***

Х И М И Я
                В Якутии при перемещении внутри республики все пути проходят через Якутский аэропорт, расстояния огромные, поэтому самым удобным и приоритетным транспортом является АВИАЦИЯ!  Как то перед Новым годом , числа 29 декабря я летел из Хандыги в Усть-Маю и застрял в Якутском порту надолго. Температура за «бортом» колебалась от 54 до 56 градусов мороза, густой туман  висел над городом, самолеты,  естественно, не летали. Пассажиры заполонили здание Аэропорта,  слонялись из угла в угол, с этажа на этаж, кто-то ездил в город в насквозь промерзших, скрипящих автобусах,   гостиницы переполнены. Чтобы как то скоротать время я зашел в «портовской»  ресторан, что-то заказал, сижу, слушаю  ресторанный оркестрик. Да, в старые добрые времена в любом заведении, именуемом «Ресторан» обязательно была живая музыка и играли ребята хорошо, все музыканты в начале каръеры  проходили через «кабак» и это была хорошая школа познания «кабацкого»репертуара, импровизации и вообще  практики,  я  тоже в свое время прошел через это и «рыданиями»  своего саксофона  доводил до кондиции   уважаемую публику!!  Ну, сижу, слушаю со знанием дела, подсел за столик сосед, познакомились, когда мне принесли заказ - выпили за знакомство, разговорились. Соседу было около 40лет,  звали его Сергей,  летел он на Север, время у нас было хоть отбавляй, мы уже хорошо относились друг к другу, а после четвертой стали вообще друзьями! И вот что он рассказал.               
Рассказ Сергея.
                « Родился я в рабочем поселке на севере Якутии,  школа, ПТУ, получил специальность крановщика  башенных, мостовых, козловых и автомобильных кранов, в автошколе получил права шофера 3го класса , во время учебы за драку был осужден условно.  Потом Армия, служил на Чукотке  в автобате,  вернулся домой, поступил заочно в институт, женился. Работал на автокране, рейсовой машине, в общем жизнь вошла в русло. Как то приехал из рейса, зашел к другу, который жил неподалеку, поговорили и он позвал меня к соседу на день рождения и я сдуру согласился. Сначала было весело, баян, песни.., потом разодрались, досталось всем  понемногу, но соседка вызвала милицию и написала заявление!  Суд и мне дают 2 года строгого режима, в основном за то, что ранее был осужден по этой же статье, другу-3 года.  Н что, куда деваться , сидим  в лагере, ходим друг к другу в гости.  Работа мне досталась тяжелая, но денежная, изготавливал бетонные изделия на заводе, от нечего делать закончил еще раз 11 класс, в аттестате всего 4 четверки, остальные 5.  Зарабатывал  в месяц 400-500 руб, что в то время редко кто имел на воле, каждый месяц переводил семье 200руб. По истечении 2/3 срока  меня отправили за хорошую работу на «Стройки Народного Хозяйства», в народе- на «химию» и направили в г. Ленск…
                В конце 50 годов 20 века в Якутской тайге производились активные поиски  на алмазы и вот наконец была открыта первая  в СССР кимберлитовая трубка, получившая название «МИР», ближайшим населенным пунктом к месторождению был мало кому известный пос. Мухтуя на р. Лена. И пошел по «РУСИ ВЕЛИКОЙ»  радостный слух о сказочных алмазных россыпях и об огромных заработках!  Какой-то доморощенный лагерный поэт даже написал поэму «Письмо  деду», внук пишет деду –«Шапками копают в Мухтуе АЛМАЗ, приезжай скорее старый Вырвиглаз!», ну, видно,  Дед тоже был немножко блатной! И поперли в Мухтую романтики- работяги за лучшей долей!  Началась большая стройка, в Мухтую прибывали тысячи тонн груза, расширялся Речной порт, строилась автомобильная трасса Мухтуя- Мирный, работы хватало всем.  Вскоре Мухтуе был присвоен статус города  с   громким именем ЛЕНСК!
      Вот в этот Ленск я и попал на «химию». Это был уже город, по Якутским меркам средних размеров тыс. на 30 населения, с инфраструктурой, многоэтажными домами, кинотеатрами, ресторанами, даже была зона усиленного режима,  и  городской вытрезвитель!  Большинство «химиков»  работало в речном порту и я в том числе, расселили нас  в общежития, это были старые 2х этажные дома, квартирного и   гостиничного типа . В основном наши работали грузчиками, а меня определили  в  бригаду по ремонту и обслуживанию портовых кранов, в число которых входили все типы кранов Ленского речпорта, это были 100тонные»Деррики»  5ти  тонные плавучие «Гансы», наши КПЛ, 16ти тонные, портальные на берегу и портовое ремонтное хозяйство. В бригаде насчитывалось до 50 человек рабочих, из химиков только двое, я и сварщик Гоша. В нашем распоряжении была грузовой автомобиль ГАЗ – 53, для оперативного ремонта кранов в навигацию, так же была устойчивая радиосвязь со всеми кранами  по  рации.   Крановщиками работали в основном женщины, мужиков  было всего человек 5. Я быстро втянулся в работу, мне это нравилось, да и навык уже был.   Со временем  я нашел земляков   как химиков так и вольных, которые раньше уехали в эти края и здесь осели. С земляками – химиками мы поселились в одну комнату на 4 человека, я даже связался с институтом и отправил несколько контрольных работ. Начальниками у нас был комендант и несколько инспекторов, которые периодически проверяли,  наводили порядок. Вечерами  я  втихаря играл в ресторане, в ансамбле, который со временем сколотил сам, до поры до времени мне это сходило с рук.  Обычно мы приходили в ресторан с друзьями, у нас был свой столик, я заказывал  на друзей и шел играть, после первого захода присоединялся к компании . Когда  клиенты доходили до кондиции,  начинали поступать  заказы, вот тут и начиналась самая работа,  кидали «башли на бочку»(т.е. деньги на барабан) не считая и к закрытию хватало рассчитаться за столик и еще оставалось!  В общежитии жизнь помаленьку налаживалась, все перезнакомились друг с другом , люди были с разных концов Союза ! Вот, например, Доктор, я уже не    помню его фамилии, имя-Володя, сам из Киева, высшее медицинское образование, глубоко интеллигентный и воспитанный человек, за что попал, не знаю, там не принято расспрашивать, работал грузчиком с моим земляком Колькой в одной бригаде. И вот как то после ресторана идем домой под утро, зашел спор –«А слабо прямо в этой одежде т. е в пиджачной паре, белой рубашке и галстуке , пойти на работу?», ну и поспорили!!Доктору как назло пришлось разгружать муку, мне было проще, у меня спецовка  чистая, просто застегнул повыше и все, работы было мало. Вот было смеху когда Доктор пришел в общагу после работы!  Мука, да еще пот - получилась корка!!   И вот настал день освобождения Доктора, решил он ехать в Киев к Семье, где не был уже лет 7!   Поехали мы в Аэропорт  провожать Доктора  всей компанией, а у меня  действительный студенческий билет, сейчас в это трудно поверить, но в наше Советское время по студенческому билету можно было улететь в любой конец Союза с 60% скидкой  и паспорта при посадке не требовали!  Вот я и купил Доктору  транзитный билет на свое имя  Ленск – Москва -  Киев  с 60%  скидкой, здесь же в аэропорту устроили проводины  и  посадили Доктора в самолет! Дня через 3 получили телеграмму из Киева-«Долетел благополучно, Доктор!»
Нашим инспектором был мл. лейтенант Вася,  проявлял к нам некоторую доброту и понимание, сильно не докучал, да и мы его всерьёз не принимали-«салага»!   К Новому Году я решил нелегально съездить домой, договорился с начальником на работе, купил билет на самолет и вперед!   И вот я уже в Якутском аэропорту, прохаживаюсь в ожидании посадки и вдруг  кто-то окликает-«Серега»,- смотрю Вася!!!  Ну, думаю, попал! Какого  черта он здесь  оказался!  Стал я его уговаривать, давай, мол, разойдемся, ты меня не видел, я тебя тоже, приеду вовремя, там разберемся! Бесполезно!  Он предлагает чтобы я сдал билет и летел обратно, а он никому не сообщит и я как будь то никуда не уезжал, дает слово офицера, что так и будет. Ну я, конечно, согласился, сдал билет, купил другой. Прилетаем в Ленск, а там уже ждет конвой и меня  под белы рученьки  и в КПЗ!  Вскоре суд и возврат в зону досиживать остаток!  Вот такое было «слово офицера» от Васи милиционера! Так и закончилась моя «ХИМИЯ»!!!
                Через какое-то время, уже после освобождения, я встретил Васю в Якутске, в Детском мире,  был с женой, смотрю - знакомая рожа, здоровается, я прошел мимо! Хорошо, что был не один, а то бы еще один срок схлопотал!»
                Так сидели мы со  случайно знакомым Серегой и долго еще разговаривали, благо ресторан работал круглые сутки. Под утро погода улучшилась, открыли порт  и мы разлетелись в разные стороны нашей огромной Якутии чтобы больше никогда уже не встретиться!! А вообще-то чем черт не шутит!!  Где ты, Серега?!
     Эдуард Горелов.  Декабрь 2011г.         


Рецензии