Периодические законы времени. Хронодинамика 1

Как мысль, что возникла из звука,
жизнь есть движение духа,-
да не хватает закона, и терпит упреки наука,
пока своего Ньютона, ждет механика духа.

Основным понятием любой динамики является движение. Как в классической, так и в современной механике (по аналогии назовем ее механодинамикой), под движением понимается изменение положения тел в пространстве относительно друг друга.

Это значит, что одно из тел, в любом случае, принимается за систему отсчета (т.е. условно неподвижным  пространством). Однако, несмотря на это, непоследовательно утверждается о бессмысленности абсолютного движения безотносительно к другим телам, забывая об абстракции неподвижного пространства, без которой, так или иначе, не обходится ни одно рассуждение, в том числе и при доказательстве релятивистских свойств движения. В результате вместе с абстракцией абсолютного движения выплескивается и абстракция абсолютного пространства, которая тут же протаскивается под другим названием. Но этой абстракцией лишь подтверждается тот факт, что тела, их положения относительно друг друга и расстояния между ними невозможно не рассматривать иначе, чем как части неподвижного пространства, как бы его ни называть (системой отсчета, континуумом, абсолютным пространством и т.п.).

Таким образом, бессмысленно не только абсолютное движение, но и относительное пространство. Очевидно, что в механодинамике движение и пространство являются взаимодополняющими друг друга абстракциями, что подтверждает и использование абстракции материальной точки вместо тела. Движение всегда относительно, но пространство относительно которого оно относительно, всегда можно считать абсолютным. Множество всех возможных относительных систем отсчета, обладающих общим свойством, благодаря которому любую из них можно выбрать за неподвижную, и есть абстракция абсолютного пространства.

Абсолютность системы отсчета служит дополнением относительности наблюдателя, который всегда является телом (подвижным или неподвижным) и поэтому, как и любое тело, может находиться в любой точке неподвижного пространства, которое он может считать абсолютным, и выбирать любую систему отсчета для своих измерений (в том числе, и самого себя в качестве системы отсчета в пустом пространстве). Без наблюдателя любая абстракция (как и любая наука) действительно бессмысленна, но только в этом случае. Таким образом, понятия абсолютного и относительного вовсе не являются взаимоисключающими абстракциями (что соответствует законам диалектики) и зависят от наблюдателя.

Кроме того, заметим, что классическая механодинамика в определении движения не использует понятие времени. Время считается независимой переменной, внешней относительно движения, хотя ни один параметр движения не обходится без использования времени. Если же, наоборот, независимой внешней переменной взять пространство, а зависимой время, то получим хронодинамику. Заметим, что этот подход отличается от релятивистского тем, что пространство и время, как и в классической механодинамике не равноправны.

Хронодинамикой назовем динамику событий во времени. По аналогии с механодинамикой, в хронодинамике под движением будем понимать изменение положения событий во времени относительно друг друга. Таким образом, если тела и их положения относительно друг друга являются частью пространства, то события и их положения относительно друг друга являются частью времени. Это единственное отличие между телами и событиями. Все остальное симметрично, поэтому мы и рассматриваем достаточно подробно механодинамику.

События, как и тела, выбираются, описываются и измеряются наблюдателем, но относительно не пространственных, а временных систем отсчета, т.е. не относительно тел, а относительно других событий. Отсюда, если основным свойством абстракции пространства является неподвижность, то основным свойством абстракции времени является, наоборот, подвижность. Это единственное отличие между ними. И в этом проявляется абсолютность и относительность этих абстракций, а также их единство.

Таким образом, если движение тел как частей пространства всегда можно рассматривать относительно неподвижного пространства (которое можно считать абсолютным), то движение событий как частей времени всегда можно рассматривать лишь относительно подвижного времени, которое тоже можно считать абсолютным. Иначе говоря, в одном случае движутся тела в неподвижном пространстве, а в другом случае движется время относительно неподвижных событий. Ясно, что общим в обоих случаях является относительное движение тел или событий, что соответствует принятым ранее определениям движения, и может рассматриваться как обобщение понятия движения.
 
Еще в более общем случае под абстракцией движения можно понимать относительное движение абстракций пространства и времени как неподвижности и подвижности. Очевидно, что к этой всеобщей абстракции можно свести любое движение в любой динамике. Например, в электродинамике понятия электрического и магнитного полей, по сути, играют роль подвижности и неподвижности. При этом их роли могут меняться, но всегда противоположны друг другу. Отсюда, в уравнениях Максвелла вместо напряженностей противоположных друг другу полей можно использовать соответствующие понятия пространства и времени. В результате получим универсальные обобщенные уравнения любого движения, связывающие пространство и время.


Рецензии