Глава 24. Первозванцы

Первозванцы

На первый-второй – рассчитайсь!
Армейская команда.

Плохих по тринадцати на дюжину
кладут, да и то не берут.
Поговорка.

По 4-й главе Матфея.

После крещения забросили Христа какие-то силы, как сказано, Святой Дух, в пустыню, чтобы Он пообщался с дьяволом.

«Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола».

Нет, не сказано, что Святым Духом, это я соврал, не перекрестившись, а сказано, что только Духом, который вполне может быть и не святым. А судя по дальнейшим событиям – вполне даже, оказывается, и не святым.

Очень как-то нравится писателям пустыня, надоело даже. Чуть что – сразу того или другого в пустыню отправляют. Может быть, это наоборот, место какое-то благодатное? Посмотрим. Да нет, вот и известный всем С.И.Ожегов так и говорит, что пустыня, это «большое, не заселённое людьми пространство, лишённое растительности или со скудной растительностью». Пришлось, наверно, энциклопедисту побывать в этом «благодатном» месте. Да, действительно, получается, что хорошего мало.

Но смысл этой операции, помещения Иисуса Духом в пустыню и общения с дьяволом, не понятен. Ему-то, Иисусу, это зачем? Единственное, пожалуй, что приходит в голову – для усиления впечатления. Как, впрочем, и Его крещение. Иоанн, вероятно, когда писал своё Евангелие, тоже озадачился таким вопросом и не стал эту несуразицу помещать в книгу. Хотя, если Иисус был самый обыкновенный человек, родившийся обычным путём, только талантливый на ум и проповеди, то для него крещение как раз и подходило, для привлечения народа.

Искушение, надо сказать, хоть в церкви в проповедях и читается с большим упоением, довольно примитивная конструкция, тем более – по божеским меркам, а не по человеческим. Я говорю не придумывая, а сам слышал в одной из проповедей в церкви Радости Всех Скорбящих, что в Москве, на улице Ордынка. Тот священник, читавший об этом проповедь, закончил её такими словами:
– И вот, Иисус, зная о Своей скорой жертве, мучениях и истязаниях, не поддался этим искушениям, этим дьявольским прелестям, пошёл на подвиг во имя спасения людей.


Вот примерно так, не дословно, конечно, прозвучала концовка проповеди.

А искушал дьявол Иисуса вот чем, вполне, надо сказать, житейским.
– А ну-ка, преврати эти камни в хлеб.
– А ну-ка, прыгни вниз с верхушки храма и спасись, пусть Ангелы Твои Тебя спасут.
– Отдам Тебе все богатства, если поклонишься мне.

Иисус от всего легко отказался, даже и в мыслях у него не было хоть чем-то таким прельститься, поэтому дьявол был, конечно, побежден и посрамлен. Так ему и надо, не лезь не в свои дела, рыло козье! Наших простыми копытами, хоть они у тебя и раздвоены, не затопчешь!

Вот тут и становится понятно, какой дух забросил Иисуса в пустыню для проведения сей странной операции, дух именно с маленькой буквы, а не с большой, как это записано у Матфея в этой главе и у Луки (4:1).

Правда, если говорить о том, какая там буква «д», заглавная или строчная, то, скорее всего, надо обратиться к первоисточнику, поскольку при переводе неким верующим переводчиком вполне могла превратиться в заглавную по её привычному для верующего звучанию. Но дело-то в том, что я пользовался каноническим изданием, которое получило благословление Церковью. А поэтому я вполне могу предположить, что и Церковь считает запись «возведён был Духом в пустыню» правильной, что и дух сатаны (дьявола) тоже божественный и его следует обозначать большой буквой, как и Святой Дух.

Марк и Иоанн такие подробности искушения не приводят. Иоанн, похоже, вообще об искушении Иисуса не знал, не говорил ему Учитель про это. Да для Иоанна такое примитивное искушение и не подходит, он выше такого рода сказок. Иоанн после крещения Иисуса сразу же отправил Его набирать Себе учеников. Скучновато одному ходить по городам и весям. Возможно, что Марк и польстился бы на запись таких искушений, но способности у него были совсем не драматургические. А здесь нужно было не только лжесвидетельство, но и более-менее театральная композиция, на что только у Матфея и Луки хватило способностей. (Но я снова не понимаю, почему у Луки и Матфея это прозвучало в унисон, хотя у Марка, у которого они списывали, этого не было. Возможно, что источником для этого была какая-нибудь другая писанина, ходившая в народе. Может быть, что это была расхожая в народе притча об искушениях, которая была известна Луке и Матфею, но неизвестна Марку.)


Скорее всего, и само крещение Иисуса первым придумал Лука, если верить одним исследователям, либо Матфей, если склониться в другую сторону.

А по Матфею вернулся Иисус после искушения уже в Капернаум, стал там проповедовать. Решил набрать учеников. Модно это было тогда, поскольку и дело это было очень старинное в тех местах. Такие вещи практиковались и в глубокой древности, по отношению к рассказываемой в Евангелиях истории. Да уже и возраст Иисуса, как говорилось выше, позволял это делать (от тридцати лет и выше).

Я снова отвлекусь на год рождения Иисуса. В предыдущей главе «Крёстный» говорилось о проповедях Иоанна Предтечи во время правления императора Тиберия с 19.08.28 г. по 31.12.29 г. В это же время Иисус появился перед Иоанном, а непосредственно после этого стал набирать учеников. Поскольку во время набора Ему должно было уже исполниться 30 лет, то, конечно, получается, что Иисус никак не мог родиться в самом начале тысячелетия, как это полагается в христианстве, а немножко перед этим, хотя бы за 2-3 года, но, понятно, ещё при жизни Ирода Великого, который умер в 4 г. до н.э. Тогда уж лучше, за 2-3 года до смерти этого властителя…

Первыми попались Ему Пётр (Симон) и брат Петра, Андрей (тот самый – Первозванный). Потом присоединились Иоанн и Иаков Зеведеевы. Все четверо были рыбаками.

«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы; и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним. Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцем их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставивши лодку, последовали за Ним».

Занятие рыбацкое, надо сказать, дело хлопотное. А ребята молодые, хочется порезвиться. Поэтому уговорить их бросить работу и пойти с Ним прогуляться – труда не составило. Тут же, и бегом. Чего же не пошататься по свету-то?

Не ведающие путей сворачивают на большую дорогу (Валентин Лукьянов. «Афоризмы»).

Вот с набором учеников выходит какая-то неувязочка. Разнобой выходит, господа-товарищи. Этот разнобой приводится ниже в таблице в последовательности призвания учеников по изысканиям разных авторов Евангелий из названных выше, двое из которых и сами являлись непосредственными участниками этих событий, теми самыми рекрутами-учениками. А один из них, Матфей, как я уже отметил выше в главе «Евангелие от…», является не только первозванцем, а и самозванцем (но это, я повторюсь, одна из моих версий).

Да, вполне можно согласиться с читателем, что опять же, какая разница, кого за кем призвали. Ну, был бы не Андрей, а Фома Первозванный. Сделали бы орден Фомы Первозванного. Нам-то что? Что Фома, что Ерёма. Просто как-то странно, что Матфей, призванный Иисусом, пишет одно, а Иоанн, призванный тем же Иисусом немного раньше Матфея, – другое. Да Иоанн-евангелист всех-то учеников и не упоминает. Про себя любимого, конечно, не забыл.

Симон (Пётр) и брат его, Андрей – рыбаки (у Матфея, Марка и Луки). То же самое и с братьями Зеведеевыми, Иаковым и Иоанном. Их застал за работой Иисус и сказал: «Хватит вам мучиться, лови не лови, а много не поймаешь. Пошли со Мной (по В.Лукьянову – на большую дорогу), Я вас сделаю ловцами человеков». Призыв, надо сказать, разбойничий. Вероятно, так они и поняли, потому что откуда им было знать, что такое «ловец человеков»? Как будет видно дальше, не очень-то ученики были головастые на сложные понятия. Во многом они выставлены в Евангелиях если не идиотами, то близко к этому. А вот про «большую дорогу», где и можно было «ловить человеков», мысль у них возникла наверняка. Впрочем, как опять-таки покажут дальнейшие события, действия их от этих понятий были совсем недалеки.

У Луки при призвании Симона, без брата, кстати, Андрея, произошло чудо. Симону никак не удавалось наловить рыбки. Ну не складывалось. Иисус вошёл в его лодку, отплыли они немного от берега, надо думать – для безопасности, на расстояние, надо понимать, побольше, чем полёт камня, брошенного с берега человеком, и Иисус стал учить народ, находящийся на берегу. Скорее всего, голос пришлось повысить из-за большого расстояния до слушающих. А после сказал Симону: «А ну, дружок, закинь-ка ты ещё раз сети». Симон так и сделал. И что же, наловили столько, что сети на части рвались, да и лодки тонуть начали. А во второй лодке промышляли дружки Симона, братья Зеведеевы, племянники, к слову сказать, Иисуса (и снова не следует забывать о слове «сводные», поскольку Иосиф – приёмный отец Иисуса; их матерью, по христианскому преданию, была Саломия, дочь Иосифа от первого брака). Завидя такое, бросили все они эти постылые лодки и пошли за своим сводным дядей Иисусом, ловить человеков. И отца своего, Зеведея, бросили. Ну конечно, так проще: «Ловись рыбка большая и маленькая!» И она тут как тут. И хвост не надо морозить, как волку в известной русской народной сказке.

Сборщиком пошлин у Марка оказался Левий Алфеев, а не Матфей, который (Левий) потом в перечислении всех двенадцати апостолов исчез, а на его место вписан Матфей. Возможно, что вообще Левий = Матфею. Так что по тексту у Марка получается тринадцать апостолов. Возможно, что я в этих записках и просчитался. Прошу прощения. Больно всё запутано. Но можно, по желанию, вам самим исправить мою ошибку. У Луки, всё же, двенадцать, но, в отличие от первых двух писателей, появляется Иуда Иаковлев, не который предал, а другой. Который предал – упоминается у всех, естественно, в том числе и у Иоанна, но у Иоанна –  уже к развязке событий. В этой развязке появляется у Иоанна и Фома (Неверующий, Удивляющийся и Изумляющийся). А про остальных Иоанн не говорит. Двенадцать. Шестеро с именами, а другие – просто ученики.

Иоанн (1:40-42) первым призванным назвал Андрея (Андрей Первозванный). Ну, ему лучше знать. Да и мы не поверили Матфею, Марку и Луке, тоже посчитали Андрюшу первым из тех, кого позвал Иисус. Даже, известно всем, и орден такой есть, который даётся за очень большие заслуги перед Отечеством.

Но существует и другая версия. Андрей и Иоанн были учениками Иоанна Крестителя. Они же и перешли потом оба в ученики к Иисусу. Поэтому Первозванным Андрей был вместе с Иоанном.

Кстати, Иоанн ни словом не обмолвился о Матфее, ни в одной из своих божественных глав Евангелия. К тому времени Евангелие от Матфея было уже в ходу, вряд ли можно предположить, что сам Иоанн, или писатель Евангелия от Иоанна, не читали этого труда либо вообще не знали об этом Евангелии. Тогда – четвёртое подтверждение моих предположений о самопровозглашении Матфея учеником Иисуса. Ну, может быть, и не самопровозглашении, поскольку сам Матфей мог и не писать этого Евангелия. Значит, что это сделали за него другие, его же единомышленники.

Надо и об ордене этом немного сказать, который сродни государственному празднику Рождества Христова. В 1998 г. он снова возвращён на грудь героям за их большие заслуги перед государством. В нашем Российском государстве церковь отделена напрочь от светской жизни, но Андрей Первозванный оказался личностью для современного Российского государства вполне реальной и почитаемой. Имя его, Андрей (в переводе с греческого – «мужественный»), вероятно, и смутило наших верховных политиков, поставивших этот орден в наше это самое время так высоко. Прямо-таки русское имя, уж куда как больше? Да и сам он никакой не еврей, а самый настоящий русский. Логики снова нет никакой. Почему же тогда в нашем светском государстве нет государственного праздника Святого Апостола Андрея Первозванного? Да что там говорить? Кому это было тогда, в 1998 г., при Ельцине-то, догадаться об этом? Он сам только что покончил с коммунизмом, даже остыть ещё не успел. Словом – «Шлиссельбургская нелепа», хотя она у Г.Голубева и не о том.

Продолжим и нашу нелепу.

Только потом, по Иоанну-евангелисту, Андрей привёл своего брата Симона (Петра, но тогда ещё не Петра, Петром его попозже назовёт Иисус). Что интересно, Андрей не был у Иоанна рыбаком, он был учеником Иоанна Крестителя в паре с кем-то, неизвестно с кем, Иоанн об этом не пишет. По одной из версий, как я указал выше, Иоанн и был тем вторым. А Иисус переманил их к себе (или сами они переманились) на другой же день после совершения крещения народа, при котором присутствовал Иисус (Иисус, по сведениям из творения Иоанна-евангелиста, не крестился у Иоанна Предтечи), в благодарность, вероятно, Своему родственнику-крестителю. Ну как тут не спросить, какая, мол, разница, кого из них первым призвали? Первым-то, ладно. А вот кого и как призвали, да ещё зарегистрировали в такой очень уж Священной Метрической Книге, как Новый Завет, вот это и не вяжется с простым словом «авось». Ну, возможно, я и ошибаюсь в том, что их переманил Иисус. Просто проповеди Иисуса им больше понравились, чем проповеди их первого учителя, Иоанна Крестителя.

Вот так, подобрав Себе нескольких попутчиков, Иисус ходил по Галилее, исцелял больных телом и душой, всех, кто приходил к Нему, и кого приводили за их немощью, проповедовал Евангелие Царства. Пока впятером.

Эта информация об учениках Иисуса, приведённая ниже, значительный заскок вперёд. Полагаю, что это простительно. Всё равно и впереди где-то надо было об этом сказать, а тут уж, прямо-таки, к слову. Хотя бы потому, чтобы привести в более-менее приемлемый порядок некоторую путаницу в православии да и в христианстве в отношении этих 12-ти избранных учеников. Всего-то двенадцать, да ещё и писали о них сами же ученики-апостолы, Матфей и Иоанн. А вот только с памятью у них не очень складно получилось. По горячим следам пришлось бежать по кривым дорожкам божественного времени.

Удобнее будет этих двенадцать апостолов указать в алфавитном порядке, а не в запутанном и неизвестном для нас порядке их избрания. В церковных святцах указаны действующие на настоящий момент имена апостолов-учеников: Андрей (Первозванный, брат апостола Петра); Варфоломей; Иаков Алфеев; братья Иаков и Иоанн Зеведеевы; Иуда Иаковлев (Фаддей, Леввей); Матфей; Матфий; Пётр (Симон, брат Андрея); Симон Зелот (Кананит); Филипп; Фома. Естественно, по церковному порядку, в этом перечне не упоминается ещё один ученик, Иуда Искариот. Но здесь, дальше, в моём повествовании, он будет упомянут, как равный с равными, сразу после Иуды Иаковлева. Хотя бы потому, что он тоже ученик и тоже был призван непосредственно, надо полагать, Самим Иисусом, по указке, надо полагать, Его Отца, наравне со всеми. Не апостол, но, на мой взгляд, очень к этому близок, да и, тоже на мой взгляд, не очень заслуженно возведён в сан предателя.

На общей иконе Иисуса с апостолами, если не читать их имена, можно увидеть, что у всех них над головами святые нимбы. А ведь вместе все они никогда не были, если на иконе изображён Матфий, избранный только после казни Иисуса вместо Иуды Искариота.

На следующий день после праздника первоверховных и всехвальных апостолов Петра и Павла, то есть 13 июля по новому стилю, празднуется Собор двенадцати Апостолов. Этот праздник установили в честь Вселенского Собора, на котором присутствовали все двенадцать Апостолов, кроме Иуды Искариота. Его заменил Матфий, один из 70-ти учеников, избранный при содействии уже казнённого Иисуса позднее, после избрания 12-ти. Что интересно, на этом соборе постановлено было всех их (читай – нас – С.Ч.), Апостолов, «почитать одинаково как служителей Христовых».
Дальше – краткие сведения об Апостолах из 12-ти.

А н д р е й (Первозванный). Лучше сказать, что он из числа первых призванных, потому что кроме евангелиста Иоанна никто самым первым призванным его не называет. А Иоанн посчитал Андрея учеником Иоанна Крестителя, а никак не рыбаком, как остальные, и был призван, да не то, чтобы уж призван, а напросился (не призывался, а напросился сам) в ученики к Иисусу (см. Иоан. 1:35-42), ещё раньше призвания Петра. Сначала Андрею понравились проповеди Иоанна Крестителя, а потом уж – Иисуса. Андрей и порекомендовал потом своего брата Симона (Петра) Иисусу в ученики. Позже, чтобы уж как-то примирить все установленные Евангелия, четвёрку или пятёрку первых учеников стали называть первозванными, но чести быть самым первым в нашей церкви, нашем народе и государстве удостоился только Андрей, по указанию Иоанна.

Родился Андрей в Вифсаиде на Геннисаретском озере. Потому, наверно, сделали его рыбаком Марк, Матфей и Лука. У озера живёт парень, отчего бы не побаловаться рыбкой.  Да это просто и необходимо для жизни, без всяких «побаловаться». Отец Андрея (и Симона, ставшего потом Петром) был Иона, из Симеонова колена.

Откуда-то взяли, что Андрей избрал, в отличие от своего брата, безбрачную жизнь. По легенде Андрей проповедовал в Скифии и Ахее, считается просветителем скифов и славян. Полагают, что он прибыл в Новгород из Киева. Но не совсем сразу так из Киева. Ведь он уроженец совсем других земель. Поэтому в церковной рукописи «Отповедь» говорится так:

«Святой Андрей от Иерусалима прошед Голяд, Косог, Роден, Скеф, Скиф и Словен смежных лугами, достиг Смоленска, и ополчений Скоф и Славянска Великого и Ладогу оставя, в лодью сев, в бурное вращающееся озеро на Валаам пошёл, крестя повсюду, и поставлял по всем местам кресты каменные. Ученики же его Сила, Фирс, Елисей, Лукослав, Иосиф, Косма повсюду сделали ограды, и все посадники доезжали до Словенска и Смоленска, и многие жрецы окрестились и капища Перуна и Велеса разрушили и уничтожили».

Но это, как уже говорилось выше, было придумано в наши близкие к нам времена по указанию, как известно, Владимира Мономаха. На самом деле никаких апостолов Андреев и прочих из них на Руси не было, также, как и названных выше шестерых его российских учеников и сподвижников. Так что всё это – ложь во спасение, а значит – не наказуемая.

Андрей очень много занимался воскрешением, почему-то, мальчиков: умершего от лихорадки, разорванного собаками, умершего от удушения, разорванного леопардом, умершего от укуса змеи. И других воскрешал. Например, утопленника, а с ним ещё тридцать девять человек, просто убитого мужчину и просто умершего мужчину, жену проконсула. Может быть, и ещё кого, раз у него были такие выдающиеся способности.

За свою деятельность (не на Руси, конечно, где он никогда и не был, а в других местах) Андрея сослали на остров Патров (место для ссыльных в Греции), где 30 ноября 60 г. он был казнён по приказу правителя Эгеата (по другим сведениям, в церковных святцах, – в 62 году). Казнь совершилась, по просьбе Андрея, на косом кресте, в отличие от прямого креста Иисуса. На ордене Андрея Первозванного изображено именно это событие (Андреевский крест). (Кроме этого, в России имеется и Андреевский флаг: на полотнище две перекрещивающихся с угла на угол линии.) Указывается и другой год казни Андрея, даже, по-моему, 70-й. Информация о том, что Андрей был распят на косом кресте, появилась значительно позже, чем это совершилось (да и совершилось ли?).

Ночь на 30 ноября называлась в народе андреевской ночью или андреевскими вечерами. По поверью, молодым девушкам и юношам в эту ночь являлся образ суженого или суженой. Это, вероятно, как напоминание о том, что Андрей избрал безбрачие, в отместку ему.

В а р ф о л о м е й (Бартоломеос). Сын Фоломея или Фалмая. Родом из Галилеи, из Каны Галилейской. Варфоломея упоминают только Матфей, Марк и Лука. Иоанн называет другое имя – Нафанаил, которого привёл к Иисусу Филипп. В Деяниях Апостолов (1:13) Варфоломей упоминается вместе с некоторыми другими апостолами, которые на Троицу ожидали сошествия или послания Святого Духа:
«И пришедши вошли в горницу, где и пребывали, Пётр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова».

Двенадцатого, Иуды Искариота, с ними, конечно, уже не было. На этом собрании апостолы и изберут вместо Иуды Искариота равнозначного им апостола Матфия. Выборы по жребию, на усмотрение отсутствующего с ними Иисуса Христа, проходили между Иосифом, которого называли Варсавой (другое прозвище – Иуст), и Матфием. Повезло последнему.

Чтобы как-то устранить противоречие в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна в отношении Варфоломея, стали считать, что подлинное имя этого апостола Нафанаил (в переводе – «дар Божий»), а Варфоломей (в переводе – «сын Талмая» – Бартоломеос) – его прозвище. Хотя, на мой взгляд, следовало бы поменять местами подлинное имя и прозвище. То есть предпочтение больше отдали Иоанну, а не такому же свидетелю событий – Матфею.

Иисус увидел в Варфоломее «подлинного израильтянина, в котором нет лукавства».

Евсевий, известный церковный писатель, говорит, что Варфоломей проповедовал в Индии (вероятно – по местам, в которых, как полагают, хаживал в своё время и Иисус), Армении, Аравии и Месопотамии, где и принял мученическую смерть. Ничего себе – где! Страны эти не так уж близки, чтобы объединить их простым словом где. На иконах Варфоломей изображается с кожей в руках – такую смерть (с него с живого сняли кожу) он принял во имя Евангелия Господа, проповедования христианства. Однако другой писатель церковный, архиепископ Черниговский и Нежинский Филарет [5], сообщает, что Варфоломею на кресте отрубили голову. Ну что ж, Филарету, с его колокольни, виднее. Вероятно, он очень тщательно, как, в своё время Лука, исследовал этот вопрос. Перед этим, во фригийском городе Иераполе, где Варфоломей сотрудничал вместе с Филиппом, язычники схватили их и казнили, распяли на кресте. Но во время казни совершилось большое землетрясение. Погибли правитель, жрецы и множество народа. Язычники перепугались и решили освободить апостолов. Но к этому времени Филипп уже скончался, по возрасту своему не выдержал пыток, а Варфоломей остался жив. Похоронил он Филиппа и некоторое время ещё пробыл в этом городе. Потом Варфоломей направился в Индию, где осуществил перевод для здешнего народа Евангелия. После Индии перебрался в Великую Армению, где тоже проповедовал Евангелие. Здесь его язычники и распяли на кресте вниз головой, потом содрали с него кожу, отрубили голову, останки поместили в оловянную раку и бросили в море. Случилось это в городе Урванополе (Корванополе, Алванополе). Но эта рака потом приплыла благополучно в город Беневет (Неаполитания). В Х в. часть мощей Варфоломея перенесли в Рим. Правда, в других источниках, не менее достоверных, говорится, что он умер в Индии.

В древней церкви было в обиходе апокрифическое Евангелие от Варфоломея, которое к настоящему времени, скорее всего, утеряно.

Об этом Евангелии имеется упоминание в книге В.Гюго «Девяносто третий год»:
В шкафах библиотеки хранилось довольно много книг, и между ними одна, пользовавшаяся всемирной известностью. Это был старинный фолиант в четвёртую долю большого листа с гравюрами, под заглавием «Святой Варфоломей». Заглавие было выведено крупными буквами, а ниже следовал такой подзаголовок: «Евангелие по святому Варфоломею, с приложением диссертации христианского философа Пантенуса по вопросу о том, должно ли сие евангелие признаваться апокрифическим и следует ли считать святого Варфоломея и Нафанаила одним и тем же лицом».

И а к о в    А л ф е е в (Младший). Сын Алфея и Марии (другой, не Богородицы). А то ещё говорят, что это сын Иосифа (у Иосифа было четыре сына и несколько дочерей), мужа той самой Марии, Матери Иисуса. То есть почти самый что ни на есть брат единоутробный, но при разных отцах и матерях. Поэтому очень часто, в более поздних легендах, Иакова Алфеева отождествляют с Иаковым, братом Господним.
 
Работал первоначально мытарем. По одной из легенд Иаков Алфеев сначала ходил вместе с апостолом Андреем, посетил Иудею, Эдессу, Газы, проповедовал в Египте, где и был распят в г. Острацине (по другим сведениям побит камнями в Мармарике). По третьей легенде – был только побит камнями, а умер от удара скалкой по голове. А вообще о его деятельности и его судьбе подробностей нет, не то, что хотя бы какой-нибудь однозначности. Так эта путаница присутствует и в самой церкви. И подсказать некому.

И а к о в   З е в е д е е в (Старший). Сын Зеведея и старший брат евангелиста и апостола Иоанна (Зеведеева). Их матерью была Саломия, дочь Иосифа от первого брака, мужа Пресвятой Богородицы. Получается, что Саломия является сводной сестрой Иисусу, если полагать, что Иосиф отец Иисуса, а её дети, Иосиф и Иоанн (евангелист) Зеведеевы – соответственно, сводные племянники Иисуса по нашему родословному исчислению. Иоанн Зеведеев пользовался наибольшим доверием Иисуса. Был рыбаком, понятно, до избрания. В Евангелии от Иоанна очень мало говорится о братьях Зеведеевых, вероятно, из скромности. А в других Евангелиях эти братья называются самыми близкими к Иисусу, самыми любимыми Его учениками, первозванными, кроме того, что они его очень близкие родственники.

В Евангелиях говорится о весьма поспешном решении братьев Зеведеевых следовать за Иисусом. Он их позвал, и они быстренько так, прыг из лодки. Оставили отца заниматься этим трудным делом. Вполне объяснимо, потому что они родственники Иисуса, значит – знали Его, что так скоро приняли на внешний взгляд такое странное и поспешное решение.

Иаков был свидетелем Преображения Господня на горе Фаворе, воскрешения дочери Иаира, молитвы Иисуса в Гефсиманском саду. (Это только так считают в церкви – что был свидетелем молитвы Иисуса, не хотят, вероятно, получить от него по своей голове, не был он свидетелем этому, потому что проспал всё. Это не я придумал, об этом написано в Евангелиях, хотите – почитайте, но и я скоро к этому приду, всё ещё впереди.) Да и не только свидетелем именно этих событий, а практически всех чудес, совершённых Иисусом.

О занятиях Иакова Зеведеева после воскрешения Христа практически ничего неизвестно. Появилась легенда, что Иаков является испанским национальным святым. Примерно в VII в. его останки из Иерусалима были переправлены в Испанию. По другой версии он занимался миссионерской деятельностью на Пиренейском (Иберийском) полуострове, где и благополучно умер. В 830 г. епископ Теодомир чудесно разыскал останки Иакова (в Сант-Яго де Компостелла). Так что мощей этого апостола на земле предостаточно.

Но более прочная легенда говорит о том, что из-за излишка энергии и вспыльчивого характера (см. Мар. 3:14-17), что при проповедовании новой религии оказавшимся не очень приятным для правящей власти, Иакова убили (отсекли голову) в 44 г. по приказу Ирода Агриппы (сына или внука Ирода I Великого; при необходимости, можно покопаться в истории и уточнить, который из Агрипп, I-й или II-й). По другим правдивым сведениям казнь совершилась около 43 г. Кстати, вполне вероятно, что этот же Ирод приказал посадить в тюрьму и апостола Петра. Марк (3:14-17) так об этом говорил (о характере Иакова и его брата):
«И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов: поставил Симона, нарекши ему имя Пётр; Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы…»

Можно полагать, что вспыльчивости в братьях Зеведеевых хватало, если даже Иисус так о них отозвался. Иисус-то их хорошо знал, вместе и росли, в войну играли, в «красных и белых» или в «белых и чапаевцев».

И о а н н    З е в е д е е в. Евангелист. Автор Евангелия и Откровения (Апокалипсиса) Иоанна Богослова. Брат Иакова Зеведеева (Старшего), лет двадцати четырёх (возможно, что и моложе) ставший учеником, сводный племянник Иисуса. Полагают, повторюсь, что матерью Иоанна (и Иакова) Зеведеевых была Саломия, приёмная дочь Богородицы (Саломия, по преданию, была дочерью Иосифа, мужа Богородицы, от первого брака).

Иоанн самый любимый, даже – любимейший, ученик Иисуса. В Новом Завете весьма подробно описывают отношения Иисуса и Иоанна с другими учениками, к которым Иисус более благоволил. Даже будучи на кресте Иисус попросил Иоанна взять на попечение Его Мать, Марию-Богородицу, Иоаннову тётку. Больше было некому. До этого Иисус Мать Свою не признавал, не принимал. А тут, вдруг, решил по-человечески позаботиться.

После ареста Иисуса в Гефсиманском саду все ученики, кроме Иоанна и отрекшегося от Иисуса Петра, разбежались. А Иоанн единственный присутствовал при казни. Иоанн первым пришёл к Гробу, несколько раз встречался с Иисусом Христом до Вознесения и присутствовал при Его Вознесении.

А некоторые исследователи полагают, что единственным, кто не убежал во время ареста Иисуса в Гефсиманском саду, был Марк (будущий евангелист), который находился в числе свидетелей этих событий. Он потом и следовал за группой стражников с Иисусом, с него потом и сорвали одежды, и он нагишом скрылся с их глаз.


Подразумевается, что Иоанн единственный из учеников оставался рядом с Иисусом и после ареста. Вот как это описывает Марк (14:50-52):
«Тогда оставивши Его, все бежали. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них».

Вот этот «один юноша» и был, по-видимому, Иоанном, самым молодым из учеников, либо, как я уже указал выше, сам Марк. Только вот почему Марк об этом не сказал прямо в своём Евангелии? Возможно, что этим юношей и был сам Марк, который в это время ходил, вероятно, тенью за группой, собранной Иисусом. Если бы Марк знал того другого юношу, названного выше, то он и указал бы его имя.

До смерти Божией Матери Иоанн жил в Иерусалиме, сотрудничал вместе с Петром. Потом он перешёл в Малую Азию, в Ефес. Заботился об укреплении Церквей и в других местах. За эту деятельность Иоанна арестовали и отправили в кандалах в Рим. Над ним изощрённо издевались. Иоанну дали выпить яд, но этот яд не взял его, чудейственно, конечно, не подействовал. Кроме того, Иоанн отказался принести жертву языческому богу, за что император Домициан приказал бросить Иоанна в котёл с кипящим маслом. Но его этим тоже было не пронять. Вот и отправили Иоанна на остров Патмос, с этим сложным делом Иоанну было уже не справиться. Вместе с Иоанном на этот же остров уехал и его неотступный ученик – Прохор. На этом острове и было дано Иоанну Откровение Господа.

Кстати, это Откровение (ещё его называют Апокалипсисом) такое откровенное, что его вслух в церкви ни на какие даже величайшие праздники не читают. Опасаются неправильных трактовок каких-то мест, даже говорят, что пояснения этим тёмным мыслям даст Сам Иисус, когда снова нас посетит.

После смерти своего гонителя Иоанн снова возвратился в Ефес, здесь же написал на греческом языке Евангелие, писал соборные послания. Даже будучи в преклонном возрасте Иоанн очень много путешествовал.

Поскольку большое число литературных произведений приписывается Иоанну, то ему сочинили легенду о мирной кончине в возрасте 99 лет, а возможно, что и в более старом возрасте, потому что пишут, что умер Иоанн около 72 г. после Вознесения Господня (церковь считает, что это произошло в 103 г. в его возрасте 99-ти лет). Но просто так он не умер. Когда подошло это время, он собрал в церкви народ (церковь, кстати, была построена именно в его честь, никак не меньше), стал читать последнюю проповедь, а после велел выкопать рядом с алтарём четырёхугольную яму в виде креста и вынести землю из церкви. После того, как все его приказания были выполнены, Иоанн распростёр руки, прочитал молитву и исчез с глаз долой. Больше его никто и не видел. А по другой легенде, как уже выше говорилось об этом, он улёгся в яму и тихонько в ней умер. Действительно, как говорил Марк (3:17), Иоанн был честолюбивым, пылким. Но не упомянул Марк, что он был ещё и вредным: зачем было яму копать в церкви, если ты исчезнешь, ею не воспользовавшись, как нормальный человек? Значит, всё-таки, божественного не случилось. Но, будем считать, что воспользовался он этой ямой и не был вредным. Зря я так о нём.

Своё Евангелие Иоанн диктовал, как я уже говорил, своему ученику Прохору. Что интересно, он сам себя в Евангелии называет любимым учеником Иисуса. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Немножко следует остановиться на годах жизни и деятельности Иоанна и Иисуса. Если Иоанн умер в 103 г. в возрасте 99 лет, то он родился в 4 г. Далее, если Иоанн был принят в число учеников Иисуса в возрасте 24 лет, то это могло быть только в 28 г. Но тогда получается, что Иисус ещё не мог набирать Себе учеников, поскольку Ему не исполнилось ещё 30-ти лет, по христианским соображениям. А это значит, что Иисус родился в 4-5 гг. до Своего Рождества (до Р.Х.). Разница, конечно, небольшая. Но какая разница, когда Он родился? Это я просто к тому, чтобы ещё раз подтвердить дату рождения Иисуса.

Но для меня эта разница существует, поэтому я о ней здесь и говорю. В 2006 году, когда я начал писать эту книгу, такой же вопрос я задал настоятелю церкви Живоначальной Троицы, которая находится в Москве, в Останкино. Он мне очень доходчиво ответил, что об этом ни в коем случае нельзя даже думать, не то, чтобы докапываться до сути, поскольку это искущение от лукавого (и несколько раз перекрестился, избавив, тем самым, себя от лукавого).

И у д а    И а к о в л е в (Фаддей). Родом из Назарета. С этим другом путаница. То его называют Леввеем (Мат. 10:3), то Фаддеем (Мар. 3:18). А то вот стал и Иудой Иаковлевым, сыном, конечно, Иакова.

Но путаница не только в именах. Считается, что Послание Иуды и было написано именно этим апостолом от 12-ти. Но, что интересно, в этом послании он не говорит, что его отец – Иаков. Он так пишет в Соборном Послании:
«Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова…»

Если это имеется в виду Иаков Зеведеев, то шиш! Там своих братьев набрано достаточно. Если же это Иаков Алфеев? А что, вполне может быть. Только об этом, почему-то, не говорится ни у кого. После всей этой неразберихи стали считать, что этот Иаков – брат Господень. Тот самый брат, о котором говорилось только что. Тогда – вперёд ногами! Сколько же лет было призванному в 30-м, а то и в 26-м, году Иуде? Пацанёнок ещё был.

Проповедовал в Палестине, Иудее, Галилее, Самарии, Аравии, Сирии, Мессопотамии, Персии и, наконец, во Внутренней Армении, где в 80 г. был распят на кресте и пронзён стрелами (называется здесь местечко Остракин, а кто-то считает, что в городе Арате той же Армении). Но некоторые исследователи доказали, что этот Иуда умер мирно (то есть своей смертью) и погребён в финикийском городе Вирите (Бейруте).

Поди-ка, поймай лягушку за хвост, особенно, если его нет, да и сама она скользкая.

И у д а    И с к а р и о т. Отдельной иконы его, конечно, нет. Не удостоился, поскольку к нему прочно пристало прозвище «предатель». Отцом этого Иуды является Симон, который проживал в Кариоте. Поэтому и, будем считать, фамилия получилась – Искариот (из Кариот). Но это по русской транскрипции так созвучно, а как на самом деле – сказать не могу.

По средневековому поверью Иуда Искариот был рыжим, таким, как, я полагаю, библейский Давид-псалмопевец.

Все апостолы-евангелисты приводят имя Иуды Искариота в своих общих списках. Просто Иоанн такого списка не делал. Про Иуду он говорит практически только в конце своего повествования. Как его призывал Иисус, когда и для чего – не известно. Хотя и можно предположить по имени его: имя Иуда означает восхваление Господа, хвала, похваление.  Да нет, для чего – теперь-то известно. А вот в то время Иуда был таким же рядовым учеником, даже апостольскую кассу ему доверили, он же и контролировал траты денег, если они были в этой кассе. Не Матфею, сборщику налогов, уж казалось бы, а, вполне возможно, что неграмотному человеку.

Более всего считают, что в Иуду вселился дьявол, то есть он заболел дьяволиадой. Можно считать, что с ума сошёл. По современным понятиям и законам Иуда вряд ли отдавал отчёт своим действиям, в этом случае. Ведь никакой корысти он от предательства не имел. Деньги получил, так он их возвратил, а сам из-за произошедшего повесился. А это ещё раз говорит в пользу Иуды. Он с презрением бросил полученные тридцать монет к ногам первосвященников. Правда, об этом вообще, кроме Матфея (27:3–5), никто не говорит:
«Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осуждён, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И бросив сребреники в храме, он вышел, пошёл и удавился».

И по Матфею Иуда сделал это ещё до суда Пилата. Как пишет Матфей, Иуда проделал всё это только после того, как понял, что Иисус осуждён, но ещё неизвестно, как он был бы осуждён. Получается, по Матфею, что Иуда дал понять первосвященникам и старейшинам, что перед ними был разыгран самый настоящий спектакль купли-продажи.

Да и потом, разве можно считать предателем раскаившегося человека? Он же искупил свою вину полным раскаянием.

В Деяниях Апостолов, Лукой-драматургом называется и другая версия гибели Иуды (не захотел, почему-то, Лука, сделать Иуду раскаившимся): купил он, будто бы, на эти деньги поле, пришёл на него взглянуть, споткнулся, упал, сознание не потерял, но сам лопнул, всё, что было в нём, из него и вывалилось. Где уж тут выжить, ведь он не каракатица, а смертный человек.

А Иисус прямо так и указал на Иуду Искариота, что это он Его и предаст. Иуда даже переспросил: «Это я, что ли?» На что Иисус ответил: «Конечно, ты, кто же ещё!» Ну, примерно так. Об этом немного раньше уже было, да и дальше ещё будет, поэтому здесь я не буду вдаваться в какие-то подробности, связанные с этими событиями, описанными в Священных Книгах.

На групповых иконах Иуда Искариот, единственный из учеников, изображается без нимба, со злым лицом. В руках он держит кошелёк, а на его плече часто изображают дьявола.

По заслугам ли?

М а т ф е й. Евангелист. Сейчас существуют сомнения, как я уже говорил выше, что Евангелие написал Матфей. Я-то, например, совсем не сомневаюсь в том, что Матфей – самозванец.

Пришло его Евангелие в 70-х г. I в. Из Палестины и Сирии. Правда, церковь считает, что его Евангелие написано через восемь лет после Вознесения Иисуса. Церкви выгодна, вероятно, такая ложь, тогда ведь событиям, описанным в нём, придаётся большая достоверность (и звезда Вифлеемская была, и волхвы были, и 14000 мальчиков угробили, и другое – тоже). Написано оно было для христиан, выходцев из иудаизма. Уже позже оно было переведено с еврейского языка на греческий.

Матфей (по церковному преданию) – житель Назарета, иудей. Работал он сборщиком податей в Капернауме. За этим занятием и застал его Иисус, судя по записи в Евангелии от Матфея, перед призванием в Свои ученики. Среди всех мытарей, считавшихся в народе нечестными, грешниками, Иисус выбрал самого порядочного, менее грешного. Но потом, всё-таки, не доверил ему апостольскую казну, а доверил её Иуде Искариоту, будущему названному предателю. Матфей был так рад избранию его в ученики, что собрал пир на весь мир, куда были приглашены и другие мытари, менее честные. Был за этим столом и Иисус, не пренебрёг такой компанией (см. Мат. 9:12,13).

Позже были составлены легенды о Матфее, в которых говорится, что он проповедовал в стране мавров (Эфиопии, Парфии, Персии). В какой-то из этих стран (в Эфиопии, вероятно) и был он убит в 60 г. мечом царского воина, прямо в храме перед алтарём. Но по другим источникам его хотели сжечь на костре в два приёма, но ничего из этого сначала, конечно, не получилось, остался жив после первого сожжения, но, всё-таки, умер при втором. Тело его положили в железный гроб и бросили в море. Потом этот гроб благополучно выплыл, конечно, из моря, от чего всем стало понятно, что тут нечисто, надо уверовать в его Бога, и, надо сказать, успешно уверовали, поскольку правитель, который приказал казнить Матфея, стал впоследствии даже епископом. Но чему тут верить, если мест его смерти достаточное количество: и выше названное, и в сирийских городах Габале или Иераполе, в финикийском городе Вивле, в городе Наддаваре в Абиссинии. Это как утопающий за соломинку хватается, так и здесь. Человек-то придуманный, потому и много мест его жизни и смерти. Тех, кто знал его с детства, как, например, Иисуса или того же Петра (Симона), никого не было, а значит и говорить о нём можно было всё, что придёт в голову, в том числе – и о месте его смерти.

Так что верно, если Евангелие от Матфея появилось в 70-х гг., то уж точно, после смерти Матфея, более чем через десять лет. За это время можно было написать и побольше евангелий. Тем более, что Евангелие от Матфея, как уже говорилось выше, очень похоже по содержанию на Евангелие от Марка. Если сравнить, то многие тексты дословно повторяются. Но это – придуманные легенды. А вот церковный писатель Филарет [5] говорит, что примечательного в жизни Матфея известно мало. Ничего себе – мало! Вот Филарет даёт! Зависть, вероятно, обуяла – такое о Матфее написать. Понятно, сам-то писатель. Разве мало, что Матфей одним из первых (вообще говоря – вторым) написал Евангелие! Мало известно о его жизни – это так. Может быть, Филарет тоже сомневался в подлинности избрания Матфея, тогда – понятно, что ничего примечательного не было, только что фальсификация.

Считается, что Матфей умер мученической смертью (только вот где – не совсем ясно). Так, несомненно, почётнее для такого деятеля. Спросят, например: «А где умер евангелист Матфей?» Ответ совершенно ясен: «Везде!».

М а т ф и й. После смерти Иуды Искариота вместо него был избран по жребию апостол Матфий (Деян. 1:21-26), один из 70-ти:
«Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознёсся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его, и поставили двоих: Иосифа (тоже – один из 70-ти – С.Ч.), называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия. И помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в своё место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам».

Двенадцатым. Больше об этом апостоле в Новом Завете ничего не говорится. В легендах чего только с ним ни делали и чего только с ним ни случалось: умер мирно в Иудее; был распят и погребён в Санта-Мария Маджоре (в Риме); по требованию римлян был побит камнями, а затем обезглавлен топором; был погребён в Риме, а затем – в Трире. Только почему из 12-ти, когда правильно было бы теперь сказать, что из 13-ти. Как-никак, а Иуда Искариот, его преемник, который своё дело сделал и «отпал, чтобы идти в своё место», был учеником и никак никем другим.

А вот что пишет о нём Филарет [5] (только вот откуда эти сведения?). Матфий родился в Вифлееме. Еврей из Иудина колена. Учился у святого Симеона Богоприимца. Это тот самый Симеон, которому предсказано было, что он не умрёт, пока не увидит рождённого Иисуса. Симеон встретился с Младенцем в церкви на сороковой день после Его рождения, в руках подержал, а потом, вскоре, и преставился (праздник Сретения Господня приходится на 15 февраля по н.с.).

Матфий проповедовал Евангелие в Иудее и Эфиопии. В Иерусалиме был забит камнями за приверженность к христианству.

Здесь хочется сказать о следующем. Для чего надо было избирать Матфия? Если для того, чтобы пополнить число учеников, то к этому времени необходимость в учениках отпала по понятным причинам. Если же для того, чтобы пополнить число апостолов, которыми они себя сами поименовали, то, вероятно, только для того, чтобы было потом кому судить одно из двенадцати Израилевых колен, поскольку Лука отстранил Иуду Искариота от этих занятий, объявив его в своих Деяниях Апостолов изгоем. Скорее всего – так, поскольку деятельность Матфия как Апостола в дальнейшем усматривалась весьма слабо. По всей логике вещей, заменяющим на освободившееся место после Иуды Искариота должен был стать Марк (евангелист) или Лука (евангелист), такие же равнозначные ученики Иисуса от 70-ти, как и Матфий. Для Иисуса, вероятно, выбор между евангелистами (всё равно ставшими апостолами, но по нашей уже воле) был сложнее, чем между рядовыми от 70-ти. Но тогда чем плох писатель Павел (ставший нашими молитвами тоже апостолом, да и ещё первоверховным и всехвальным)? Хотя в церковном перечислении на 13 июля Павла нет, поскольку он оказался не из 12-ти избранных. А Матфий, как был ничем, так им и остался, то есть – будущим судьёй одного из двенадцати колен Израилевых, к нам никаким боком не относящимся, как и остальные одиннадцать судей для других оставшихся колен, назначенных Иисусом, тоже к нам не относящимся.

П ё т р (первоначальное имя – Симон). Он, как и его брат, апостол  Андрей, Ионович (см.: Мат. 16:17; Иоан. 1:42). Рыбак из Вифсаиды. Во время призвания был женат, был у него дом в Капернауме, в котором остановилась во время своего путешествия по израильским землям компания Иисуса (Лук. 4:31,38). Словом, понятно, почему Пётр, не задумываясь, со всех ног бросился за призывом Иисуса – доконала его семейная жизнь! Иисус ещё при посещении дома Петра исцелил его тёщу. Пётр был особенно близок к Иисусу. Практически что бы ни произошло более-менее значительного, Пётр всегда был участником этих событий. Даже была разыграна театральная комедия с троекратным отречением Петра от Иисуса Христа при Его аресте и гонениях. Иисус потом простил Петру эту слабость, граничащую с предательством. Но храбрости Петру, кстати, не занимать. Это ведь он при аресте Иисуса хотел убить одного из стражников, но промахнулся и отрубил мечом только ухо, следуя, вероятно, первейшему завету Иисуса – «не убий». Некоторые могут возразить, что Иисус не дал свершиться убийству. Но, дорогие мои защитники, покалечен был всё-таки ни в чём не повинный человек. Прямо при Господе Боге нашем в виде Сына Его Возлюбленного. Правда, Матфей пишет, что это (взмахнувший мечом который) был «один из бывших с Иисусом» (26:51), Марк ухо в своём произведении не отрубал, Лука, как и Матфей, не знал, кто из учеников отсёк рабу ухо (22:50), а вот Иоанн (18:10) точно назвал Петра, у которого, кстати, единственного из присутствующих, и меч оказался на их сходке. Надо бы ещё узнать, почему это Пётр так вольно расхаживал с мечом по Иерусалиму, кто это ему разрешил?

Пётр являлся, вероятно, руководителем Иерусалимской общины, был представителем умеренного иудео-христианства. После Собора Апостолов Пётр занялся миссионерской деятельностью, но где он находился – неизвестно. Полагают, что Пётр проповедовал у иудеев. Много от них пострадал, был заключён в темницу, но выпущен из неё чудесным образом, понятно, Ангелом Господним (этот эпизод из его жизни представлен в христианской живописи целым рядом картин). Проповедовал Евангелие в Самарии, Сирии, Понте, Галатии, Вифинии, Асии и Египте. У католиков Пётр и Павел считаются князьями апостолов, при этом Пётр стоит всегда на первом месте, не Андрей, брат его, как у православных. Да и у православных русских произносят «Пётр и Павел», но, вероятно, так складнее произносится: «Пётр и Павел день на час убавил».

После всех хождений по свету очутились Пётр и Павел в Риме, где были замучены: в 64 – 67 гг. (православие склоняется на один и тот же год – 67-й, а также на один и тот же день, 12 июля по н.с.). Пётр был распят, по его же просьбе, на кресте головой вниз, а Павел – обезглавлен. Случилось это при императоре Нероне.

Имеется и версия, что Петра вообще не было, придуман. Ну кто же это распространяет такие нелепости? Тогда и Андрея не было, да и других – тоже. Нет уж, давайте считать, что были они все. А то о чём же тогда здесь нам будет говорить?

С и м о н   З и л о т (Кананит). Зелот и Кананит имеют одно и то же значение: зелот по-гречески и кананит по-арамейски – звучит как «усердный», «ревнитель». Поэтому их так и много, Симонов этих. Упоминается Симон Зилот (Зелот) в Евангелиях от Матфея (10:4), Марка (3:18) и Луки (6:15), а также в Деяниях Апостолов (1:13). В группу учеников попал в возрасте двадцати восьми лет, имел семью.

Что он делал вообще для проповедования христианства, будучи купцом, где он это ничего не делал, или делал, но неизвестно где – молчок. Известен только из списков апостолов, ставши учеником Иисуса в свои 28 лет. В таком случае – для чего он? Ах да, я запамятовал, он же посажен одним из судей судить одно из израильских колен. Тогда всё по своим местам и распределяется. Но, поговаривают, что Симон этот – сводный брат Самого Иисуса (то есть сын Иосифа, мужа Богородицы, от первого брака). Это на его, вероятно, свадьбе в Кане Галилейской Иисус сотворил Своё первое чудо, подробно описанное Иоанном.

Можно найти о Симоне информацию, в которой говорится, что он обладал хорошими способностями по организации досуга странствующих учеников во главе с Учителем и отвечал именно за эти мероприятия. Вместе с тем, он был хорошим собеседником, умел говорить убедительно, был многословен, всвязи с чем мог что-то сказать, не подумав. Можно найти о нём и информацию, что умер он в Африке в преклонном возрасте, где занимался миссионерской деятельностью.

Но география его смерти весьма обширна, как и большинства других апостолов. Называются достоверно сирийская Епифания, сам Иерусалим, Британия, город Кирр при Евфрате, Грузия, Персия, словом – вся наша Земля, кроме Америки, которой тогда ещё не было.

Ф и л и п п. Родился в Вифсаиде. В списках упоминается на пятом месте. То есть, не только в церкви, но и везде, упоминание, на каком ты месте, всегда может говорить о твоём положении. Так называемое чинопочитание. Так что положение Филиппа было и есть довольно высокое. Высокое-то высокое, но в Новом Завете об этой вышине ничего особого не говорится. Пожалуй, единственной заслугой Филиппа является то, что он привёл к Иисусу Варфоломея (Нафанаила), о чём сказано только в Евангелии от Иоанна (1:44).

Филипп – парень мыслящий, на слово не верил, чудеса считал, вероятно, фокусами, потому что он на фоне всего творящегося от рук Иисуса попросил Его показать ему Его Отца. Иисус тут же отбрил сомневающегося (см. Иоан. 14:9):
«…Сколько времени Я с вами, и ты не знаешь меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца?» Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам».

Упрёк, конечно, справедливый. Понятно, Иисусу обидно, что ничем было не пронять эту набранную Им группу, никакими чудесами. Никак не мог доказать, Кто Он такой.

Легенды говорят, что Филипп двадцать лет проповедовал в Скифии. Но нашлись ещё необращённые язычники, которые схватили Филиппа, подвели к статуе Марса (а был ли языческий бог Марс в Скифии? – С.Ч.) и приказали ему принести богу жертву. Филипп забеспокоился было, но из-под статуи вылез огромный и противный дракон (он, она, оно) и убил сына жреца, разжигавшего огонь в жертвеннике, а заодно убил и двух трибунов. Остальных дракон убивать не стал, но дыхнул на них своим перегаром, и они все заболели. Филипп понял, к чему дело клонится от помощи свыше, и сказал, что всех вылечит, если они статую Марса разрушат, а сами обратятся в христианство. Те, конечно, с радостью согласились и, опять же, конечно, тут же и вылечились. А Филипп уж совсем разошёлся, что самостоятельно воскресил убитых драконом троих язычников. А дракона Филипп трогать не стал, он его в пустыню отправил. Наверно для заклания, для ожидания Георгия Победоносца, считающегося, почему-то, покровителем Москвы.

Мученическую смерть Филипп принял на кресте вместе с апостолом Варфоломеем. Варфоломей спасся, а Филипп из-за преклонного возраста не выдержал пыток. Но перед смертью он, естественно, просил Бога не наказывать убийц. Похоронен Варфоломеем во фригийском городе Иераполе.

Ф о м а. В народе, в легендах о Фоме, его прозвали Неверующим. Даже стишок такой есть детский тоже про Фому, который ничему не верил и пропал в пасти аллигатора. Помните: «Я не ве…»? Во всяком случае, Фома в этом стишке имел прототип.

Арамейское имя «Фома» означает – «близнец». И были версии, что Фома – близнец Иисуса, хотя Гавриил однозначно сказал Марии, что родится только один Сын Божий, про двойню не говорил. На греческом языке «близнец» – «дидим». Такое имя тоже встречается в Евангелии от Иоанна, в котором сохранились наиболее полные сведения о Фоме. В частности, такой вопиющий случай, когда Фома не поверил, что Иисус воскрес. Иисус после воскрешения явился к Своим ученикам, но не всем Он явился, отсутствовал, как обычно, по каким-то надобностям Фома. Фома вообще не очень был обязательный во времени. Он опоздал потом, например, к похоронам Богородицы, хотя его, как и всех Апостолов, приглашали на это мероприятие, по просьбе Самой Богородицы. Описывается случай, когда Фома не поверил своим коллегам, что был у них в гостях воскресший Иисус (Иоан. 20:25):
«Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю».

А всего-то коллеги Фомы сказали, что видели Господа, ни о каких ранах речи не было. И вот из-за этого прид…, простите, умника, Иисусу пришлось возвратиться через восемь дней к Своим избранникам, естественно, когда и Фома был с ними, и говорит Фоме (Иоан. 20:27):
«Подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и положи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим».

Тут уж никуда не денешься. Обидно было, конечно, Иисусу видеть такое неверие. Да Он и возвратился, чтобы ещё побаловать Своих неверующих учеников чудесами. Так и сказано одним из учеников, Иоанном, в Евангелии (20:30):
«Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей».

Ничего тут не прибавляется и не выдумывается о неверии учеников. Именно только для них и творил чудеса Иисус. Да, видно, не на тех напал.

То, что Фома является близнецом Иисуса, говорится только в апокрифических «Деяниях Фомы». Первоначально даже художники изображали Иисуса и Фому близнецами, изображали его юным. А потом уже стали изображать его с бородой. Да и почему Иуда Искариот должен был поцеловать Иисуса? Для того именно, чтобы не ошиблись стражники и арестовали именно Иисуса, а не похожего на него Фому. Правда, похож на Иисуса был и Его сводный племянник Иоанн. И раньше говорили, что поцелуй Иуды был оговорен для отличия Иисуса от Иоанна. Но и о Фоме тоже так говорили, во всяком случае «Деяния Фомы» –  известное произведение.

Фома является уроженцем Галилеи, родился в Галилейском городе Пансаде.

По легенде Фома примерно с 45-46 г. проповедовал в Эдессе, Персии и Индии (опять по прежним путям Иисуса в этой стране), покровительствовал Ост-Индии, Гоа и Португалии, занимался зодчеством в Индии (кстати, Фома считается покровителем архитекторов). По легенде же, он руками и ногами был против посылки его с целью миссионерской деятельности в Индию. В Индии он почитается как мученик (был пронзён копьём). Произошло это 19 декабря 72 г. в городе Мелипуле, недалеко от Мадраса, а умер – 21 декабря. По другим источникам – проповедовал в Палестине, Месопотамии и других странах, указанных, вероятно, выше. Иоанн Златоуст говорил о нём, что он, «бывший некогда слабее других апостолов в вере, сделался, по благодати Божией, мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошёл с своею проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать слово Божие народам свирепым, диким и кровожадным».

Не только этого «не убоявшись». Ещё он не убоялся нарушить одну из заповедей Божьих, в том числе и своего Учителя. Ниже об этом как раз и говорится.

Как похвальба Фоме христианство превозносит его хитрость в восточных, вероятно, – кровожадных, странах. Об этом, в соответствии с «Житиями святых», здесь приводится рассказ об архитектурной деятельности Фомы в Индии.

Но предварительно один небольшой рассказ о событии ещё до приезда Фомы в Индию.

По пути в те края пришлось остановиться в каком-то городе. А там как раз свадьба была, на которую путешественников и пригласили. Фома сидит, не пьёт, не ест, хмурый весь из себя, поскольку не хотел ехать в Индию. На себя, вероятно, и злился: сам ведь поехал, никто не заставлял. Его не раз спрашивали, что это он так относится к такому веселью? Но он молчал. Тогда виночерпий стукнул его по голове. Поделом, вероятно, и стукнул. Действительно, на свадьбе сидит и хмурится, ничего не говорит, на вопросы не отвечает. И вот, ученик Иисуса, которому Он втолковывал, что если тебя ударили, подставь себя для следующего удара, поступил совсем наоборот, как, в своё время, апостол Павел, нелицеприятно выразился в отношении медника Александра. Фома, как и Павел, тоже выразился нелицеприятно, но его нелицеприятность скоро преобразовалась в физическое действие. Фома сказал, что, мол, ты получишь за это своё рукоприкладство по заслугам, и руку твою, ударившую меня, все скоро увидят. Так всё и произошло. Пошёл виночерпий к колодцу за водой, а у колодца на него напал лев, откуда-то взявшийся (теперь даже и понятно откуда: оттуда же и известно от Кого), помял его до смерти, а кружившиеся неподалёку собаки (эти уж были точно местными) разорвали тело на части. Ишь, размахался! Одна из собак, наевшись до отвала, взяла руку этого несчастного, впрочем, бывшего несчастного, виночерпия и принесла за свадебный стол, угостить желающих. Как и было напророчено Фомой. Это, действительно, чудо расчудесное! На самом высоком уровне. Достойное для помещения в жития этого святого, естественно, апостола.

Надо думать, что после этих событий свадебка-то и расстроилась. Понятно, что все после этого стали как Фома – хмурыми и не очень радостными.

А дальше – следующее чудо, случившееся уже непосредственно в Индии, за чем он туда и ехал.

Как Фома строил дома
(небольшая перефразировка легенды из рассказа «Житие Апостола Фомы»)

Понадобилось царю Индийскому дворец построить. Своих архитектурных дел мастеров, почему-то, не нашлось. Разослал он записки с индийскими купцами по разным странам, ищу, мол, толкового архитектора, который построил бы мне дворец невиданной красоты.
Фома работал в Иерусалиме, когда приехал купец из Индии по своим торговым делам, а также и в розысках архитектора. Фома узнал об этом и напросился в архитекторы, предъявил, вероятно, диплом Иерусалимского Архитектурного института (а то и университета). Уехал в Индию, был принят царём. И спросил царь Фому:
– Ну, чужеземец, на каком языке говорить будем. По-индийски ты, говорят, не кумекаешь!
– По-английски, Ваша божественная светлость. Тем более, что придётся твоему народу в будущем познать этот язык.
Позвал царь толмача англичанина.
– Ты какого роду-племени будешь? – обратился он к Фоме.
– Фома я, Иерусалимский, архитектурный университет закончил с отличием. Могу даже показать диплом, мне это ничего не стоит.
– Да не надо мне ничего показывать, я верю твоим словам. Ну, Фома Иерусалимский, построишь мне дворец, чтобы нигде такого не было во веки?
– А чем чёрт не шутит! Построю, удивлю всю Индию и страны сопредельные!
– Благословляю. Вот тебе неделя сроку, рисуй мне дворец и смету давай, всё оплачу.
Фома нарисовал (как мог) контуры дворца, смету составил, представил всё царю на подпись. Разрешил царь строительство и велел казначею денег дать согласно смете расходов.
Строить Фома ничего не стал, а раздал эти деньги больным и беднякам.
Прошло положенное время, позвал царь Фому для отчёта и спросил:
– Ну, Фома Иерусалимович, дорогой ты наш архитектор, как дело движется с моим прекрасным дворцом?
– Да всё нормально Ваше распрекраснейшее величество, – отвечает, не моргнув, Фома, – прошибся я немножко в смете, на крышу не хватает.
– Это дело поправимое, – говорит царь, – прикажу я казначею добавить и на крышу. Вишну тебе в помощь вместе с Кришной и Шивой!
Фома опять деньги употребил на нищих и больных.
Понятно, сколько шилу в мешке не мотаться, а покажет оно иголочку на улицу. Прознал царь про такое воровство, приказал посадить Фому в тюрьму и предать смертной казни. Вполне справедливое решение, в том числе и за нарушение заповеди пусть ещё, возможно, и неизвестного в то время в Индии Иисуса Христа и такого же неизвестного Бога: «Не кради!»

Но как-то не совсем хочется писать о том, как Фома спасся. Довольно странно, даже для того времени. А большая ли помощь была нищим от этих денег? Каждому, вероятно, и пришлось по одной рупии. Так что и памяти, да и благодарности Фоме за это в истории Индии не осталось. Так же, как и насаждаемого им христианства.


Как бы то ни было, а Фома, несмотря на неспособность быть зодчим в прямом смысле этой специальности, является (или являлся какое-то время) покровителем каменщиков, каменотёсов и плотников в Индии.

После этого Фома продолжил свою деятельность в Индии. Находясь в восточной части полуострова, в Малипуре, он обратил в христианство Тертиану, жену местного начальника, и заодно её сестру Мигдонию. За это начальник приказал убить Фому. Что и было исполнено. Поскольку, как говорил Иоанн Златоуст, народ там был свирепый, дикий и кровожадный.

Через много лет тело апостола было перенесено в Сирийский город Эдессу. Что-то, возможно, здесь и не так, поскольку в Индии сжигают тела умерших. Ну, может быть, я и не совсем прав, не все удостаиваются такой чести. Только не понятно, где в Индии хранили это драгоценное тело, если оно через много лет оказалось в Сирийском городе Эдессе?

Но следы работы Фомы в Индии остались до сих пор. Похоже, что христианство там скоро будет процветать деяниями широко известного аватара Шри Сатьи Саи Баба.

А вот вам и другая Луна [23]:
«Изумляющийся апостол Фома – символическая фигура в философии. Ложное представление о нём, как о скептике, ибо в основе его духовного склада лежит отнюдь не маловерие, а удивление, поражённый которым, всякое дело он доводит до его наиболее глубоких корней… И Фома, обративший Индию, по житию, явил то, что требовалось: удивил, поразил, покорил, – о чём можете подробнее узнать из жития его».

Какое ловкое оправдание: сомнение = удивлению, маловерие = удивлению! Поэтому-то и говорят в церкви, что верующий не должен сомневаться. Как, впрочем, и удивляться.
Ну, если этого недостаточно о Фоме, то можно узнать в других местах и подробнее.


***

Информацию об апостолах я собирал по нескольким источникам. Больший упор делался на их «Жития» канонического православного издания. Но что-то попало и из другой литературы. Поэтому, возможно, какие-то сведения не совсем согласуются с «Житиями». Вполне допускаю, что могут существовать и другие «Жития» этих апостолов. Они ведь такие же апостолы и у еретиков-католиков. Поэтому католическое видение на их жизнь и подвиги могут быть совсем отличными от того, что написано в «Житиях» от православия.

       
Далее: Глава 25. Нагорная проповедь.


Рецензии