Случай в карауле

                C Л У Ч А Й  В  К А Р А У Л Е .

         Во время моей учёбы в славном  ВВМУ .им .Фрунзе (1965 – 1970) нам, курсантам приходилось несладко. Загружены мы были, как говорится, «под завязку». Не место и не время  сейчас подробно описывать все трудности, возникавшие перед нами, т.к. хочу описать один конкретный случай , характеризующий курсантов, как человеческих особей с особым восприятием  окружающего мира. Система воспитания, отработанная веками, формировала особые характеры, своеобразие в подходе к решению возникающих проблем  и умение не пасовать перед трудностями. Недаром  «фрунзаки» на флоте считались наиболее подготовленными к корабельной службе, говорили, что «шкура» у них – дублёная.
   В памяти сохранились некоторые особенности курсантской жизни. Так, в месяц курсант заступал в 5 -6 нарядов с отрывом от учёбы. Никого, кроме него самого не интересовало, когда и как он будет «закрывать» пропущенное. Появился  «хвост»* - «дробь»** увольнению на берег, т.е в город. Кроме очередных нарядов легче - лёгкого  можно было получить наряд вне очереди, так что «мести ушами» было вредно для здоровья. Увольнение в город было постоянно под угрозой запрета. От недели до месяца «без берега» мы получали систематически по самым незначительным провинностям. .Самое смешное – немногие женатые курсанты имели право уволиться с ночёвкой не чаще одного раза в месяц, да и то в порядке поощрения…
   До третьего курса включительно командирами отделений, заместителями командиров взводов (командиров взводов в природе не существовало), старшинами рот у нас были старшекурсники, которые и «сбивали с нас кислую шерсть».
   На первом курсе ЗКВ*** у нас был курсант четвёртого курса  старшина 1  статьи  Захаров Анатолий  Арсентьевич. Он был настоящим «дядькой» - многому учил, но и много требовал. До поступления в училище он отслужил три года срочной службы в ракетных войсках в Забайкалье, был женат, имел дочку которая на следующий год должна была пойти в школу. Разница в возрасте между нами была по тому времени огромная – семь лет. Запомнился мне эпизод, рассказанный им о временах его срочной службы. « Стоял я  зимой часовым. Ходил в тулупе с карабином с примкнутым штыком на плече между двумя заборами из колючей проволоки. Была глубокая ночь, морозило, шёл мелкий снежок, тишина.
Иду себе и иду. Вдруг, обуял меня какой-то прямо таки животный страх. Страх такой, что, чувствую, сейчас в штаны навалю! Резко оборачиваюсь и вижу: в ша-
ге от меня,  за спиной, стоит мужик в ГВФовской**** куртке, замахнувшийся на меня правой рукой с зажатым в ней здоровенным  ножом. Не снимая карабин с плеча я воткнул ему в живот штык по самый дульный срез. Он завалился, а я вызвал разводящего, набежало начальство, мужика унесли. Меня сняли с поста, а потом и из караула». «Ты убил его?» - спрашиваю я. «Не знаю, не говорили, только через неделю мне дали десять суток отпуска.». « Да-а-а,» - только и сказал я- «А почему вы, товарищ старшина 1 статьи рассказали мне это?». «Да так, ко времени вспомнилось. На следующей неделе поведу вас,  салаг, в первый раз во  внутрений караул».
   Неделю мы после занятий зубрили Устав гарнизонной и караульной службы, инструкции. Проверять нашу подготовку собралась куча училищного  начальства. Проверяющие были удовлетворены нашей подготовкой и взвод был допущен к несению службы во внутреннем карауле.
   Раз в месяц, по графику ,мы  во главе с начальником караула Захаровым несли службу в училище. Обучение на первом курсе подходило к концу, стоял месяц май с белыми ночами. Мы вновь стояли в карауле и тут произошло ЧП*****! Проснувшись
ранним утром наш  нач.кар Захаров с возмущением обнаружил, что спит не только отдыхающая смена, но и бодрствующая. В помещении не было ни одного бодрствующего  караульного – все спали. Одни на топчанах, другие – за столом, уткнувшись в столешницу. « В ружьё!» - проревел он. Когда мы выполнили  коман-ду, оказалось, что не хватает одного автомата!!!  В шоке оказались все, включая и начальника караула. У каждого из нас в уме  всплыла короткая строка из Устава: « виновные в нарушении требований караульной службы несут дисциплинарную или уголовную ответственность». Утрата оружия пахла отнюдь не  дисциплинарной ответственностью. Особенно близко почувствовал запах тюрьмы тот из нас, кому «не хватило» оружия, чей автомат пропал. Захаров быстро нашёл причину его исчезновения – дверь в караульное помещение не была закрыта. Здоровенный засов был задвинут, но задвинут при неполностью закрытой двери, попав между створками. Последний входивший в караульное помещение был моментально определён. Караульное помещение оказалось открытым – заходи, кто угодно, уноси,что угодно, к тому же вся бодрствующая смена спит без задних ног! Наш старшина вышел на крыльцо, осмотрелся и увидел в окне второго этажа дневального, разглядывавшего Минный двор. Училище наше имело систе-
му закрытых дворов, не сообщавшихся с внешним миром . У каждого былосвоё название – Парадный, Минный, Спортивный, Гаражный, Хозяйственный …
               Ты давно здесь стоишь? – крикнул он дневальному.
               Всё дневальство – ответил тот.
               Ты не видел, кто заходил в караулку?
               Видел – «светофор». Он уходил от вас с автоматом  в руках.
«Светофором» все называли начальника строевого отдела капитана 2 ранга Стрелова. Своё прозвище среди курсантов он получил из-за  странной  физиологической аномалии на лице.  Глаза у него были разного цвета. Один – карий, а  другой – голубой.  Был Стрелов «ходячим уставом», безжалостным к курсантам, если дело касалось воинской  дисциплины. До подъёма оставалось около получаса.
   « Иди в караулку, закройся и никого без меня не впускай и не выпускай!» -
приказал мне ЗКВ, спускаясь с крыльца во двор. Минуты через три Толик появился в караулке, дыша как после забега на стометровку. « Стасик, пошли со мной! Автомат не бери!»,
  Выйдя во двор он приказал мне взять из канавы, прорытой для укладки какого-то кабеля, лежавший там моток толстой ржавой проволоки и следовать за ним. Мы быстро переместились  в Парадный двор, подбежав к одному из окон первого этажа. Окно, расположенное за решёткой, было раскрыто настежь. Был месяц май.
           Размотав проволоку мы сделали на конце её что-то наподобие крюка. «Де-
ржи меня!» - приказал мне ЗКВ, встав на карниз, идущий между землёй и подоконником, и подтянувшись руками за решётку окна. Мы протолкнули распрямлённую проволоку в раскрытое окно и старшина стал вытягивать её наружу. На конце проволоки, на крюке, болтался автомат, зацепленный за ремень.Толик отдал мне его, приказав бежать в караульное помещение. Тут только я понял, что мы вытащили пропавший автомат из кабинета начальника строевого отдела. Чтобы сделать это, нужно было в минимальное время, неизвестное нам, определить место его нахождения, знать, где находится нужный кабинет, сообразить, как  вытащить автомат. Для меня, первокурсника, эта задача была фантастически трудной, невыполнимой. Я понял, что предшествующие события развивались так: «Светофор», прибыв для проверки службы ещё до подъёма, начал её с караула .Зайдя беспрепятственно в караульное помещение, где все спали, он забрал из пирамиды автомат и отнёс его в свой кабинет, поставив его около дврей, а сам двинулся дальше по училищу, рассчитывая завершить проверку караула после подъёма.
   Так всё и произошло. Капитан 2 ранга был допущен в караульное  помещение в строгом соответствии с требованиями инструкции. Он ворвался в караулку подобно штормовому порыву ветра и сразу же скомандовал караулу: «В ружьё!». Лицо его приняло форму сильно вытянутого овала, когда он увидел нас, стоящих каждого со своим автоматом на плече. Быстро придя в себя, он приказал нам достать военные билеты и раскрыть их на странице, где было записано личное оружие и его номер. Данные в военных билетах и на оружии совпадали! На лице «Светофора» из всех чувств читалось одно – недоумение. Дальнейшая проверка отрицательных результатов не выявила. Он долго беседовал с нашим старшиной на крыльце и ушёл в глубокой растерянности.
  Захаров построил нас и разъяснил, что в следующую пятницу некоторые из нас, а он, Захаров, точнее точного, могли бы услышать свои фамилии в приказе по училищу. А по пятницам зачитывали приказы об отчислении от училища. До конца первого курса никто из бодрствующей смены в увольнение не ходил…
   Через год, когда мы  закончили  второй  курс, а лейтенант Захаров А.А.училище, он подошёл ко мне утром после выпускного вечера и спросил: «Как думаешь, с кем я вчера весь вечер пил водку?» «Со Стреловым!» - сразу угадал я. «Ты как всегда прав» - пошутил он. «Стрелов весь вечер за столом  допытывался, где я взял дубликат ключа от его кабинета , кто мне его дал.». Ну. а ты? «А чтоя?». «Весь вечер прикидывался дурачком, будто в толк взять не могу. о чём речь»
Пусть сам думает. В конце концов, кто начальник строевого отдела он или я?»
   
    * - академическая задолженность
    ** - конец, запрет
    *** - заместитель командира взвода
    **** - гражданский воздущный флот
    ***** - чрезвычайное происшествие


Рецензии
Станислав, Вы одарённый кладезь быта и философии службы в ВМФ. Пишите, пишите ещё. Всё, легендарное, что создано военно-морским народом, должно быть надёжно защищено, сохранено в буквах для потомков. Чтобы при случае воспользоваться наработанной мудростью.

Сергей Моргульцев   18.03.2012 13:25     Заявить о нарушении