Идея богочеловека и человекобога в философских воз
В русской философии идея человекобога являлась отнюдь не распространённой, даже была подвергаема резкой критике, но сам факт того, что она существовала, говорит о том, что в деле обожения русских людей проявился серьёзный кризис.
Не последнюю роль в обсуждении идеи человекобога сыграло учение Ф. Ницше о сверхчеловеке. Однако, если в России к Ф. Ницше отнеслись с чувством сострадания, как к одинокому немцу, которого мучают головные боли, то русского человека за подобные мысли назвали бы злодеем. В учении Ф. Ницше сверхчеловек - это тварь, которая решила, что без Духа Божьего является богом; так сказать, чудесное перевоплощение червяка в божество.
Проблема заключается лишь в том, что у такого новоиспечённого «бога» господствующей остаётся природа животного. Один из героев романа Н.С. Лескова «Соборяне» - Ахилла - как-то, наслушавшись речей о том, какой Каин свободный и гордый, сам захотел быть подобным Каину.
Ахилла направился к дому священника и стал кричать: «Я царь, я раб, я червь, я Бог!». Священник же, не зная ничего о предшествующем разговоре о Каине, о желании самого Ахиллы уподобиться этому братоубийце, гневно крикнул ему: «Ступай спать, Каин неистовый!». Так и человекобог, решивший, что он великий, оказывается Каином неистовым, оставаясь при этом животным, порочным и, главное - лишённым шансов на духовное исцеление.
Ницшеанский свехчеловек фактически теряет основную характеристику человеческого существа, о которой В.С. Соловьёв пишет так: «Изо всех земных существ один человек может относиться к себе самому критически... в смысле сознательной отрицательной оценки самого способа своего бытия и основных путей своей жизни, как не соответствующих тому, что должно бы быть».
Вместе с тем важно учесть, что обратной стороной учения о сверхчеловеке является нигилизм, неверие в самого человека, как творение Бога, неверие в его способность завершить историю мира и привести свою природу к законченному состоянию. Ф. Ницше, описывая несостоятельность людей, пишет: «Человечество не движется вперёд, его и самого-то не существует...».
Поэтому-то Ницше и его последователи считали, что необходимо преодолеть самого человека в его данном состоянии и достичь сверхприроды. Между тем истинная природа человека заключена в её органичной связи с Богом, именно в ней человек остаётся человеком, а после успения приобщается к Божьему миру.
Та сверхприрода, о которой говорил Ницше, есть постулирование самозамкнутости человека, его оторванности от Высшей Реальности, есть стремление заменить Бога-Творца творением. Наиболее очевидная попытка показать несостоятельность идеи человекобога предпринята Ф.М. Достоевским.
Продолжение следует…
Свидетельство о публикации №212020401365
Быть Богом-есть удел Высокий...
Какие тропы здесь пройти веками важно-
быть смелым и отважным,
много качеств в дороге важно:Познай себя...
Надежда Симачева 18.06.2020 05:13 Заявить о нарушении