Путевые записки. Париж. остров Сите. часть1

         
              Группа туристов уходит на пешеходную экскурсию, а я отправляюсь в свободное плавание от площади в сторону набережной. С Латинским кварталом не прощаюсь – вернусь сюда вечером.
              По набережной Сен-Мишель перехожу на мост-Пти - Малый. Арочный каменный из одного пролета Малый мост  длиной 33 м и шириной 20 м соединяет остров Сите с левым берегом Сены, он не только пешеходный. Несколько раз Сена, разливаясь при наводнении, сметала мост, но его отстраивали вновь. И только после постройки нового в середине ХIХ века он сохранился до наших дней. 
             Слева от моста на набережной Орфёвр находится здание центрального отделения полиции. На набережной растет много каштанов. Но вот я уже на этом загадочном острове на улице Сите на площади Парви. Барон Осман очистил это место от средневековых построек, и теперь площадь довольно просторная и выложена булыжниками. 
             Собор Нотр-Дам-де-Пари – один из символов Парижа и именно здесь прямо перед входом находится нулевой км Франции – отполированный медный круг. Нужно 3 раза покрутиться на нем по часовой стрелке, чтобы сбылось желание.
             Собору Парижской Богоматери почти тысяча лет и строился он двести лет! Это западный главный вход в собор. Он делится на 3 части по вертикали: северная башня, центральный портал и южная башня. По горизонтали он состоит из 5 ярусов: портал с готическими элементами( левый портал – статуя Богоматери с младенцем),(сцена из страшного суда в тимпане), (портал св.Анны), 2 ярус – в 28 нишах зубчатого карниза статуи библейских царей – предков Христа, 3 ярус – окно роза между двух арочными романскими окнами со статуями скульптурной группы (Богоматерь с младенцем Иисусом, Адам и Ева, 4 ярус – галерея химер с колоннами, 5 ярус – 2 квадратные башни-колокольни.
             Справа от входа в собор стоит конный памятник королю Карлу Великому, слева его коня придерживает пеший рыцарь Роланд и справа – Оливье. На площади перед собором множество голубей заполнили все свободное пространство. С выступов карнизов собора выглядывают химеры, охраняющие город от различной нечисти.
             Пора заходить в собор! Он начал строиться в 1163 году и закончен в середине ХIV века. Я у главного западного входа с 3 порталами с 11 ступенями широкой лестнице, ведущей к главному входу. Перед входом на колоннах 4 статуи евангелистов (Матвея, Марка, Луки и Иоанна) в широких одеждах. С галереи свисают фигуры химер – воплощение человеческих грехов.
             По горизонтали он разделен на 3 яруса, в центре находится окно розетка диаметром 10м и по бокам 2 арочных окна, статуя Богородицы с младенцем и ангелами и статуи Адама и Евы. Боковые башни высотой 69м со стрельчатыми окнами. На правой башне есть старинный колокол весом 15т, звон которого такой чистый, что слышен далеко.   Нижний ярус собора – пример типичного романского зодчества с мощными стенами и тяжелыми пропорциями.
             От входа тянется центральный неф, хор и позолоченный алтарь в конце. В боковых нефах установлены стулья. Амвон – возвышение, с которого идут службы и проповеди. Слышны божественные звуки органа и удивительно красивое поочередное пение женского и мужского голоса. Звуки органа уносятся ввысь стрельчатых сводов. Акустика в соборе уникальна! После пения священник начинает читать молитву. Идет месса…
             Это действующий католический собор, верующие располагаются на скамьях, установленных в боковых нефах и в пространстве центрального нефа. Из-за массивных колонн и огромных люстр между ними боковой неф смотрится внушительно и загадочно. Еще более загадочно внутри центрального нефа, где горят свечи, освещая амвон и католического священника в белом одеянии.
             Внутри собор выглядит мрачновато из-за стен из серого камня, но внушительно с проникающими сквозь витражи лучами света и огромными люстрами между колонн ХII века. Также горят огромные свечи. Здесь проходило венчание Генриха IV с Маргаритой Валуа, здесь короновали Наполеона и здесь состоялся суд спустя годы после ее  смерти над Жанной дАрк, оправдавший ее. Идет служба, тихо присаживаюсь в длинные ряды стульев и осматриваюсь. Стрельчатые своды центрального нефа высоко вверх на 35м. Витражи в стрельчатых окнах из библейских сюжетов и сцены из истории Парижа.  На витражах изображены сцены из земной жизни Христа, девы Марии и жития святых.
             У колонны установлена самая главная статуя Парижской Богоматери в ХVII веке по распоряжению короля Людовика ХIII, давшего обет до рождении наследника посвятить этой святой всю Францию.
             Самый большой орган Франции ХVIII века находится под одним из окон-роз, где изображены знаки зодиака. В хоре стоят резные скамьи, установленные по приказу короля Людовика ХIV в честь выздоровления короля. За каменным ограждением хора следует позолоченный алтарь. В сокровищнице хранится терновый венец, церковная утварь и одежда священников.


Рецензии