1. Одесское еврейское сватовство

         


     О Д Е С С К О Е   Е В Р Е Й С К О Е  С В А Т О В С Т В О    (Часть  № 1)



     Эвакуированная из Одессы семья: отец – Мэхль, мать – Рива Абрамовна и их три  «совершеннолетние» дочери разместились у старшего сына, проживающего в Свердловске на  Уралмаше.

     Сын – проживал с женой  и двумя сыновьями в большой комнате коммунальной квартиры.

     Теперь их в этой комнате стало проживать 9 человек.  Шла война.

     Три взрослые незамужние тёти всю жизнь провели в Одессе с родителями.  Мать не позволяла девочкам дружить и гулять с мальчиками. Школа-дом-уборка-стирка-глажка и снова школа. В кино – только втроем. На танцы – ни-ни! Никаких свиданий.  В 9 часов вечера – все дома.  Ни пионерлагерей, ни  гостей. Всегда быть на виду у мамы.

     Покойный отец, настоящий одесский еврей, был очень добрый и жалел девочек, но он был слишком мягкий человек, и мать его подмяла под себя.

     Рива Абрамовна говорила: вырастите, выучитесь, начнёте зарабатывать, оденетесь, обуетесь, вот тогда будете думать о мужьях своих.  А щас ви должны помогать родителям.   И «девки» – росли!

     Старшей  Лизе – 40 лет, член ВКП(б), работает техником на Уралмашзаводе, кончила  машиностроительный техникум.  Средней   Мане – 37 лет, работает секретарём у директора какого-то секретного НИИ, очень весёлая, любит анекдоты рассказывать.  Младшей Тане – 35 лет, работает табельщицей в литейном цехе Уралмаша.

     Рива Абрамовна, говорит в  сердцах: конечно же,  тесно жить в одной комнате.  Дышать таки, нечем. В туалет – очередь,  к плите – не подойти. И мне от этого, совсем не весело.  Спят мои девки вместе, едят – на тумбочках.  Даже кошку завести некуда, негде ей коврик постелить, хотя бы мышей ловила… раз ви (дочери) – не ловите.   ВыходИте  замуж и убирайтесь отсюда.  Дайте своей матери спокойно умереть,  я уже скоро – не молодая.

     К тому времени  сын получил квартиру, и семья его уехала с Уралмаша в центр Свердловска.  В комнате остались только мать и её три совсем уже взрослые  дочери.


     Замуж  решили  выдавать по-старшенству.  Самая старшая (старая) – Елизавета Михайловна – Лиза. Ярко выраженная еврейка с толстым задом.
     Мать озадачила всех своих соседок и подружек  на  поиски  жениха  для  Лизы.


     Софья Яковлевна, тоже из Одессы, соседка сверху,  которая  всё  про  всех  знает,  заявила:  Есть  жених!  Я бы  сама за него пошла,  но  старая…   Михаил  Маркович  Кац.  Он сказал, что его можно  называть – Моисей  Менделеевич.  Ему  50  лет. Одессит, еврей,  холостяк.  Очень умный,  закончил 2 института - их -  УПИ и, какой-то подземный – геологический.  Работает  он в  Верхоянске,  это  где-то  на крайнем Севере, шоб он  был  всем  здоров.  Делает «большие  деньги».  Он говорит, что уехал на Север за  «длинным рублём».  Нужна, говорит, ему на  Севере – помощница, шоб больше заработать.  Ему там ещё  5  лет  трубить.  Он  весь седой и все  зубы – золотые!  У других там – их - вообще нет.  У  него  на  Уралмаше  пустует  однокомнатная квартира с кухней.  Туалет в  общем  коридоре.  Да и зачем  им  туалет? Если есть дома  ведро да  балкон.

     Я ему рассказала за  вашу культурную  семью и  отдала  вашу семейную  фотокарточку  и  на  ней птичкой  отметила  Лизу.  Он  долго  разглядывал  снимок.  Показывает  на  Маню, и говорит: а  эта не замужем?  Я  ему  говорю  –  замужем,  замужем!  Смотри сюда,  на  эту -  Лизу.   Так,  что,  дорогая Рива Абрамовна,  на  когда  звать?

     Да,  хоть  завтра.  Вечером  надо, после работы.  Чего  ждать  воскресенья-то?  Оно у нас  одно,  а женихи - ещё  будут.  Зови  жениха,  конечно  же,  на  завтра,  на  7  часов  вечера, шоб я успела рибу сделать.


     На  следующий  день,  мать  поджарила  рыбные  котлеты,  стушила капусты,  завернула блинчики  с творогом,  сделала  салат из  сыра с чесноком  и майонезом, разделала  селёдку  и  сварила уху  из  окуней.  На  столе – бутылка  водки.

     Сёстры одеты по-праздничному.  Цветные  платья, бусы, клипсы.  Лиза  помыла  голову, но  волосы до  конца – не высохли, а у неё их на голове - копна.  Все  сели  за  стол.

     Ровно  в 7  часов – звонок в  дверь.  Это  пришла  Софа  с  женихом.  Невысокий, поджарый, седой, в  золотых  очках,  стройный  мужчина.  В  синем  костюме, из  грудного  кармана  выглядывает платок под цвет  рубашки. Галстук – под костюм.  В  руках прозрачный  пакет с леденцами  для будущей тёщи.

     Софья  Яковлевна  представила  жениха.  Шалом, -  сказал с  поклоном  Михаил  Маркович.  Рива Абрамовна – представила  своих   дочерей  по  очереди  -  Лизу,  Маню  и  Таню.

     Лиза  взялась  откупоривать  бутылку  водки.   Я – не пью. Зачем  тратить  деньги на  попить водки?  Отдать  деньги  за  просто так?   Можете  не  открывать, -  поторопился  сказать  жених.   Таня  быстро  выскочила  из-за  стола.  Стой, -  скомандовала мать.  Стой  там и слушай  сюда.  Бистро, бери у миня в халате  деньги -два рубля, и  пулей  в  магазин  за  вермутом,  не  перепутай. Татьяна  купила  Кагор, он – сладкий.

     Лиза  разлила  вино  по  стаканам. Все  женщины  выпили  без  тоста,  залпом. Жених   только  в стакане  обмакнул  свой  язык.   Я – не  пью, не – курю, не -  выражаюсь!  В жизни  у  меня  всё  по правилам,  по  полочкам   и  по  расписанию.    Маня  смеётся  и  спрашивает:  в  кровати  тоже  всё по  расписанию?    Жених – обязательно!  Я  читал,  что – это  в жизни  супругов – очень  важно. На подольше – хватит.  Для  меня – это самый  главный  вопрос.  Я надеюсь,  ви  –  не  девочки,  ти – Лиза? Первым  боюсь  быть,  вдруг  не  справлюсь, не смогу, чай -  не  молодой.

     Все  сёстры  скромно  рассмеялись.  Мать  говорит:  они  у  меня  ещё  девочки.

     Маня, как с цепи сорвалась: Ой, не  болтайте  ерундой, мама.  Мне таки смешно. Конечно же,  ми  давно  не  девочки.  И Лиза, -  чтоб она  била  всем   здорова.

     Лиза  разлила  по  второй.  Выпили  залпом  до  конца.  Сёстры  раскраснелись,  сидят,  улыбаются. Каждая -  как  невеста.  Жених  им  всем  понравился.

     Мама  вытерла  платком  слезу: Лиза у нас старшая, кончила на машиностроительный техникум. Работает на  Уралмашзаводе  в  конструкторском  отделе.  В  Одессе  она  тоже  работала  на  заводе. Её все  уважают,  она коммунистический ударник труда, а   главное  -  член  ВКП(б)!  Она  умеет  плохо готовить,  дома  готовлю я и  Таня.  Ничего,  научится.  Вы – не пьёте,  значит,  и  едите  мало. Сделает она  вам  глазунью - всегда,  и  яички  сварит, они у неё  вкусные  получаются.  Салаты – делает. Рыбу – не умеет. У  неё есть три шёлковых платья, туфли-лодочки  белые  и  чёрные.  Пальто  зимнее с  настоящей лисой. На  весну  новый  брезентовый  плащ  справили.  Шляпка с вуалью, есть  бельё.  Я  дам комплект постельного  белья  и  пуховую  подушку.

     Маня – шутница: Лиза недавно  купила  себе,  как  чувствовала, что ехать  на Север, две пары - рейтузы китайские  с  начёсом.  Так  что  на  Севере – не  замёрзнет  свою  задницу.  Аппендицит  ей  в  детстве  вырезали.  Храпит. Она у нас  самая  здоровая.  Всегда  ходит  по магазинам  и  на  рынок  за  продуктами. Везде  торгуется и покупает  дешевле.  Это  у  неё  в  крови,  ишо -  с  Одесского  «Привоза».
     Это – хорошо, -  сказал  жених. -Я  тоже  всегда  торгуюсь,  даже  в  магазинах.  Прежде  чем  шото  приобрести,  я  имею  привычку  –  пощупать (показал  на  Лизину  попу).
     Магазины – это Лизина  слабость, -  дополняет Таня.  Она  у  нас  сильная.  Может  с  рынка  тащить ведро  картошки  и  ещё десять кило  овощей!  Она  у  нас – умная,  выписывает  и  покупает  новые  газеты. Не  всё  то  новое,  шо -  газета, -  съязвил  грамотный  жених.

     Мама  продолжает:  В  основном,  готовит  у  нас Таня.  Правда –  не  всё.  Селёдку  не  умеет  разделывать.…Но,  ми  сватаем -  ЛИЗУ!  Она у нас  главная  труженица,  больше  всех  получает.  Имеет Медаль  за  Победу,  как  труженица  тыла.  Щас  ей  от  завода  на  всю  нашу  семью  дают отдельную однокомнатную  квартиру.  Отец  умер.  Нас четверо.  Зато  будем  без  соседей,  и  будет  балкон. - И, чем это  тебе  соседи  не понравились?  Я,  видишь,  тебе помогаю,- обиделась  Софья  Яковлевна.  Мать, как  будто,  не слышит, -  А если  Лизу  заберёте  –  вообще  вздохнём!
     Ой,  я  тебя  умоляю, -  обиделась  Лиза.  Мине  таки  смешно – ещё  меня  не  взяли, а  ты,  мама,  уже вздохнула.

     Шо-то,  ви  про  Маню  ничего не  говорите, -  начал  жених. Я  имею  до  вас  разговор. Все замолчали.  Шо  я  скажу.  Маня - красивая!  Я  выбираю - её.  Отдадите?
     Маня:  Но  ви  таки  уверены,  шо  этого  хотите?  Вас  звали  за  Лизой, между  прочим.
     Лиза:  А чем  я  тебе  не  понравилась? (Перешла  на «ты»).
     Жених взорвался:- Я  имею  возразить.   Вы,  Лиза  –  не  культурная!  Называете  меня  на «ты», я  вас  старше.  И у  вас  слишком  толстая  задница,  мне  такие - не  нравятся.  Да  ещё  и  храпите.  Вообще-то,  я  тоже  храплю,  но  Маня  -  красивее  и  весёлая.

     Лиза  вылила  себе  в  стакан  остатки  Кагора  и  одним  залпом  выпила. Стакан   затрещал  у  нее  в крепких  руках.- Я  нечаянно  лопнула  стакан, -  простонала  Лиза, и продолжила, -   Ну  и  хрен  с  тобой!  Бери  Маню.  Она  храпит  ещё  громче  меня.

     Лиза,  прекрати!  Закрой  свой  рот  с  той  стороны!  Из-за  своего  языка  так  и  помрёшь  старой девой!  Я – не  вечна!  Где  ты  найдёшь  себе  мужа, -  запричитала  мать.
     Покладите  свои  нервы,  мама,  на  сберкнижку.  Целее  будут, - так  Лиза  второй раз  в  жизни ответила своей  маме.   Таня успокаивает Лизу: Ой,  шо  ты  так  переживаешь? Шо ты так кипятишься и пыхтишь как паровоз?
     Лиза  быстро  встала  из-за  стола,  расплакалась,  оделась  и  вышла  на  улицу.

     И,  как  бы  я  с  ней, с вашей Лизой,  жил?  И  шо, оно  мне  надо? Я  вас спрашиваю. Она  би  меня своей попой и  партбилетом  задавила.  И, зачем  вы  мне предлагаете  «антиквариат».  Вашей  Лизе  уже под 45.  Эту «ягодку-опять»  в компоте  пусть  кушают  другие.    Маня,  а  ви,  случайно,  не  член  в  ВКП(б)?
     Нет,  дорогой!  Не – член! Но,  люблю  член,- сказала  Маня и  покраснев,  рассмеялась. Жених  так расхохотался,  что  стал  платком  вытирать  слёзы.

     Рива Абрамовна  попросила  порядка  за  столом.   Ну,  как,  Маня?  Ты не против  замуж за Михаила Марковича  вперёд  Лизы?  Поедешь на Север, на мороз?  У тебя  ведь  даже нет  валенок.  Одна только старая шуба…

     Практичная  Маня задаёт свои вопросы:- А  ви сколько получаете? А у вас есть сберкнижка и сколько на ней?  А квартира, на каком этаже?  А магазины рядом есть? А телефон?  Мне надо будет увольняться? А когда надо ехать на  ваш Север?  Сколько туда  поезд  идёт? А  свадьба  будет?  Что подарите? А у вас родственники  есть - сестры, братья… Короче,  наследники  есть,  -  кроме  меня?

     Таня спрашивала про размер кровати, наличии радиолы и телевизора  -  тогда они только появились.

     Мать спросила жениха на полном серьёзе:- Когда  будет  свадьба? Таки  я  спрашиваю,  в качестве  кого  Маня поедет  с  вами на  Север?  Женой  или  любовницей?  Свадьба  -  должна  быть обязательно!!!
     Жених  ответил  на  все  вопросы: -  Зарегистрируемся,  когда  приедем   с  Севера!   Мне  это  надо, рисковать?  А,  то  захочет  Маня   квартиру  отсудить.  А,  так,  за  5  лет  я  её  узнаю.  Приедем,  и  деньги  будут  на  свадьбу!  А  мать  снова  спрашивает: - Кем  Маня  поедет  на  Север, -   любовницей?   - Нет!  Сотрудницей, -   твёрдо  сказал   жених.

     Михаил  Маркович,  он  же  Моисей Менделеевич  -  распрощался со всеми, -  поцеловал  руку  будущей  тёще  и  Тане,  МАню  –  в щёчку,  а  Софье  Яковлевне  сказал  большое  спасибо,  и  шепотом добавил  -  я  ваш  должник.


     Наконец,  в  доме  воцарилась  тишина.

     Мама,  он  таки  уже  старый,  ему  уже  шестой  десяток…

     Шо?  Жених – старый? А  тебе шо,  варить  его надо будет?




     Читайте "Одесское еврейское сватовство" продолжение (Часть № 2).http://www.proza.ru/2012/02/10/161


Рецензии
На это произведение написано 56 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.