81. ВИ. Агошков. Кромская исповедь. ТН. Никольская

81. ВИ.Агошков. Кромская исповедь. ТН.Никольская

ВЕЛИКИЙ АРХЕОЛОГ
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА НИКОЛЬСКАЯ

Огромный след в изучении истории нашего края оставила археолог, учёная, краевед, автор книг Т.Н. Никольская, о кото-рой орловчане, к сожалению, мало знают. Сама Татьяна Нико-лаевна удивительно скромный человек: ни в одной из трёх вы-пущенных ею книг нет фотографии, биографических данных автора. О Татьяне Николаевне я узнал во время подготовки ру-кописи о Кромах, роясь в краеведческой литературе, находя-щейся в Орловской библиотеке имени И.А. Бунина.

В 1987г издательство «Наука» выпустило монографию Ни-кольской «Городище Слободка XII-XIII вв.». Подобного труда о результатах раскопок городища на территории Орловской об-ласти ещё никто не написал, да и до конца века вряд ли напи-шет, хотя мы очень бы желали ошибиться. Подзаголовок имеет такое звучание:
«К истории древнерусского градостроительства в земле вятичей».

К заслугам Т.Н. Никольской следует отнести то, что она не побоялась поспорить с самим Нестором — древ-нерусским летописцем, писавшим, что вятичи были отсталым племенем. Нет, сказала Татьяна Николаевна, если вятичи не подчинялись Киеву, не следовали его христианским обычаям, то это не означает, что они были отсталыми.

На основании раскопок археолог убедила всех, что вятичи накануне татаро-монгольского нашествия имели высокоразви-тую культуру и города. Конечно, не следует думать, что вятиче-ские города были сродни нашим, но и не походили на землян-ки, топившиеся по-чёрному. О какой отсталости вятичей можно было говорить, если богатые женщины щеголяли в сапожках и шубах и имели кожаные сумочки с пряжками!

Используя данные из книги Т.Н. Никольской, я по-новому посмотрел на пгт. Кромы и его прошлое. В результате этого поя-вилось мнение, что главным городом-крепостью недалеко от Кром был Кураб-городище, расположенный ныне на Кривчи-ковской горе, омываемой рекой Окой. Воротами его являлся городок Спашь (Пашково), а КромЪ (буква «Ы» в названии Кро-мы появилась с 1595г) лежал в отдалении и служил заКРОМОМ.

Между двумя первыми городами-крепостями, находящи-мися на восточной окраине Балдыжского леса, и Кромом, ско-рее всего, была вода, на что ясно указало половодье 1994г. То-гда Кром становился как бы полуостровом, на котором выгодно было прятать хлеб и товары, привозимые по Оке, Кроме и дру-гим рекам со всех сторон света. Свою книгу «Кром» посвятил Т.Н. Никольской. Послал ей три экземпляра книги и с нетерпе-нием ждал ответ. Оказалось, что Татьяна Николаевна упала и повредила ногу, поэтому не могла сразу ответить.

Она писала: «Ваше очень интересное и приятное для меня послание, Ваша книжка оказалась самым ценным подарком к моему 75-летнему юбилею (14 августа). Очень тронута Вашим вниманием! Спасибо большое! Прочитав с большим удовольст-вием Ваше исследование, я увидела, что мои труды не пропали даром, — ведь изучение памятников археологии Орловского и Калужского края (начиная с 1949 года), составляло суть всей моей жизни. Сейчас я уже не работаю и не отправляюсь, ко-нечно, в экспедиции, но воспоминание о проведённых в них днях и моих товарищах, которые самоотверженно делили со мной все горести и радости открытий, мне бесконечно дороги!

Буду ждать с нетерпением выхода в свет новых книжек, желаю Вам творческих успехов, здоровья и всего самого наи-лучшего Вам и Вашей семье. Т.Никольская».

Прислала Татьяна Николаевна мне и свою книгу «Городи-ще Слободка XII-XIII вв.» с дарственной надписью от 17 сентяб-ря 1994г. Я, конечно, поблагодарил Т.Н. Никольскую за ценный подарок и попросил её прислать мне свою, более развёрнутую, биографию.

К сожалению, больше писем от неё я не получал. В телефонном разговоре Татьяна Николаевна сказала, что все её фотографии и материалы находятся в краеведческом музее.
Сейчас дело глубокоуважаемого археолога продолжают работники Орловского краеведческого музея, любители стари-ны. Но этого недостаточно.

Нужны новые исследователи, ведь Орловщина мало изучена. А чтобы поставить это дело на науч-ную основу, следовало бы переиздать монографию Т.Н. Николь-ской «Городище Слободка XII-XIII вв.», ведь она была выпущена тиражом всего 1400 экземпляров! (1996)


Рецензии