Может ли ученик превзойти своего учителя

Начало темы - обсуждение "Лев Толстой об образовании"

Известно, что ученик может превзойти учителя. Это происходит благодаря программам обучения, которые делают учебный процесс всё более эффективным. Программы обучения могут быть рассчитаны как на индивидуальное обучение, так и на обучение групп учащихся.

От тренера по футболу не требуется умение играть в футбол. Тренер - это психолог, политик, знаток спорта, наставник, педагог, советчик, авторитет, медицинский специалист, и  так далее, и тому подобные качества.

Вспоминается, как в спортивном лагере, к нам приезжали олимпийские чемпионы, члены сборной СССР по различным видам спорта. Просто от увиденного, что можно делать на
брусьях, на перекладине, у  гимнастов получалось то, что раньше было из разряда недоступных элементов "ультраси".  Лыжники, пловцы, лучшие спортсмены в мире, могут одним своим
примером намного поднимать планки спортивных результатов.

Программы обучения в части "запредельных возможностей" основаны на воздействии на подсознание, на реализацию подсознательного управления мыслями, действиями.
В этом очень важную роль играет повторение, отработка задач до автоматизма. Это касается и спорта, и музыки, и науки. Физик очень легко должен интегрировать, дифференциировать,
музыкант должен с лёгкостью играть гаммы, спортсмен должен автоматически выполнять движения. Действия на уровне сознания должны применяться при обдумывании задач, при
решении серьёзных проблем. И в теннисе, в единоборствах, движения должны быть основаны на машинальных реакциях, которыми управляет подсознание.

Все эти действия должны производиться с лёгкостью, не закрепощённо.
Для упрощения, мы будем говорить об игре в настольный теннис. Забегая вперёд, сразу же надо сказать, что ни о каких высших спортивных достижениях без оптимального способа
держать ракетку - говорить невозможно. У каждого , есть свой стиль, и рука не должна быть закрепощённой.
Как бы долго не тренировался спортсмен, выше второго разряда он не "потянет" без игры на повторение, или же, говорят - "по элементам", справа - направо, слева - налево.
Накат, подрезка, подачи, и другие элементы игры. Разделение тренировок  на элементы - это особое тренерское искусство.
В единоборствах, все движения должны быть отработаны до автоматизма , и сводиться к нескольким комбинациям из нескольких возможных схем боя. Хотя при некотором
превосходстве над противником, можно игнорировать его движения и сделать "противоход" его тактическим приёмам, или же, использовать движения самого противника.
Всесто движений, которые обдумываются, нужны автоматические
движения, на которые не нужно тратить время.

Лев Толстой не был признан церковью,  - он считал, что богословие не нужно преподавать в школе. В действительности, великий писатель был искренне верующим человеком, он написал
свою версию Библии.
 
Ещё раз, процитирую мнение Льва Толстого об образовании,

"Только побуждение учителя уравнять с собой знания ученика и соответственное побуждение ученика сравняться в знании с учителем -- гр. Толстой признает достойным лечь во главу угла науки педагогии"

Если говорить об учителе, о педагоге, о тренере, то в потенциал знаний учителя следует включить и множество дополнительных , "смежных" знаний, которыми обладает  этот человек. Потенциальные возможности учителя могут быть намного увеличены программами обучения, тренажёрами, которые создаются целыми коллективами профессионалов.

За самим педагогом остается выбор программ, их сочетание, учёт индивидуальных особенностей обучаемых, применение своих собственные программ. Школьный учитель, детский тренер, учитель детской музыкальной школы, - отвечают за самый ответственный период обучения людей.


Рецензии
Ученик должен превосходить своего учителя. И вовсе не потому, что последний менее продвинутый. Первому идти всегда труднее, но пользуясь его наработками, его последователи могут идти дальше.

Алексей Канищев   04.02.2012 13:26     Заявить о нарушении
а законы природы говорят обратное - чем легче путь - тем менее натренирован путник. о каком превосходстве тогда может идти речь в данном контексте...

Спаситель   04.02.2012 22:14   Заявить о нарушении
А кто утверждает, что дальше путь становится легче? Законы природы?

Алексей Канищев   04.02.2012 22:34   Заявить о нарушении
известно кто - ты! неужто забыл уже...
"дальше путь становится легче... пользуясь наработками учителя... и позволяет зайти дальше..."

Спаситель   04.02.2012 23:05   Заявить о нарушении