Иуда искариот

   Прежде, чем Христос был взят под стражу, Иуда Искариот поцеловал Его.
   Поцелуй Иуды стал символом особенно низкого падения человека, его лживости и лицемерия. У евангелиста Матфея эта сцена описана так:"И тотчас подошед к Иисусу, сказал:радуйся, Равви! И поцеловал Его". А Иисус как бы уточняя для себя  что-то важное, "сказал ему:друг, для чего ты пришел?".
   Он не называет Иуду Искариота предателем, не клеймит его, и вообще, как будто больше не замечает его:каждый исполняет возложенное на него бремя, а Ему еще предстоит пройти свой крестный путь.
   "В тот час сказал Иисус народу:как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня;каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня".
   И действительно, при желании заключить Христа под стражу можно было множество раз, без предательства и поцелуя Иуды. Но в то же время и нельзя было, ибо после взятия Христа, следует ремарка евангелиста:"Сие же все было, да сбудутся писания пророков".
   Да и сам Христос не раз подчеркивал это. Если уклониться от пути, который Ему предназначен, то "как же сбудутся Писания, что так должно быть?".
   Как здесь не вспомнить каинистов, которые утверждали, что предательство Иуды необходимо было необходимой жертвой для прославления Бога.
   Поцелуй, видимо, входил в обряд принесения этой жертвы, хотя каинисты про это ничего не говорили. Но на такую мысль наводит "Трехчастный Трактат" анонимного гностика, хранящийся в библиотеке египетского Наг-Хаммади. В нем, в частности, говорится:"Те, кто существуют, изошли из Сына и Отца, подобно поцелуям в силу множественности целующих друг друга с доброй, ненасытной Мыслью, и Поцелуй является Единством, хотя и включает в себя множество поцелуев".
   Не является ли поцелуй Иуды Искариота знаком единения с Христом?
   Естественно, что Церковь и верующие, и даже, вероятно, многие неверующие, с негодованием отвергнут такое предположение, усмотрев в нем стремление реабилитировать предателя. Многовековые традиции слишком сильны и устойчивы, чтобы  так легко расстаться с ними. Или хотя бы согласиться с тем, что следует посмотреть на те события еще и с другой точки зрения. Или хотя бы вновь, более вдумчиво, вчитаться в события, которые происходили накануне предательства Христа.
   Христос уже знает, в какой день Ему предстоит идти на Голгофу. Знает и как это будет происходить. И Он уже выбрал того, кто предаст Его, но медлит еще, чтобы сообщить об этом вслух. Слишком тяжка участь того, кто предаст. Кто способен  понести такое бремя?
    Ученики гадают, кто же предаст Учителя? Христос не отвечает, ждет, пока тот, кого он выбрал, сам заговорит об этом. Он только намекает:"опустивший  со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня". Он как бы подталкивает ученика объявить себя, и в то же время снова напоминает о том, насколько тяжела будет его участь. Хотя Сын Человеческий "идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается:лучше было бы такому человеку не родиться".
    После этого Он, наконец, слышит от Иуды Искариота:"Не я ли, Равви?". И Христос как бы удостоверяет его решение одной фразой:"Ты сказал".
   Евангелист Лука нашел простое объяснение предательству Иуды Искариота:в него вселился сатана. А еще в том, что Иуда Искариот жаждал денег, поскольку за предательство ему уплатили тридцать сребренников.
   Однако, как известно, деньги эти эти Иуда Искариот возвратил первосвященникам и старейшинам. А потом, согласно Матфею, "пошел и удавился".
   Стал бы так поступать "классический" предатель? Ведь для "классического" предателя собственная жизнь дороже всего.
                Окончание следует

               


Рецензии