Как найти сюжет - 1

«Что-что, а писать умею. Гораздо сложнее придумать или найти сюжет для написания. Об этом у Вас есть что-нибудь?»

– Вам хочется песен? Их есть у меня, – аукнется в Интернете. Первый же запрос, как находить сюжеты, приведет на страничку сайта «Мастер на все руки». Тут тебе и ремонт квартиры, и цветоводы, и электрик, и вообще «советы всем». И в разделе «Наше хобби» – нате пжалста, сюжеты. И найдете вы рецепт из замшелой советской книжки, весь в лирических соплях от поисков прекрасного, весь в мозолях от скитаний по Сети. Не заглубляюсь. Раз уж спросили, значит попробовали, и результат не удовлетворил.

«Сюжет для» – это ведь вопрос даже не литературный, а скорее из области психологии творчества. Давайте сместим разговор в эту плоскость, хотя перо будем держать наготове. Ответов будет два, один по существу, а другой – шпаргалка типпо.

Избегая терминов, сформулируем задачу. Вы говорите: писать умею. То есть способ изложения и украшение текста даются легко. Дело, грубо говоря, за информацией.
Информация состоит из самого объекта (О ЧЁМ пишем) и ваших знаний о нем (ЧТО пишем). Второе – самоочевидно, как можно улучшить, возьмемся за первое. Обратите внимание, лучше задвинуть пока слово «сюжет», а то закопаемся между ним и темой, просто –

О ЧЁМ ПИШЕМ? РАЗБЕРЕМСЯ.

Представьте, что в руках у вас фотокамера. Вопросов нет, щелкаем все подряд. Раньше хоть стопор был – 12 кадров, максимум 36, а нынче – даешь 1000 враз!
Всё, что в глаз попало – попало и в кадр. Клик-клик-клик... Красотень.
Н е т  проблемы «о чём», нет  б о я з н и   б е л о г о   л и с т а.

Геморрой у храбреца начинается в момент отбора кадра. Это ж, типа, сто рассказов по 10 вариантов. Годен дай бог один. Но  к а к о й  именно вариант –  к а к о г о  именно рассказа? Работка для ЛьваТолстого, не меньше.

У пишущего все наоборот. Кликнуть он не может, а должен вымудривать фразы, порядок, детали, эпитеты и прочую бредь. И делать эту трудную работу ради  к а к о й-н и б у д ь фигни он не намерен. Только ради крутой.
Зато отбор – запросто.
Храбрец литературный отбрасывает свою тыщу «кадров» еще до клика. Легко! Не надо ведь часами пялиться в монитор. Решить, что объект не заслуживает интереса, это быстрее, чем клик.

КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ ЗДЕСЬ.

Автор подсознательно отталкивает объект своего интереса.
Потому что найдя его, он   д о л ж е н  проделать  р а б о т у:
наблюдения, запись наблюдений, запись ассоциаций, контакт, интервью, расшифровка, обдумывание, подбор дополнительных источников информации и т.п.
Ситуация с объектом похожа на школьный предмет: он тогда любим, когда мы его знаем. А если знание дается нелегко, то ну его на фиг.
Но если попробовать узнать больше об объекте, то можно бы и полюбить, слабо?

Чтобы ликвидировать стремление отметать объект как недостойный внимания, практикуют специфически приземленные задания.
НАЙТИ ИНТЕРЕСНОЕ ТАМ, ГДЕ ЕГО В ПРИНЦИПЕ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ.
– Метро.
– Ну что метро, бомжи одни? Ну есть там еще эти, дипломы продают...
– Золото скупают.
– Тетке фигово в стакане сидеть!
Самая догадливая принесла совершенно выдающееся эссе о ботинках, то есть обо всем их разнообразии, которое встретила в метро.

Пример из жизни страдальцев пера. От слова «страда».
Когда выборы, СМИ срываются с цепи.
Издания пучит почкованием, метастазы прорастают в область. Пишсостав носится, как подорванный, утюжит Край из края в край и еще дальше. Задание: приезжаешь в город. В незнакомый город, где сроду не бывал. Где ни рыла не знаешь. Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что. Хорошо, если критику заказали, это всегда легче найти. А если позитив? А если жара 40? Или мороз?
А оно тебе надо?

И вот съезжаются корры те и эти. Кто что накопал? Накопали, будьте уверены, кушать-то всем хочется, куда деваться. Академик немыслимый ботсад вырастил, Кулибин-альпинист реставрировал Кремль; в доме сквозь дыры которого видно соседний квартал, музыкальная школа воспитала нового Моцарта; народ плюнул на власть и попер в народный промысел, как при Петре...
И вдруг тебе открывается такая силища жизни, такой пласт оптимизма. То ли от тех энергетика, кто в таких условиях, не щадя подметок... То ли от тех, кто в тамошних условиях, несмотря ни на что... Живет, любит, родит...
Как они это делают? Да тупо ходят по улицам и   г л а з е ю т. То страшенный дом «в кадр» попадет, то фестончатый дымоход, то вопиющая надпись на упавшем заборе. Подслушают разговор, подберут газету.
Самые ушлые – просочатся на местное ТВ, оно ж писакам не конкурент, высосут всю инфу и поедут туда, куда надо, к кому надо. А лучший материал в тот раз сделала девчушка, промотавшаяся сутки на машине со «скорой помощью». Это ж еще прорваться надо было к начальству успеть, чтоб допустили. Так после суток она в редакцию поехала материал обрабатывать, а это не фунт изюма – писать «с колёс». Это – фанаты-с...

Рецепт 1:

РАЗБЕРЕДИТЕ В СЕБЕ НЕРВ, РАЗБУДИТЕ ГЛАЗ.

Первым и получите драйв.
Но не перестарайтесь. Конечно, в литературе здоровых нет: одни страдают запором, другие поносом. Неизвестно еще, что лучше. Привычка бередить подсознание вовсе не безобидна, от Кащенко и Ганнушкина кто застрахует? И не надо самообольщаться, что попадают туда одни гении. Там и середнячков будь здоров сколько, просто ими меньше СМИ интересуются.

Рецепт 2:

ПОСТАВЬТЕ СЕБЯ В УСЛОВИЯ, КОГДА ДОЛЖНЫ, НЕЛЬЗЯ НЕ СДАТЬ «СЮЖЕТ». ХОТЬ БЫ ИЗ НИЧЕГО.
Проблема – о чём писать?
А вы способны, как Маркес, записать   300  аудиокассет с источниками информации ради одного произведения? Нет? Не Маркес?
И не стремитесь, не надеетесь, не претендуете...
Вот мы и уперлись в главное.
Сначала надо решить для себя – З А Ч Е М  писать. Как высоки ставки?

Если боль души заставила взяться за перо, ей и карты в руки, от такого стимула захочешь – не отвяжешься. Сюжет сам так и попрет, успевай поворачиваться. Согласны?
Если работа или бизнес требуют творить, тогда, как минимум, надо овладеть ремеслом, на худой конец, записной книжкой, к тому же, у каждого в мобиле диктофон. Типичный пример: ой, в нашей организации нет новостей, ну просто никто-ничего-никуда-нигде-никогда-нисколько не происходит. И не хочет происходить. И корпоративная тайна! Но вот волшебный пендель генерального директора, и – о чудо! – сразу все везде заездили, завстречались, пооткрывали-натрепали-настрополили-пригласили-продали и проч. С художественным текстом тоже достаточно представить себе, что  д о л ж н ы, и сразу начнете на мир смотреть тщательнее. У студентов совсем просто – незачет чреват недоедом.

Если все-таки не рана, не болячка, не бизнес, а приятное хобби, то надрываться в упражнениях и учебах глупо. Тогда – скромная шпаргалка: 

КАК ОНИ ЭТО ДЕЛАЮТ?
См. http://www.proza.ru/2012/02/06/13


Рецензии
"Автор подсознательно отталкивает объект своего интереса.
Потому что найдя его, он д о л ж е н проделать р а б о т у:
наблюдения, запись наблюдений, запись ассоциаций, контакт, интервью, расшифровка, обдумывание, подбор дополнительных источников информации и т.п."

Вот да. Самое интересное списком и через запятую. Наверно, где-то есть подробнее? Нравится Ваш тон и образ мыслей.

...сюжеты не то, что нет - преследуют. Деваться от них некуда. Ходят по дому, как чужие люди, прислоняются к косякам в проходах, загораживая свет, в самый неподходящий момент под локоть толкают. Особенно назойливы, когда с сюжетом уже определился и пишешь роман. Вот тогда от них вообще просто проходу нет - напиши нас, да напиши. Самые наглые пытаются пробраться в роман, и иногда у них это получается. Что не всегда хорошо для романа. Так что мой рецепт для поиска сюжетов прост: вот только начните писать что-нибудь длинное)))

Грейп   26.12.2018 16:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Грейп, мне интересно ваше начинание, непременно продолжу чтение.
Насчет поподробнее - да, есть, сб. "Про книжное и писчее", хотя зубоскальство больше. Опосредованно и забавнее - словарь SOS - одного сочинителя, но там чтобы не заблудиться лучше с предисловия начинать.
Всех благ,

Иван Невенчаный   26.12.2018 16:32   Заявить о нарушении
О! Это я посмотрю.
P.S. Не знаю, видели ли Вы мой комментарий до того, как наш общий друг удалил рецензию. С Вашей стороны это было красиво и очень меня поддержало. Потому что я бы, конечно, хотела пароход, но пока эта утлая лодочка раскачивается от любой ерунды. Сожалею, что ситуация обернулась для Вас лишним назойливым вниманием.

Грейп   26.12.2018 20:07   Заявить о нарушении
Да не жалейте, того не стоит. Комента не видел, жаль. Он хороший человек, и намерения хорошие, а нервы - что ж, просто он в беде, реальной. Не редкость на Прозе. Если можете, не пишите меня с прописной, они мешают восприятию текста, да и лишние тыки)

Иван Невенчаный   27.12.2018 02:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.