Всем, кому громкое имя Учитель

«Всем, кому громкое имя Учитель…»



За окнами тихо, неслышными шагами ступает осень. Вода в лужицах кажется багряно-красной от опавшей листвы, высоко в небе слышатся крики улетающих на юг журавлей. На календаре — октябрь. Давно отзвенел первый звонок в школах, созвавший загорелых и отдохнувших мальчишек и девчонок вновь сесть за парты. Для кого-то из них этот учебный год первый, для других — последний.

А для учителя школа начинается с ученика-первоклассника, а заканчивается зрелым выпускником. И так по кругу. Год за годом, день за днем… Сентябри и феврали, апрели и декабри пролетают как одно мгновение.

Школьные учителя — какие они были в нашей жизни? Честные и справедливые, добрые и строгие. Кого-то мы искренне любили и до сих пор помним их уроки. А чьи-то лица стерлись из памяти, хотя они тоже отдавали нам, ученикам, свои знания, свои сердца. Лев Николаевич Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

Наверное, только с возрастом начинаешь понимать, какое великое счастье для человека встретить в жизни совершенного учителя, Учителя с большой буквы. Человека, который неутомимым трудом, талантом, «тысячами тонн словесной руды», кропотливым «не мытьем, так катаньем» сумел заставить нас мыслить, дал знания и привил навыки, необходимые нам в жизни. Которому хотелось подражать, на кого хотелось быть похожим… К счастью, в моей жизни такие люди были. Может быть, именно поэтому я и выбрала в свое время учительскую стезю.

Передо мной лежат тетради бывших учеников. Сочинения на тему «Нет на Земле ответственней призванья». Простые фразы, детские еще рассуждения, но насколько они искренни: «Учитель — это детство», «Учитель — это человек, который помог открыть дверь в новый, неизвестный мир», «Учитель — добрый друг и помощник», «Он хорошо все объясняет, и ученик все запоминает», «Учитель — это идеальный человек»…

В последнем суждении и заключается парадоксальность профессии педагога. С одной стороны, для любого ученика учитель должен быть идеальным человеком. Ему никогда ничего не прощают, за ним очень строго следят, судят его беспощадно, никакие оправдания не принимаются во внимание. Он должен быть «всевидящим, всезнающим, всеблагим и всесвятым». С другой же стороны, если учитель привыкнет чувствовать себя полным авторитетом во всем, если он будет полностью доволен собой, он перестанет расти как личность — и в конечном итоге перестанет быть учителем.

Только отдав детям десяток лет своей трудовой деятельности, познав горький вкус первых ошибок и заметив обилие сорняков на своем педагогическом поле, я поняла: чтобы этого не случилось, надо совсем немного. Быть искренним, верить в свое призвание, замечать и уважать каждого ребенка. Одинаково любить шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и неряшливого, ставя себя на их место. Любить на том простом основании, что они, ученики, — дети.

Самое страшное в этой профессии — равнодушие к своим подопечным. Учителем нельзя быть по понедельникам или средам, только на школьном уроке или на внеклассном мероприятии. Учительство, как и любовь, не знает выходных дней.

В народе говорят: мы до тех пор дети, пока живы наши родители. Это же можно сказать и о наставниках — они до тех пор учителя, пока у них есть ученики.

Сегодня непростое время. Многие духовные ориентиры и традиции переосмыслены и даже утрачены… Каждая из эпох выдвигает свои жизненные ценности, мир изменился, но человек-то остался человеком! И я с уверенностью могу сказать: эта незримая связь (учитель — ученик) неизменна и неразрывна. И школьники всегда будут помнить учителей, а учителя — любимых и непоседливых своих воспитанников.

В этом году, спустя восемь лет, я вновь вернулась в школу. На этот раз — в качестве мамы дочери-первоклашки. И 1 сентября, ведя ее за руку на школьную линейку, я вспомнила прежних своих учеников. Сколько их было за тринадцать лет работы в школе!.. Непредсказуемых, добрых, искренних, озорных, непослушных.

Теперь они «рассыпались по всей большой земле». Кем бы они ни стали, важнее всего, что в каждом из них — частица моей души. И так приятно, когда они поздравляют с Днем учителя, помнят дату дня рождения. Значит, в их судьбе учитель прошел особой строкой, которую они не хотят зачеркнуть и не смогут забыть, как пустой сон. В этом и заключается учительское счастье.

А жизнь складывается так, как есть. Жизнь в школе, с детьми, каждодневное прикосновение к миру детства принесли много радости и счастья. Это то, что другая профессия мне бы, безусловно, не дала.

Подытожить сказанное можно следующими строками:

Пред судьбой преклоняю колени,

Быть учителем — это прекрасно!

Все пройдет, не изведает тленья

Лишь любовь, над которой не властны

Ни года, ни беда, ни обида.

Все до времени скрыто, но, верьте,

У учителя только для вида

Разделилось на четверти сердце.

Входит в класс не ценитель покоя,

Не заученных правил хранитель…

Только сердце, пылая любовью,

Может выстрадать званье «учитель».



 












 
   


Рецензии