Эссе 10. Ильгам и Отари

Два моих друга - два ярчайших представителя своих народов. Как сейчас говорят, они "лица кавказской национальности". Но какие лица! Оба самобытные, красивые не только лицами, но и душой. Разные и узнаваемые.

Гасанов Ильгам Риза Оглы худой, но стройный и высокий. Лицо классическое азербайджанское. Глаза черные, а нос... Ильгам мог быть и свирепым, и добрым. Родом из Баку, он очень этим гордился. А когда рассказывал о своем городе, лицо его просто светилось. Ильгам был, как и я, досрочно зачислен в институт, и нам предложили вместо колхоза в сентябре отработать пару недель на военной кафедре. Мы в тот момент не знали, что такое "колхоз" или "военная кафедра", хотя подспудно понимали, что военная кафедра — это и приватные знакомства с преподавателями, которые могут пригодиться в будущей нашей студенческой жизни. Кстати, мне это пригодилось на пятом курсе, во время месячных сборов. Но о той истории позднее.

Тедорадзе Отар Рефикович родом из Батуми. Вот даже в то время, когда он был еще молодым парнем, в нем ярко проступал мужчина. Отари - немногословный, но каждое слово его значимо, он выдержанный и, что называется, солидный. Лицо мужественное, и всегда ровно подстриженные, ухоженные черные усики. А его восточный жест при приветствии, когда мусульмане прикладывают руку ко лбу, сердцу и устам, был изящен и всем нравился.

Поведать я хотел вот о чем. На первом курсе и в мединституте в обязательном порядке преподают физкультуру. Студенты ее не любили, но зачет по ней был необходим. Те, кто посещал спортивные секции, получали зачет автоматом, как Ваш покорный слуга, к примеру. Я занимался в секции самбо у мастера спорта Кравченко и даже был чемпионом института в своем весе. Но и об этом в другом рассказе.

А вот Ильгам и Отари ни в какие секции не пошли. И когда наступила зима, были вынуждены бежать на лыжах десять километров в березовой роще, там же в Кировском районе. Я был свидетелем лыжного старта этих ребят. Из главного корпуса, неся в охапке лыжи, вышли Отар и Ильгам. Спустившись со ступеней, они тут же начали надевать лыжи. И, если Отар был в спортивном костюме, то Ильгам - в длинном демисезонном пальто. И вот представьте картинку: высокий, в пальто нараспашку и на лыжах.... Это нужно видеть! Тем не менее Ильгам делает первый шаг, и… наступает одной лыжей на носок другой, и ломает его. Радостный Ильгам понес сломанные лыжи на кафедру в надежде, что его прогонят и не будут мучить. Но он ошибся: преподаватель отругал его и выдал новую пару лыж. Отари в это время терпеливо ждал у входа. С мучениями Ильгам вновь облачился в лыжи, и эта пара физкультурников начала путь к березовой роще, где была проложена накатанная лыжня. И вот здесь, на первых метрах, произошло то, ради чего я и затеял этот рассказ.

Отар (а вы помните, что один из Батуми, а второй из Баку. И там, и там со снегом не очень, мягко говоря) вырвался вперед, а Ильгам, с трудом переставляя лыжи, крикнул ему: "Отари, ты как птица, как вихрь летишь. Не бросай меня одного". Ильгам пытается сделать рывок, чтобы догнать Отара, и ломает вторую лыжу. В этот раз Ильгаму лыжи не поменяли, и он таки получил зачет по физ-ре.
http://syedyshev.com/pages/studliferem.php?esse=10#a10
4 июля 2011г.


Рецензии