Глава 21. Рождество

Рождество

«Нас ради человек и нашего ради спасения…».
Символ веры.

Один сын – не сын, два сына – не сын, три сына – сын.
Поговорка.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нём бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе (тропарь, глас 4-й).
Дева днесь Присущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; ангели с пастырями словословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог (кондак, глас 3-й).

***
По 1-й главе  Матфея.

Родословие Иисуса приводится только у Матфея и Луки. При этом Матфей даёт родословную, начиная с Авраама (того самого, который по просьбе или даже по требованию Бога хотел принести в жертву своего сына Исаака, но помешало непредвиденное Авраамом стечение Божественных обстоятельств), а Лука (3:23–38), пользуясь Ветхим Заветом, ведёт родословную от нашего, как опрометчиво говорят, прародителя Адама, Отцом которого является Сам Бог. По Матфею и Луке от Адама до Авраама насчитывается двадцать одно колено. Скорее всего – это они: Бог – Адам – Сиф – Енос – Каинан – Малелеил – Иаред – Енох – Мафусал (Мафусаил) – Ламех – Ной – Сим – Арфаксад – Каинан – Салий – Евел – Фалек – Рагав – Серух – Нахор – Фар – Авраам. А далее Матфей, например,  пишет:

«Всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов».

Сравнительное исследование  родословных Иисуса по Матфею и Луке показывает, что не только не совпадают четырнадцать родов, но и праотцы Иисуса после Давида стали  определённо другими. Родословие Давида от Фареса приведено в Книге Руфь (4:18–22). Как бы то ни было, но прямо-таки настойчиво говорится о том, что Иисус прямиком пришагал от колена Давидова, кудрявого красавчика, как его изображают на иконах, и не совсем кудрявого, как его представляют некоторые другие, Рембрандт Ван Рейн, например.

Как показывают исследования, Лука и в глаза не видел творения Матфея, поэтому перечисления колен в родословных того и другого даны ими с каких-то собственных и умышленных позиций, определяемых, больше всего, внешними условиями и заказом общества, внутри которого и для которого писались эти Евангелия. Какая информация была в руках у Луки, ту, конечно, он и использовал.

Давид стал царём в тридцать лет (1 Цар. 5:3–4) и правил, кстати сказать, довольно грешно, сорок лет. Помазали на царство его в Хавроне, куда повелел ему идти Господь. Дело тогда было простое, не то, что сейчас. Тогда разговор с Господом, а то и просто беседа, было как само собой разумеещееся и весьма простое в исполнении дело.

«…Давид вопросил Господа, говоря: идти ли мне в какой-либо из городов Иудиных? И сказал ему Господь: иди. И сказал Давид: куда идти? И сказал Он: в Хаврон. И пошёл туда Давид и обе жены его, Ахиноама Изреелитянка, и Авиния, бывшая жена Навала, Кармилитянка» (2 Цар. 2:1–2).

Матфей очень точно насчитал по четырнадцать родов оттуда до сюда. На что Лука-исследователь, посчитавший  тоже математически очень точно, заметил: «Ничего подобного. От Давида до Иисуса не двадцать восемь родов, а ещё на четырнадцать больше. Да и Иосиф, муж Марии, от Которой родился Иисус, совсем даже не Иосиф Иаковлевич, а Иосиф Ильич». Кому-то из них виднее! Скоре всего, видно было совершенно одинаково тому и другому, они ничтоже не задумывались, потому что тому и другому содержание их Евангелий определил именно Бог, Который одного надоумил дать Иосифу отчество Иаковлевич, а другому втемяшил в голову другое отчество – Ильич. Вот и поди-ка разберись в этой Божественной логике, почему же так сделано? В чём заключается тут очередной Божий промысел? Вероятно, именно для того, чтобы я высказал своё недоумение и задал этот вопрос, поскольку в мире всё очень взаимосвязано. Думается – для исполнения моей миссии, чтобы задать именно этот вопрос.

Впрочем, задай такой вопрос своему духовнику (если бы он у меня был) или другому какому попу или священнослужителю. На это получишь прямо в лоб (что я иногда и получал): «А тебе не всё равно? Какая тебе разница в этих отчествах? Что-нибудь от этого изменится?» Да что Вы, батюшка, отец родной, Господь с Вами, конечно, не изменится, особенно для меня.

Заметим, что Матфей от Давида ведёт родословную сплошняком по царям (см. Ветхий Завет, Книги Царств). Только вот потомок их, Иосиф, муж Марии, оказался плотником, но с царской кровью. Чего не бывает в жизни. Было время – и наши сиятельные князья таксистами работали, в послереволюционное-то время, в каком-нибудь Париже или Бруклине с Нью-Йорком. А Лука сразу после Давида вносит в родословную Иисуса не Соломона, сына Давида, а Нафана, другого сына Давида, от другой, вероятно, жены. Тоже подсказал Тот же Самый Бог. Поэтому и колен прибавилось. Сдовом, у Матфея Иисус появляется от Давида на 29-м этапе, а у Луки – тоже самое, но на 43-м этапе. Цари жили дольше, а эти, простые смертные, умирали один за другим, успев только родить для продолжения рода очередного сына. Запутался Лука в терновнике книг Паралипоменона, Ездры и Неемии. А то и не запутался, а исключил слишком уж большую земную царственность Иисуса, а то и был намеренно запутан Тем Самым для некоторой божественной туманности в этом непростом, на Его взгляд, вопросе. Да что тут, всё Иисуса да Иисуса, когда царственность во всей писанине определяется не Его, а приёмного отца, Иосифа, никаким боком не определяющего истинную родословную Иисуса.

Оставим так, на произволение Господа, чему Он будет, надо полагать, бесконечно рад в Своей бесконечной жизни. Вот, думает, и здесь Я затрепал им мозги, как и с отчествами отчима Иисуса, Иосифа.

В конце концов речь здесь идёт не о родословной Иисуса, а именно о родословной Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус. Если уж приводить родословную, то правильно было бы давать её именно для Марии, от Которой (уж это-то точно!) родился Иисус. А Отцом Иисуса, как говорилось выше и будет сказано дальше, напрямую является Сам Бог (женщины в расчёт здесь не принимаются), через Своего Посланника, молодого человека, именем который –  Гавриил, не имеющий своей родословной. Может быть, правильно было бы именовать Иисус Гавриилович? Как здраво и полагает наш великий Александр Сергеевич Пушкин в «Гаврилиаде». Но, оставим так, разнобоем. В конце концов, какая разница. Перейдём лучше к рождению Иисуса. В приведённой выше таблице для краткости опустим родословие от Авраама до Давида (царя), поскольку у Матфея и Луки эти персонажи точно совпадают: Авраам – Исаак – Иаков – Иуда – Фарес – Есром – Арам – Аминарав – Наассон – Салмон – Вооз – Овид –  Иессей – Давид.

У Матфея ни слова не говорится об Ангеле Гаврииле, благовестившем Марии о том, что Она родит Сына Бога. И не только у Матфея. Но и Марк с Иоанном тоже не стали говорить о таком, на их взгляд, пустяшном деле, как рождение Иисуса. Словом, а я с ними абсолютно согласен, какая разница как Он родился, разве в этом дело? Только один Лука расстарался. Но ведь Лука исследователь, в отличие от остальных своих коллег по писанию евангелий. Он так сам о себе и пишет (1:3):
«То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала…»

Так же могло бы быть и у коллеги Луки, Михаиле Булгакове, в книге «Мастер и Маргарита» про события, связанные с Иисусом (Иешуа): «То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала…».


По Матфею Иосиф взял Марию, когда она была уже беременна Святым Духом:
«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого».

Из-за этого «оказалось, что…» Иосиф, конечно, возмутился, что вполне его оправдывает, как оправдало бы и любого другого. Но в то время, немногим более 2020 лет назад, достаточно было, чтобы во сне явился тебе Ангел Господень. Он всё расскажет, что и как делать. Вот и Иосифу явившийся во сне Ангел сказал: «Ну что ты кочевряжисься, старый пень? Бери, что дают. Сына она тебе родит, Иисуса. А Папаша Его – Бог, прости Господи! А Сам Он будет спасать людей от грехов. Влилось?»
Влилось. Родился Иисус при смолчавшем благодарном Иосифе.

Небось, скажете, что я немного приукрасил слова Ангела. Да, признаюсь, приукрасил, но не очень. Вот что пишет тот, который не приукрашивал, как я, Матфей (19-21, 24):
«Иосиф же муж Её, будучи праведен и не желал огласить Её, хотел тайно отпустить Её. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус; ибо Он спасёт людей Своих от грехов их… Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Её, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарёк Ему имя: Иисус».

Нет, конечно не Иисус Гавриилович, а, как подсказал Сам Бог, Иисус Духосвятович или Иисус Святодухович.

Лука же, повторимся, шагнул шире. Он всё, как он сам говорит, «тщательно исследовал». (Выше, в эпиграфе, я привёл цитату из Евангелия от Луки.) И вот что показали его исследования. Сначала он описал, каковым было рождение Иоанна Крестителя. Опять-таки произошло это по явлению Ангела отцу Иоанна, Захарии. Но не во сне, а прямо так перед ним, нос к носу, у жертвенника в церкви (Захария был священником). Ангел сказал Захарии, что родится у них со старенькой Елисаветой, да и самим Захарием, тоже не малолеткой, сын, Иван Захарович, если перевести с еврейского на русский язык (1:12–13):
«Тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и неречешь ему имя: Иоанн».

О! Точно – Иоанн Захариевич! Читай – Захарович. А ровно, день в день, через шесть  месяцев (удивительно строгое соблюдение периодов!)  Ангел  Гавриил  был  послан  к Марии  в Назарет, где Она жила с мужем Иосифом (а сколько жила Она до этого с мужем Иосифом – неизвестно), сообщить Ей, что родится у Неё Сын Божий.

Лука даже и не представлял себе, как выглядит этот Посланец к Марии. А выглядел он весьма интересно. Вот как об этом пишет пророк Даниил, единственный из людей, которому воочию позволено было увидеть этого молодца, Гавриила (Дан. 10:5-6):
«И поднял глаза мои и увидел: вот один муж, облачённый в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза. Тело его – как топаз, лице его – как вид молнии; очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и глас речей его – как голос множества людей».

Увидев его такого, так с испугу, и не зачавши – родишь, кого тебе скажут.

В своей первой главе Лука сделал обстоятельную подготовку событий, заполнив пробелы в писаниях Матфея, хотя при написании своего Евангелия не ведал, как полагают, что уже существует Евангелие от Матфея, одного из первопозванных Иисусом. А то как-то по Матфею получается, что Мария, ни сном, ни духом, оказалась вдруг беременной. Она-то уж точно знала, что не могло такого быть, хотя бы и во сне. Никто Её не предупреждал. Может, заразилась чем-нибудь? А так хоть стало всё на свои места. Пробелы-то Лука заполнял, вероятно, в Евангелии от Марка.

По легенде о Марии, которую Лука при своих «тщательных исследованиях» так и не мог раздобыть тогда по случаю слишком значительного разделения во времени, составленной примерно в XII веке по словам, конечно и естественно, очевидцев, лет, кажется, с трёх-четырёх и до четырнадцати Она была отдана родителями на воспитание в церковь, а потом уж была обручена со стариком Иосифом с помощью тёзки, Иосифа Праведного, и жила у него (не у тёзки) в доме, храня Свою девственность. Сколько Она так прожила – неизвестно. Но, вероятно, правы католики, которые посчитали, что Мария родила Иисуса примерно в пятнадцать-шестнадцать лет. Так в католическом мире и рисовали Марию, совсем молоденькой. Не так, как в православии: на иконах изображают, скорее, бабушку с внуком (см., например, Владимирскую икону Божией Матери, которая, по преданию, написана евангелистом-исследователем Лукой, а не по преданию – в XII в., когда и появилась упомянутая легенда о Марии), а не мать с сыном (см. Сикстинскую Мадонну католика Рафаэля). Тут можно что сказать: Лука хороший мастер литературного письма, но художник – никакой. Да и не только Владимирская икона изображает бабушку с внуком, практически все иконы русского письма такие. Возьмите хоть Смоленскую, Тихвинскую, Тамбовскую, Почаевскую, Иверскую, Отрада и Утешение, Радости всех скорбящих, Казанскую и другие прочие чудотворные иконы и не очень.

Впрочем, православное христианство (не знаю, как католическое) упорно старается оставить Марию девственницей и после рождения Иисуса. Даже такую мысль запускают, что, мол, Она родила Сына через бок, только никак не левый бок, а правый. Такими вопросами и суждениями занимались Лев и Василий Великие, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Игнатий Брянчанинов и др. Их рассуждения можно объединить словами преподобного Андрея Критского («Слово на Рождество Богородицы»):
«Дева Мария восприяла глас Гавриила вместо семени, после чего, быв непричастна браку, явилась имущею во чреве и родила Сына, не потеряв девства, поелику Родившийся от Неё сохранил и по рождении невредимыми знамения девства».

С чего это, вдруг, преподобный Критский Андрей так решил? Откуда он взял эту ересь? Ну вот, ещё один Лука-придумщик!

Возможно и некоторое другое прочтение Матфея, его фразы «…и принял жену свою, и не знал Её, как наконец Она родила Сына Своего первенца…» в противовес тем, кто объяавляет Марию девственницей и после рождения Иисуса. Например, Иосиф не «знал» Марию, пока она не родила Сына Своего. А после этого, понятно, надо полагать, «знал» или, как говорят в Священных Книгах – «познал». И ещё. Мария родила Сына Своего, первенца Иисуса. Значит, тоже можно полагать, что Иисус был не единственный, были и другие у неё дети, братья Иисуса. Известно только, по предположениям, что от умершей жены Иосифа осталась дочь, Саломия, ставшая женой Зеведея, отца Иоанна и Иакова Зеведеевых, в последующем – учеников Иисуса.

Немножко хочется рассказать об иконе Владимирской Божией Матери. Эту икону подарил великому киевскому князю Юрию Патриарх Константинопольский Лука Хризоверх. Когда сын Юрия, Андрей Боголюбский, поехал править Владимиром, то он «тайно взял с собою знаменитую икону», попросту – украл. А потом спокойненько пользовался для своих целей этой краденой вещью. Будучи, конечно, очень богобоязненным. Поэтому и стал он святым. Она-то, икона, помогла Боголюбскому побить болгар-магометян. А соблюди он Закон Божий, ещё неизвестно, кто кому накостылял бы. Но Андрей был сын в отца, умный и хитрый. Тогда попроще со всем этим было. Он объявил, что икона никак не была им украдена, а «чудесным образом» переселилась во Владимир. Да и потом во всяких руках она побывала, от благоверных – до злобных и корыстюлюбивых. И всем помогала таким же «чудесным образом». Поэтому и старались ею завладеть.

Про это переселение «чудесным образом» записано в одном из списков Новгородской летописи:
«И помолився князь Андрей той чудной иконе матери божией, и взя нощью святую ту икону без отча повеления, и поеха на Русскую землю со своею княгиней и со своим двором».

Это так, небольшое присовокупление. Пойдём дальше.

Марк и Иоанн вообще опускают такие, на их взгляд, незначительные события, как рождение Иисуса, да и Крестителя Иоанна. Просто так, ни с того ни с чего, появляется Иоанн Креститель, который крестит всех направо-налево, проповедует по тем же сторонам, а заодно крестит для чего-то и Иисуса. Только у Иоанна и не было крещения Иисуса, одни попутные крещения народа и разглагольствования Иоанна Предтечи (1:33):
«Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот и есть крестящий Духом Святым».

Вот тут можно и засомневаться, что Предтеча не знал Иисуса. Они взаимно очень близкие родственники, об этом можно почитать у Луки в его первой главе (стих 36).  Словом, коротко и ясно. В том смысле, конечно, если это близко и светло.
 
Простительно это было бы Иоанну (евангелисту), поскольку он мог сослаться на имевшуюся уже информацию в других источниках, и нечего ему было повторяться. Но для историка Марка такие подробности были бы абсолютно важными. Но не дал Бог жабе хвоста, в смысле – таланта Марку, придумать душещипательную историю рождения Иисуса. А то и наоборот, дал Бог ему побольше порядочности, чем Матфею и Луке, поскольку Марк не допустил лжесвидетельствования. По правде говоря, зачем вся эта история с рождением Иисуса, а тем более – Иоанна Крестителя? Что это всё даёт для того дальнейшего, что должно было произойти по Божьей задумке? Вполне возможно было обойтись просто появлением того же Сына Божия в нужное время и в нужном месте, как, например, это у Иоанна в его Евангелии. И на этом всё так же и кончилось бы, как и закончилось впоследствии. Я ещё раз напомню похожесть Евангелия от Иоанна на евенгелие Мигеля Отеро Сильвы «И стал тот камень Христом». Никаких божественных рождений и прочего, что с этим связано.

Можно возражать, можно не возражать, но указанное упущение в евангелиях Марка и Иоанна является существенным. Ведь так и начинается с чуда появление на земле Посланника Божия, да ещё с какого чуда! Даже и не чуда, а сплошных чудес.


Вот тут в этих чудесах и можно сомневаться, поскольку исторически верный Марк вообще об этом ни словом не обмолвился. Да и Иоанн, родственничек Иисуса, – племянник (и нужно не забыть про слово «сводный»).  Он что, не знал о таком событии? Что у них в семье, не говорили бы разве об этом? На это можно сказать словами учёного соседа из его письма, опубликованного А.П.Чеховым: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».

Очень хочется добавить, что Рождество самый и есть языческий праздник. Да и не только он. Надо только брать эти языческие праздники по старому стилю.

Рождество – 25 декабря. Как раз приходится примерно на день зимнего солнцестояния (с разницей в 2-3 дня). Потом дни начинают увеличиваться, солнце всё выше и выше. А у язычников солнце как раз и божество. Рождество – как новое рождение природы, начало возвращения весны. Этот день приписывается и славянским языческим богам Перуну и Карачуну. У первого, кажется, рождение, а у второго – наоборот.

Благовещение – 25 марта. Приходится примерно на день весеннего равноденствия (с разницей в 2-3 дня). Встреча наступающей весны. На эти же дни, во всяком случае, связанными с ними, приходится и праздник Пасхи, определяемой от дня весеннего равноденствия и состояния Луны (полнолуния). А христианство активно поддерживает языческий праздник Пасхи, который совпадает с празднованиями богини плодородия Астарты (Остары, Иштар, Истры). Почему в христианстве красят яйца? А католики часто готовят ещё к столу и «нечистого» кролика? А в православии пекут куличи в форме цилиндра с округлым навершием? Да потому, что, как известно, кролики относятся к очень плодовитым животным, а красные яйца и куличи с их формой – символы плодородия, ставшие и христианскими. Как, впрочем, и архитектура христианских церквей.

Ещё одно Рождество, Иоанна Предтечи, празднуется 24 июня (в славянский языческий праздник Ивана Купалы), что приходится тоже почти как раз на день летнего солнцестояния. Его называют ещё ивановым днём, ивановой ночью. У язычников – это праздник Солнца, зелёного покоса, зрелого лета. И, кстати, одним из обрядов этого праздника является обливание водой и купание в реке (в церковном обряде крещения – аналогичные действия).

И ещё одно Рождество, Рождество Богородицы, которое празднуется 21 сентября, в период осеннего равноденствия. Соответственно праздник «Зачатие святой Анны» (матери Богородицы) попадает на период зимнего солцестояния (21 декабря). Какой из них назначили (а это говорит и церковь, поскольку неизвестна дата рождения Богородицы) первым? Скорее всего – Рождество Богородицы.

Вообще говоря, если взять календарь славян с их язычеством, то, при сопоставлении с современным православным календарём обнаружатся многие совпадающие праздники. Например, 15 февраля по язычеству и по православию отмечается Сретение. Только в первом случае – встреча Дажьбога с богиней смерти, а во втором – встреча старца с маленьким, сорокадневным Иисусом. На мой взгляд, в православии выбрали день языческого Сретения, а потом уж и назначили (назад через сорок дней) праздник Рождества Иисуса. Есть в язычестве и праздник Троица. Есть и два праздника в мае (весенний) и в декабре (зимний), но не Николы, как в православии, а какого-то, кажется, Ягория. Никола в православии отмечается и ещё одним днём, 11 августа, – днём его рождения.

Или, вот, например, Масленица, старинный русский праздник проводов зимы. Когда-то он был в определённых числах. А сейчас народом привязан к Пасхе (или Воскресению Христову) – Сырная неделя перед Великим постом определяется и как неделя Масленицы. Тоже, как и Пасха, проходит в большую разбежку, примерно в месяц (Пасха может попасть в период с 4 апреля до 8 мая).

Можно пробежаться и по другим празднованиям.

От праздников возвратимся к окончанию первой главы Евангелия от Матфея.

Надо сказать, что биографию Иисуса стали составлять практически через шестьдесят-семьдесят лет после его смерти, земной смерти, конечно. А то подумают, что я совсем уж из ума выжил. Документов тогда, в смысле – метрик, не было. Иисус о Себе никому ничего не рассказывал, а то бы Марк-историк это зафиксировал, пусть даже и со слов других. А уж фантазия у некоторых из авторов Евангелий, не будем называть поимённо, сработала в полной мере.

Но, по правде говоря, зачем было смущать народ сообщением о рождении Иисуса. Царя правящего перепугали до смерти: он тут же где-то рядом с этим временем и помер. Мальчишек невинных перебили… Но об этом дальше.


Далее: Глава 22. И снова бьют мальчишек.


Рецензии
Подробно и дотошно.

Алексей 37   17.07.2016 20:28     Заявить о нарушении