70. ВИ. Агошков. Кромская исповедь. НД. Виноградов

70. ВИ.Агошков. Кромская исповедь.

ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ РСФСР
Н. Д. ВИНОГРАДОВ.

О Николае Дмитриевиче Виноградове — реставраторе, архитекторе мы писали в книге «Тросна» (1994). Он также ро-дился в с.Гнилец. Более полные данные о нём можно почерп-нуть в книге Нины Михайловны и Анастасии Ивановны Рожде-ственских «Гордость земли Кромской». (1990)
 
 Портрет Николая Виноградова.
Художник Сергей Васильевич Малютин (1919 год)
Оригинал хранится в коллекции Львовской картинной галереи

А теперь мы воспользуемся услугами Интернета.

Николай Дмитриевич Виноградов — русский и Советский архитектор, реставратор, фотограф и коллекционер.

Биография. Родился в селе Гнилец (Глинец) Орловской Гу-бернии 15 мая 1885 года, где дед по материнской линии (Фё-дор Иванович Бакхаус), агроном из Австрии, управлял имения-ми. Отец будущего архитектора, земский фельдшер, получил работу на строительстве Китайско-Манчжурской железной доро-ги, поэтому семья перебралась в Томск, а затем в Харбин.

С 1901 года Виноградов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1915 году. Во время учёбы работал у ряда Московских зодчих (Р.И. Клейна и др.). Был известен как «староста» (распространитель билетов) Художественного театра, один из руководителей боевой дружи-ны училища, просидевший после Московских событий 1905 года около 7-ми лет в тюрьмах.

Виноградов был организатором «Первой выставки луб-ков» (1913), сотрудничая с художниками авангарда М.Ф. Ла-рионовым и Н.С. Гончаровой.С этого момента он стал собирать пряники, в его коллекции их насчитывается около 2500 штук (в настоящее время в Государственном музее этнографии. Санкт-Петербург).

В годы первой мировой войны Виноградов работал в земском строительном отряде на линии фронта, затем был во Пскове, где фотографировал памятники древнерусской архи-тектуры. В 1918 году был приглашен архитектором П.П. Мали-новским в Наркомат имуществ республики в качестве его за-местителя, руководил там комиссией по охране памятников, перешедшей в подчинение Моссовета. Был ответственным за выполнение в Москве плана монументальной пропаганды и председателем секции ИЗО Моссовета. Виноградов тиражиро-вал «Окна РОСТА», будучи другом художника-инициатора их соз-дания М.М. Черемныха (мужа сестры, вместе с которым он приехал в Москву учиться из Томска). Общался с В.В. Маяков-ским и другими деятелями культуры.

Как специалист по охране наследия Виноградов сотруд-ничал с А.В. Щусевым, принимая участие в обосновании гене-рального плана «Новая Москва» (в аспекте охраны наследия). Он был инициатором обследования городской застройки для выявления ценных деревянных зданий, число которых состави-ло почти 500, и организовал выставку «Уходящая деревянная Москва» (1921), которая привлекла внимание многих зодчих-практиков, работавших в условиях дефицита материалов и не-возможности применения новых технологий.

После почти полного сокращения штатов этой комиссии (1923) Виноградов создал при общественной комиссии «Старая Москва» секцию регистрации архитектурных памятников (1926), передав в неё собранные ранее материалы и списки Московских зданий. В центре внимания специалистов и люби-телей старины теперь оказались Белокаменные палаты XVII ве-ка, которых было обнаружено и обследовано более 80-ти.

С 1925 года Виноградов занимался реставрацией Китай-городской стены, Сухаревой башни, Триумфальных ворот и Красных ворот, грота в Александровском саду и ограды сада, который только и сохранились из всех названных объектов.

С 1931 года Виноградов занимался реставрацией стен и башен Московского Кремля, а также Благовещенского собора, установив его первоначальные формы. В то же самое время он стал свидетелем сноса внутри Кремля монастырей и др. ста-ринных зданий. В середине 1930-х годов Виноградов был ини-циатором создания и ведущим сотрудником Музея Всесоюзной академии архитектуры, писал «паспорта» на памятники и со-ставлял их списки.

Он вёл реставрацию театра Гонзаго в усадь-бе Архангельское и др. работы, выявлял первоначальные фор-мы Покровского собора (храма Василия Блаженного) на Крас-ной площади. Перед самой войной и вплоть до эвакуации 1941 года он занимался организацией музея Московского архитек-турного института, руководил студентами и аспирантами. В годы войны Виноградов (ранее член специальной комиссии по рабо-там в Троице-Сергиевой лавре), возглавлял её реставрацию, начатую И.В. Трофимовым. В ходе этих работ он выявил древ-нейшие формы Троицкого собора и церкви Св. Духа.

С 1947 по 1957 год Виноградов создавал Государствен-ный музей русской архитектуры при поддержке А.В. Щусева (ныне Государственный научно-исследовательский музей архи-тектуры имени А.В. Щусева) и был первым директором этого музея, вплоть до конца своей трудовой деятельности работал в нём как заместитель директора по научной работе. Много сил отдал реставрации здания эпохи классицизма (дома Талызина), отведённого под музей.

Наследие Виноградова представляет собой не только его историко-архитектурные исследования Китайгородской стены, Красных ворот, памятников раннемосковского зодчества, но и многочисленные коллекции (пряников, игрушек, лубка, китай-ских народных картинок, литографий мастеров авангарда и пр.). Важное место в его наследии занимает фотография, кото-рой он очень увлекался с 1900-х годов. Помимо бытовых, се-мейных сюжетов, это выставка лубка (1913), народные костю-мы (1912), проекты его соучеников из Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1913-15).

Архитектор сохранил архив комиссии по охране памятни-ков Моссовета, включающий работы известных фотографов своего времени (1919-21). Важное место в этом собрании за-нимают фотографии Московских деревянных домов эпохи клас-сицизма, разобранных на дрова в 1919-21 годах.

Среди фото-графий Виноградова экспозиция Пролетарских музеев (1918-21); монументы и их эскизы, выполнявшиеся по Ленинскому плану монументальной пропаганды и пр. Фотографии Виногра-дова находятся в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А.В. Щусева (архитектура Москвы), в Литературном музее («Окна РОСТА»), в музее Маяковского и др.

http://ru.wikipedia.org/wiki/,_


Рецензии