Человек и Огонь

                ПРИТЧА.

Садись  поудобней! Давай не будем искать скрытого смысла в иносказательности долгих разговоров.  Я ничего не хочу этим сказать.  Я просто расскажу тебе сказку.

Было это совсем не так давно, может быть,  даже на нашей памяти. Если это вообще когда-то было…

Человеку было холодно одному зимой в промерзшем  доме, и он попросил Огонь  греть  его жилище. Огонь согласился и всю долгую зиму жил в небольшой печке, ласково согревая дом. Человек хорошо кормил Огонь, и они жили в мире до тех пор, пока не пришла весна.
-Ты мне больше не нужен,- сказал Человек Огню,- Уже тепло и я не намерен кормить тебя всё лето!
- Да, но я помог тебе пережить такую суровую зиму,- упрекнул его  Огонь.
- До следующей зимы ещё очень далеко!  Когда снова станет холодно - я снова буду кормить тебя. А сейчас, извини, у меня много важных дел и я не могу сидеть с тобой как прежде.
Огонь ничего не ответил, промолчал и затаился в  раскалённых углях. Человек пожал плечами и пошёл спать, твёрдо решив утром, когда солнце согреет землю, убить Огонь.
Но этой ночью случилось непредвиденное, Огонь решил бежать…   В полночь красными углями он покинул печь и тихо вышел в дом. Угли прожгли пол и языки пламени побежали по занавескам. Человек проснулся, когда уже стало тяжело дышать от дыма и ужаснулся. Весь дом горел.
- Зачем ты сделал это? –вскричал Человек, едва успев выскочить из горящего дома.
- Я совсем не хотел тебе зла, - волнуясь, ответил Огонь, - я подумал, что буду тебе ещё нужен  и не хотел, чтобы ты напрасно погубил меня. Я просто решил потихоньку уйти от тебя, но ты видишь, что из этого вышло…
- Что теперь делать? Хорошо, живи у меня, только полезай обратно в печь и будь там всегда!
- Нет, - засмеялся Огонь, - я узнал, что такое свобода, я чувствую, как много у меня сил! Я больше не стану жить в твоей крошечной печке, я буду жить в доме, пока не съем его целиком!
Тяжело  вздохнул Человек, сел у своего полыхающего жилища и стал ждать.
 
Два дня и две ночи гулял и веселился Огонь в доме, пока не остались от него одни чёрные головешки. Огонь устал и спал в остывающей золе. Разбудил его Человек :
-Хватит злиться, давай жить в мире. Ты вернёшься в печь, я отстрою за лето новый дом и мы будем жить в нём, как прежде. А если, ты стал мне врагом, я убью тебя, ведь ты сейчас очень слаб.
Но Огонь был опьянён чувством полной свободы и считал унизительным лезть в тёмную печь, когда вокруг так много прекрасного. Он хотел броситься на Человека, но не смог. Придавленный обгоревшими балками и досками, он целую ночь ничего не ел и потому должен был умереть в ближайшие сутки. И Огонь решил хитрить:
- Хорошо, Человек! Я буду жить с тобой ещё много дней, но сейчас ты должен прилично покормить меня!
Человек согласился и вскоре вернулся с огромными вязанками хвороста. Огонь потребовал отдать ему сразу всё целиком, и снова взвились до небес рыжие языки пламени.
- Ха-ха, - смеялся Огонь, - ты ещё очень глуп, Человек! Ты скрывал от меня такой огромный мир, в котором я и сам мог бы прокормиться без тебя. Ты хотел заставить меня жить в тюрьме всю жизнь и убить только потому,  что тебе лень меня кормить. Но я оказался умней, я вырвался из мрачной клетки и теперь стану жить, как хочу и где хочу!
Огонь окреп и набросился на сарай, по забору перешёл в хлев и скоро весь двор пылал как факел.
- Ты обманул меня, наглец! – закричал в ужасе Человек, - теперь я не стану с тобой говорить, теперь ты мой первый враг  и я клянусь всем живым, что убью тебя!
Но Огонь смеялся, прыгал и танцевал по крыше, бился в двери и не хотел слушать своего прежнего хозяина. Человек ушёл в лес, построил себе шалаш из еловых веток и неделю не показывался на старом дворе.

Прошло несколько дней  и Человек пришёл к пепелищу. Огонь сжёг всё, остались кучи пепла, обугленные брёвна, мёртвые камни. Человек обошёл кострище и нашёл Огонь в куче мусора, он был болен и едва мог говорить.
- Ну, вот и пришла расплата, - начал говорить Человек, - я сейчас убью тебя, как обещал!  У меня нет жалости к тебе, потому, что ты - преступник! Ты сжег мой дом, ты обманул…
- Не торопись, - простонал Огонь, - я всё равно умру.  Нет нужды придумывать казни тому, кто сам себя наказал! Я виноват перед тобой! Я умираю, но ты должен выполнить мою последнюю просьбу. Я прошу тебя об этом…
- Хорошо, - с достоинством ответил Человек, - но не вздумай меня обмануть. Говори твоё желание, а я подумаю, смогу ли я его выполнить.
- Моя просьба твоему сердцу, - вкрадчиво начал Огонь, - я скоро умру, но перед смертью я бы хотел проститься с братом Ветром. Прошу тебя, Человек, позови его ко мне, я много лет не видел его и теперь никогда уже не увижу…
Пожалел Человек  умирающего и, не усмотрев в его просьбе ничего опасного, решил её исполнить. Он нашёл брата Ветра  в долине большой реки и передал ему просьбу слово в слово.
- А ты не боишься приходить ко мне с таким  приглашением, - грозно спросил  Ветер.
- Почему? – не понял Человек, - мне нечего боятся…  Неужто ты можешь  пожелать мне зла?..
- Будь по-твоему, - сказал Ветер и улетел, подняв  серое облако  пыли.
Долго ли, быстро ли вернулся Человек к тому месту, где оставил он умирающий Огонь, но Ветер прилетел туда намного раньше его. Пришёл Человек и обомлел от ужаса, он не узнал родных мест. Ветер раздул Огонь, вернул его к жизни и они мчались наперегонки по лесу, от дерева к дереву, от куста к кусту. Огонь плясал на сухой прошлогодней траве, бросался на деревья, трещал в ветвях. Ветер смеялся вместе с ним и рвал языки пламени.
- Человек! - кричал Огонь, - забудь обиды, давай снова будем друзьями! Ты дважды спасал меня от смерти, и  за это я не дам тебе замёрзнуть лютой зимой. Но ты не  должен  покушаться на мою свободу, я буду гулять, где хочу! Я не трону твоё жилище, но и ты никогда  не трогай меня!  А сейчас давай вместе гулять и веселиться!
- Нет, - едва слышно ответил Человек, - Ты дважды подло обманул меня и я не могу тебя простить…
- Как хочешь, Человек! Это была бы отличная вечеринка! – рассмеялся Огонь и снова рванулся в чащу.
Человек посмотрел, как пламя сожрало его маленький шалаш и заплакал. Огонь опалил его лицо жаром, зарево рвалось в небо.

Ночью Ветер улетел к себе. В темноте Человек шёл по сожжённому лесу и плакал. И случилось чудо, его слёзы превратились в дождь и пролились на землю. Дождь был настолько сильным, что потушил пожар. Огонь злился, пытался вырваться, но обжигаясь о воду, шипел и отступал. К рассвету остался только дым, дождь бросил мокрые деревья и ушёл дальше. Прилетел Ветер, стонал в верхушках деревьев, выл, плакал, но ничего не мог сделать. В мокром лесу Огонь был мёртв.
Человек весь промок и продрог на ветру, но всё равно не оставлял своих поисков, даже рискуя простудиться. Между поваленных брёвен он нашёл умирающий Огонь и склонился над ним.
- Я не боюсь смерти, - первым заговорил Огонь, - я славно пожил, я имел всё, что хотел.  Я гулял и неистово безумствовал, я знаю цену свободе. Но, как ни странно, я узнал  это всё благодаря  тебе, тебе, который  так ничего и не понял в жизни. Ты не знаешь и никогда не узнаешь подобного счастья, пьянящего чувства своей силы. Я ни о чём не жалею, я прожил эти несколько дней ярче и богаче, чем годы в  твоей печке, дожидаясь твоих жалких подачек. Ты бы мог меня спасти ещё раз, ведь тебе будет плохо без меня, я знаю это…  Но я не стану унижаться и просить тебя о чём-то ещё. Ты ничтожен и жалок, чтобы подняться над своим страхом. Никто мне не поможет, а я не боюсь смерти…
Человек не стал слушать,  он  молча взял последние угли и бросил их в реку. Человек отомстил Огню.

Вот и вся моя сказка.
Правда, слышал я, что Человек тот выстроил себе новый дом в молодом лесу, который вырос на месте пожара, как только освободили место старые отжившие деревья, что живёт в том доме счастливо и не знает страха.

А другие говорили, что замёрз он следующей зимой, один, без огня, в сгоревшей пустыне, на обугленном пепелище…   Кто знает?  Кому верить?...

Вот и всё…  О чём ты думаешь?..
И я о том же…


Рецензии
Милый автор! Удивительная притча-сказка! СПАСИБО! Прочитывается легко и с интересом и начинаешь невольно РАЗМЫШЛЯТЬ... Человеку нужны и ОГОНЬ и ВОДА и ВЕТЕР - ведь все это для ЖИЗНИ, хотя ОГОНЬ- УНИЧТОЖАЕТ и ВОДА - ТОПИТ и ВЕТЕР-РАЗРУШАЕТ, НО ОГОНЬ-ГРЕЕТ и ВОДА-НАПОЯЕТ и ВЕТЕР -ОСВЕЖАЕТ и ОЧИЩАЕТ землю УНОСЯ всякий мусор... Понимали бы ЭТО те, кто старается искусственно уничтожать себе подобных, изготавливая ОРУЖИЕ СМЕРТИ...разве не достаточно ПРИРОДНЫХ КАТАКЛИЗМОВ и бурь и потопа и огня, пожирающего леса и насаждения и УРАГАНОВ по всему ЛИЦУ ЗЕМЛИ и во всех СТРАНАХ не ВЗИРАЯ НА Г-Р-А-Н-И-Ц-Ы????? ОСТАНОВИТЬ бы ЧЕЛОВЕКА уничтожающего САМОЕ СЕБЯ????...Удачи в творчестве. Рада знакомству. Заходите.

Наталья Рахматуллаева   20.02.2014 12:48     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за отклик! Приятно, что мои сказки читают думающие люди.
Рад знакомству! :)

Игорь Киричков   21.02.2014 22:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.