелегкое время Валерий Георгиевич.

Его высокая информированность в вопросах внутренней и международной жизни не осталась незамеченной. В 1981 году Валерию предложили выехать в составе группы студентов, аспирантов и молодых преподавателей в Федеративную Республику Германия, а в 1982 году его командировали читать лекции по принятой на Пленуме ЦК КПСС Продовольственной программе на советские погранзаставы, расположенные на нейтральной полосе границы с Финляндией.

Заведующему кафедрой Ольшевскому приходилось выполнять и другие трудоемкие общественные поручения. Но когда ему предложили перейти на профессиональную партийную работу, он решительно отказался.

— По своему характеру и склонностям я не аппаратный, тем более не карьерный человек. Преподавательская, научная деятельность для меня всегда были более предпочтительными, — так объяснил он тогда свой поступок.

И не просто объяснил: поговорив с коллегами по парткому, он организовал удовлетворение просьбы о самоотводе. В те времена это считалось серьезным нарушением партийной дисциплины, что затем сказалось и на его преподавательской деятельности. Бывали случаи, когда выполненные под руководством Ольшевского студенческие научные работы на всесоюзные конкурсы «терялись» в обкомах.

Единственной возможностью заняться любимым делом — наукой — оказался переезд в Беларусь, ближе к родителям жены Валерия Георгиевича, которые преподавали в Белорусской сельскохозяйственной академии.

Педагогический опыт доцента Ольшевского оказался востребованным — он был избран по конкурсу на должность доцента кафедры истории КПСС и политической экономии Витебского педагогического института.

Семья с двумя детьми (после комфортного проживания в трехкомнатной квартире в Вологде) поселилась в блоке студенческого общежития. Несмотря на бытовую неустроенность, работа на новом месте в течение первого года приносила определенное удовлетворение: Валерий Георгиевич полностью сосредоточился на преподавании и определении перспектив научных исследований.

Впервые за многие годы даже появилось время на общение с подрастающими детьми. Но потом грянула вселяющая большие надежды и оптимизм перестройка. В обществе, в том числе и в среде студенческой молодежи, резко возросли интерес и потребность в объективной социально-экономической и политической информации. Иногда в кулуарной обстановке студенты задавали довольно сложные вопросы своему преподавателю и… получали на них ответы.

Но это не прошло незамеченным в партийных кругах. Уже через несколько дней после таких бесед Валерию Георгиевичу позвонили из идеологического отдела Витебского обкома партии и сделали замечание. Мол, он дает своим студентам такую информацию, которой не владеют даже квалифицированные пропагандисты. В целях ликвидации ощущаемого дефицита информации о фактическом состоянии экономики и общества в целом Ольшевскому было настоятельно предложено провести несколько консультационных занятий в Доме политического просвещения обкома.

— Последующие два года, говоря словами известного в советское время рассказчика Ираклия Андроникова, я работал лектором по перестроечной тематике как зурнач на свадьбах, — с улыбкой признается наш герой. — Общее количество лекций, читаемых мной как лектором городской и областной организаций общества «Знание», преподавателем курсов повышения квалификации партийных и советских, профсоюзных работников, за пределами вуза доходило до 140–150 в год.

Летом 1987 года доцент Ольшевский был избран по конкурсу заведующим кафедрой истории и политической экономии Витебского пединститута. Это побудило обратиться к истории развития советской экономики, в частности истории инфляции в СССР. Он много времени проводил в спецхранах и залах всесоюзной Ленинки и знаменитого Института информации по проблемам общественных наук. Как результат — статьи о роли денег и инфляции в становлении и развитии советского общества, о финансово;экономической политике советской власти в 1917–1918 годах, теории инфляции в отечественном обществоведении, опубликованные в конце 1990;х годов в российских журналах «Экономика и организация промышленного производства», «Вопросы истории», «Вопросы экономики». Многие выводы, сделанные во время их подготовки, имеют прямой выход на проблематику экономической и национальной безопасности, они оказались значимыми и для понимания закономерностей развития военной сферы.

Увлеченность наукой, а также общительный характер и способность живо воспринимать и генерировать новые идеи сформировали у Валерия Георгиевича широкий жизненный и научный кругозор, позволивший вскрывать совершенно новые связи и стороны, казалось бы, давно изученных явлений. Он смело выражал свои взгляды в научных дискуссиях, в аудиториях перед студентами во время лекций и семинаров, считал, что необходимо коренным образом избавляться от прежних штампов и оценок в истории. Стоит признать, что Ольшевский совершил смелый поступок, пересмотрев в советский период устоявшиеся в науке и закрепленные в сознании партийных людей оценки отдельных аспектов внутренней и экономической политики страны.

Надо отметить, что Валерию Георгиевичу присуща особая профессиональная смелость в отстаивании того, что он считает принципиально важным в науке, личной и общественной жизни. В конце 1990;х годов он был освобожден от работы в Витебском государственном университете им. П. Машерова «в связи с истечением срока конкурсного избрания», как значилось в трудовой книжке. Однако необычное для высшей школы увольнение заведующего кафедрой экономической теории в середине учебного года позволяет предположить, что истинная причина была в другом. Он уехал в Украину к восьмидесятилетней больной маме, несколько месяцев ухаживал за ней, скрашивая последние дни родного человека. В начале сентября 2000 года безработный кандидат экономических наук переехал в столицу. К этому времени здесь уже работала его супруга, да и сын стал студентом БГУ.

Новые грани жизни

Накопленные за многие годы знания и опыт Валерия Ольшевского оказались востребованными в Военной академии Республики Беларусь. Кстати, будучи сугубо гражданским человеком (хотя и со званием офицера запаса), Валерий Георгиевич вот уже в течение одиннадцати лет занимается экономической теорией военной сферы. В 2003 году он начал читать лекции по экономической безопасности на Высших академических курсах Военной академии, а в 2006 году занялся составлением программ по военной экономике. При их подготовке выяснилось, что проблема военной сферы в системе современного гуманитарного знания абсолютно не разработана, гуманитарный блок, соответствующий современному мировому уровню развития социально-гуманитарных наук в военной науке, фактически отсутствует.

— Военная тематика представлена в социально-гуманитарном знании чрезвычайно скромно, и это является серьезным пробелом. С одной стороны, человечество нуждается в глубоком экономическом, социальном, политическом, философско-культурном осмыслении военной деятельности, в теории военной сферы как составной части идеологии — социального компонента общего мировоззрения. С другой стороны, необходимо практико-ориентированное изучение военной деятельности как теоретическое обоснование целей и смыслов существования и развития имеющихся практически во всех странах мира вооруженных сил и военных организаций в целом. Особенно необходим такой анализ в постсоветских обществах, унаследовавших гуманистические ценности советского социума, традиционно миролюбивого, выступающего «оплотом мира во всем мире», объясняющего наличие армии и довольно масштабных военных расходов исключительно существованием «империалистической угрозы», — считает Валерий Ольшевский.

Кстати, во многих своих статьях он неоднократно подчеркивал, что научная трактовка военной сферы (военной организации государства) в современных условиях возможна только на основе системного подхода к общественной жизни.

— Применение принципов системности к анализу военной сферы позволяет сделать вывод о том, что она органично вплетена во все сферы общества. В экономической жизни она представлена оборонно-промышленным комплексом и экономикой вооруженных сил. В социальной сфере — особенностями положения занятых в военном производстве, места военнослужащих и членов их семей в социальной структуре общества, уровня, качества и образа их жизни, отношениями военнослужащих и других социальных групп, стратификацией и отношениями в пределах вооруженных сил. В политической сфере — особой ролью армии в политических процессах. Как атрибут государственности она участвует в формировании общественного сознания и мироощущения, общественной идеологии и психологии, духа патриотизма и общественного оптимизма, которые в современных условиях во многих странах стали своеобразными нематериальными «факторами производства», ускоряющими социальную динамику. Этому способствуют тесные взаимосвязи гражданских и военных составляющих в науке, образовании и подготовке кадров, в финансировании государственных расходов, в производстве и потреблении.

Хотя социальная роль военной сферы, как и в прошлом, остается чрезвычайно противоречивой, но практика показывает, что она является неотъемлемым, объективно обусловленным и необходимым элементом общественной организации, — утверждает педагог. — Обеспечивающая общие условия существования и развития социума военная сфера нуждается в постоянных и не зависящих от экономической и политической конъюнктуры заботе и внимании власти, общества, специальных и социально-гуманитарных наук. Следует учитывать, что она удовлетворяет не только потребности во внешней, отчасти и внутренней безопасности, но и, при условии их соответствующего усложняющимся задачам финансирования и состояния, не менее важные потребности в самоуважении народа, его уважении со стороны мирового сообщества. Таким образом, социальная роль военной сферы вообще и вооруженных сил в частности отнюдь не исчерпывается выполнением функций по обеспечению военной безопасности.

Эти идеи вызвали большой интерес и в целом позитивную оценку научно-образовательного сообщества постсоветского пространства. Они положили начало широкому направлению исследований и были обобщены в опубликованном недавно учебном пособии «Военная экономика», рекомендованном Министерством образования Республики Беларусь для слушателей высших военных учебных заведений по специальностям «государственное и военное управление», «идеологическая работа в частях и соединениях Вооруженных Сил», «управление тыловым обеспечением соединений и воинских частей». Данное пособие подготовлено коллективом авторов, состоящим из преподавателей Военной академии, а также должностных лиц министерств обороны, экономики и финансов под общей редакцией Валерия Ольшевского.

Вместе с тем эти идеи нередко наталкиваются на консервативную критику тех, кто с молоком матери усвоил впервые сформулированное известным английским социалистом-утопистом Робертом Оуэном классическое утверждение, что в будущем справедливом обществе без частной собственности не будет трех категорий людей: торговцев, священников и военных, что военные расходы — это абсолютный вычет из общественного благосостояния, а ратный труд военнослужащих, хотя и является необходимым, остается изначально непроизводительным. Трудно воспринять современные подходы и тем, кто свыкся с унаследованной от советских времен идеей безоговорочного и одностороннего приоритета материального производства и основанной на ней системой бухгалтерского и статистического учета.

По мнению Валерия Георгиевича, традиционные представления о месте и роли вооруженных сил и военной сферы в целом в развитии общества должны быть существенно модернизированы на основе принципов системности и всеобщности прямых и обратных, опосредованных общественных взаимосвязей, а также принятой во всем мире для оценки результатов хозяйственной деятельности системы национальных счетов, рассматривающей как производительную любую деятельность, удовлетворяющую общественные потребности и приносящую доход.

О высокой эрудиции и глубоких знаниях в области экономической науки ученого говорит тот факт, что он является автором более 170 научных и методических работ, среди которых научные публикации, учебные и учебно-методические пособия, учебные программы экономических дисциплин, преподаваемых в Военной академии. В настоящее время при его активном участии к изданию готовятся пособие «Стратегическое сдерживание в идеологии обеспечения военной безопасности: история и современность» и учебник по военной экономике.

Его статьи используются в учебных процессах десятков и сотен учебных заведений далеко за пределами Беларуси.

В свои шестьдесят пять лет Валерий Ольшевский — активный участник международных, всероссийских симпозиумов, конференций и семинаров, посвященных актуальным проблемам экономической науки.

— С первого дня работы в Военной академии Валерий Георгиевич Ольшевский показал себя не только как человек, преданный науке, но и как блестящий педагог. В его лекциях присутствуют новизна и актуальность. Они отличаются ясностью, доходчивостью, глубиной содержания и пользуются неизменным успехом как у курсантов вуза, так и у слушателей командно-штабного факультета и факультета Генерального штаба. Это лектор с огромным опытом публичного общения, и потому для его занятий характерен простой тон живого разговора. Неоднократно Валерий Георгиевич становился лучшим преподавателем кафедры. По своему характеру он исследователь: постоянно находится в творческом поиске, много внимания уделяет научно-исследовательской работе курсантов. Доклады, подготовленные под его руководством, ежегодно отмечаются призовыми местами на республиканских и международных научных конференциях. Для этого человека характерны высочайшая компетентность, огромное трудолюбие. На него равняются и с него берут пример молодые коллеги, — так оценивает работу педагога заместитель начальника Военной академии по научной работе полковник Владимир Ивашко.

А что же говорят о лекциях доцента Валерия Ольшевского его ученики?

Курсант Александра Былина:

— На лекциях Валерия Георгиевича с жадностью ловишь каждое его слово, не надо даже писать конспект: все очень ясно и понятно, даже самые сложные вещи.

Курсант Дмитрий Кулешов:

— На занятия Ольшевского курсанты спешат в прямом смысле этого слова. Иногда на семинарах мы настолько увлекаемся изучаемой темой, что даже забываем о перерывах. О таких преподавателях говорят: педагог от Бога.

Курсант Дмитрий Ключевой:

— Его методика преподавания не похожа ни на какую другую, и она эффективна.

Своеобразие методики и содержания преподавания курса военной экономики доцентом Ольшевским отмечается и слушателями факультета Генерального штаба, командно-штабного факультета военного вуза. Все вышесказанное говорит о высоком педагогическом мастерстве этого человека.

Иногда природа так наделяет человека не только разносторонними способностями, но и даром их воплощения, что кажется: невозможно столько успеть в жизни, и мы имеем дело не с одним, а с несколькими людьми. Таков и мой собеседник. За время общения мне показалось, что у Валерия Георгиевича Ольшевского есть еще одно свойство — он излучает позитивную энергию, которая передается собеседнику. Психологи называют таких людей энергетическими донорами. Может быть, в этом и кроется секрет его успеха?


 












 
   


Рецензии