Рецензии

Рецензии и отзывы публикуются в порядке обратной хронологии


6.Журнал "Знамя",номер 12,2000г.

... В целом альманах “Роза ветров” (1999) удался. И даже более того. Среди авторов и текстов есть одно... Открытие. Это Майя Фурман (1935–1984), жила в Саратове, писала прозу, не публиковалась никогда. Это ее первая публикация, посмертная. Рассказ “Катя” и фрагмент из повести “Рычковы”. Эта удивительно свободная яркая проза, где значительность рождается именно из внимания к “мелочам жизни”, напомнила мне писания Елены Гуро, которую, пожалуй, только-только начали ценить и так еще и не оценили. Я думаю о повести “Рычковы”, я думаю о прозе Майи Фурман. Как хорошо, что хоть что-то увидело свет в альманахе “Роза ветров” (1999). Как было бы хорошо увидеть опубликованным и остальное, написанное ею...

“—...И стали они жить-поживать, добра наживать, — доносится издалека чей-то размеренный голос.
Кате очень хочется спать.
...Нужно спать, чтобы проснуться уже по-настоящему.
Когда будет утро.
Когда будет завтра”.

Фаина Гримберг


5.Рецензия в обзорной статье журнала "Калейдоскоп("1995 г.)
на рассказ "Катя",опубликован в альманахе "Роза ветров":

"Рассказ Майи Фурман "Катя"-это изящный и полный грусти пролог трагической женской судьбы,выраженный через чувства крохотной девчушки.Автор описывает всего восемь мгновений летнего вечера,предшествующих сну девочки,и ухитряется вложить в эти несколько страничек массу информации о внутреннем мире героини,о ее близких,о накале семейных и околосемейных страстей...По сути,мы видим целый кинофильм с параллельным монтажом планов,с внутренним закадровым монологом и с поразительно выпукло "снятыми" деталями."

Аркадий Хаенко


4.Рецензия,полученная из редакции журнала "Юность",
6 августа 1990г,Москва.

Рассказ в редакции прочитали.Написан он профессионально,тонко,проза хорошего вкуса.Автор умеет дать повествованию второй план.Совершенно отчетливо прочитывается время действия, напряженное ожидание перед концом мира, так как впереди война и концом судеб,так как впереди у родителей Кати скорее всего лагерь, а у нее-детдом.
К сожалению,для журнала "Юность " рассказ не подходит "по возрасту".
Попробуйте предложить его журналу "Семья", это им ближе.
Рукопись возвращаем,желаем самого наилучшего.
По поручению редакции

Сидельникова О.

3. В этом месте публикатор включает в список рецензий устный отзыв(примерно 1980 г.) на повесть "Рычковы" писателя Юрия Трифонова, прозвучавший так:"Женщина написала?.."
Отзыв был  озвучен в телефонной беседе с супругом писательницы, привезшим рукопись в Москву.
По словам Ю.Трифонова повесть была передана на рецензию ведущему критику "Нового Мира". В архиве писательницы полученная(по словам супруга) из редакции журнала рецензия не обнаружена.

2.На рукопись повести "Рычковы"
Из правления СП СССР,издательство "Советский писатель",
литературная консультация.

От 9 ноября 1977г.

Уважаемая Майя Исааковна!
Вы пишете точно и интересно,Вы понимаете,что через деталь,незначительный штрих можно передать многое.Мелочи создают характер,настроение,среду.
Все, что касается Татьяны Рычковой и ее мужа Сергея написано очень хорошо.
Эти фигуры,как говорится,вылеплены рельефно.
Разговор у нас пойдет о другом:о том,как построена Ваша повесть "Рычковы",о том к чему Вы ведете читателя.
Любое литературное произведение основано на том,что в нем что-то происходит.Это что-то и есть сюжет.А в сюжете,то есть в действии реализуется авторская мысль, намерение.
Вы обстоятельно и живо создаете образы Ваших героев-это как бы рекомендация,представление.Но ведь Вы не просто так изобразили этих людей.
Вы предлагаете читателю познакомиться с ними,после чего Вы расскажете, что с ними произошло и к чему они в конце концов придут.
Читая Вашу повесть(И удивляясь тому,как все очно у Вас изображено),все время ждешь-а что же должно случиться,что же тут произойдет.
Действительно,кое-что происходит: семейные  ссоры, решение Сергея бросить водку, болезнь Татьяны,"заскоки" сына Славика,появления "снохи" и т.д.
Но все эти события-не главные, не ради них Вы взялись за перо.
Автор,бросая героев в водоворот событий,испытывает и тем самым оценивает их.
Повесть в значительной мере обращена в прошлое героев.И это правильно:чтобы понять Татьяну сейчас,надо знать, какой она была раньше.

В тексте есть эпизод,в котором мать Сергея с презрением говорит о нищете Татьяны.И с этого все началось-жажда иметь,желание обладать достатком становится главным жизненным стимулом героини.И то,как она добивается благосостояния, описано убедительно и полно.Тут есть и превосходные истории, скажем о том,как Татьяна обзаводится родней(ибо родные это тоже "имущество" всех порядочных людей).
Да и судьба Сергея изложена своеобразно,и то как он "хочет" думать о своей жене-тоже отличный момент повествования.

И вот читаешь повесть и ждешь, к чему придет эта семья(что произойдет).
Где -событие?Где-итог?
Намек на это есть в разговоре с Риной,когда Татьяна, кажется,переживает душевный крах.Но,как выясняется далее,это не так:она все еще работает в "старом" ключе.
Вы затронули очень больную, очень важную тему-стяжательство как причина духовного опустошения.Здесь очень важно,что Рычковы, в отличие от многих примитивных хапуг, люди хорошие и интересные.
И потому очень важно,чтобы они сами поняли свой крах,ощутили свое поражение.
Какой тут нужен исход, не могу Вам сказать.Это Вы должны обдумать самостоятельно.
Сейчас самое главное-найти то событие,которое будет "взрывом", переломом в сознании.
Возможно,что "взрыва" и не будет, но тогда надо завершать все окончательным падением, полным распадом семьи и личности.Такой финал, думаю,не в ваших интересах.

Конечно, если бы Вы жили в Москве,можно было бы взять какой-нибудь отрывок и проработать его редакторски, чтобы Вы научились оценивасть свой текст.
Но я думаю,чьто Вы достаточно чутки и поймете,как надо "доводить" повесть.
Если же какие-то моменты будут Вам не ясны-пишите.
Желаю Вам всего доброго и прежде всего-успеха в работе.

Б.Штейн


2а.Рукописное письмо на бланке с шапкой
Правление СП СССР
издательство "Советский писатель"
Литературная консультация
27 сентября 1977г.

 Уважаемая Майя Исааковна!
 Я прочитал Вашу рукопись.Думаю,что Вы сделали значительные успехи.
Но кое-что все же вызывает сомнения.
Мне нужно несколько дней,чтобы привести в систему свои соображения и внятно изложить
их на бумаге.Потерпите еще немного и не обижайтесь на меня(я почти завален рукописями)

Б.Штейн
 

1.Рецензия
От 18.7.1977г.,откуда не указано

Тема повести Майи Фурман "Рычковы"-жизнь современной рабочей семьи, время действия-в основном,наши дни, место действия-крупный индустриальный город наподобие Саратова.
Ведущие черты характера главной героини автор связывает почему-то не с чем иным как с проявлением чувства собственничества в самых разлиных обстоятельствах ее житья,-от устройства семейного гнезда с телевизором, мотоциклом, мужем и сыном до заботы  о материнской могилке,от общения с родней и соседями до работы на заводе.
Жизненная цель Татьяны Рычковой-накопительство,обогащение.
Фигура мужа Татьяны-одномерная, плоскостная.Автор рисует Сергея Рычкова этаким молчаливым широкоплечим работягой, в свободное время упорно размышляющим лишь об одном-о своем семейном "счастье". о том, "как повезло ему с женой,как благодаря ей, они хорошо и обеспеченно живут, как вкусно едят,как в доме у них все есть-ничуть не хуже чем у людей".
Правда,иногда он становится в тупик перед мыслью о цели своего существования-никак не может "взять в толк,как ему получше распорядиться для себя прикопленными деньжатами".И,ничего не решив, ударяется в периодическое пьянство...
В повести не предпринимается каких-либо серьезных причин показать,объяснить нравственно-социальные причины, корни мещанской бездуховности Сергея, лишь констатируется решающая роль его жены во всем их безудержном, уже почти автоматическом, каком-то фатальном стяжательстве.
Между прочим,фундаментом всего семейного достатка Рычковых стала бурная спекулятивная "деятельность" Татьяны в первые годы замужества, о чем автор говорит спокойно, без тени иронии.
Собственничество, стяжательство автор повести,хотя и с оговорками, но осуждает, говоря о душевной неудовлетворенности своих героев, которые, живя в достатке, чувствуют иногда, что им чего-то главного в жизни не хватает(оттого-и запои Сергея, и приступы тоски Татьяны).

Односторонне, поверхностно охарактеризованы и такие персонажи как директор завода, главный инженер, и ряд других.
Бездоказательно,но с явной претензией на обобщение,говорится и о некой инертности рабочего коллектива(в описании цехового собрания):
"Лейтмотив всех(?) выступлений звучал так:-Откуда ему взяться порядку, когда никому(?) ничего не надо.Каждый(?) из выступающих...твердо придерживался линии:-Почему мне должно быть надо- больше, чем другим?"
Вообще, почти все персонажи повести-в той или иной мере- наделены отрицательными чертами.Это не только главный инженер Денисов,изображенный начинающим карьеристом,...но и парторг цеха Зеленкина, о которой автор недопустимо пренебрежительным тоном и политически ошибочно по существу, считает почему-то возможным сказать, что она "типичная(?) партийная мышь(?)в очках".
Уж кто-кто,а парторг, да к тому же еще и типичный,соответствовать подобным оценкам, конечно, не может.
Относительным достоинством повести является достаточная точность отдельных деталей бытописания,-как свидетельство несомненной наблюдательности автора.

Рассказ "Катя"-это попытка показать на примере нескольких дней из жизни маленькой девочки отдельные моменты формирования детской души.
Все в рассказе, в общем-то. сводится к педагогическому суждению о том, что взрослые должны уважать ребенка и, воспитывая его, всегда обязаны помнить, что он очень впечатлителен и воспринимает все видимое и слышимое им, только в прямом, в буквальном, а не в каком-то ином, переносном смысле(...)

Повесть и рассказ требуют коренной переработки,говорить о возможности их публикации преждевременно.

Н.Милованов


 
               


Рецензии