Рассказы из жизни

                ПОБЫВАЛ НА БАЗАРЕ.


Базары в нашем районе всегда проходили в районном центре в центре города и только в воскресенье с раннего утра. Сюда съезжались крестьяне со всех окрестных сёл, чтобы продать лишнюю в семье живность – кур, гусей, индюков, свиней, овец, коров. На деньги, полученные от продажи, люди покупали на этом же базаре одежду, обувь и разную утварь – гвозди, утюги, хозяйственный инструмент, посуду. Общим приобретали то, что нужно в семье, в хозяйстве. Происходил как бы товарообмен, так как денег обычно крестьяне домой не привозили, все оставались там же на базаре. Крестьяне приезжали обычно вдвоём – муж с женой, иногда брали с собой детей. А если дети оставались дома, то они с нетерпением ожидали родителей, так как родители всегда привозили с собой гостинцы.
Сёла, из которых приезжали крестьяне, находились от города на расстоянии 15-18 километров. Путь в один конец на бричке с лошадьми занимал 4-5 часов, а если ехали на быках,  то не менее шести часов. Поэтому люди выезжали из дома на базар в 1-2 часа ночи, а с базара приезжали домой к 9-10 часам вечера.
Мой родственник, дядя Яша, ездил обычно на базар со своей женой 1-2 раза в месяц. Ездили они на быках, запряженных в мажару – бричку с высокими бортами для перевозки сена, соломы. Везли они обычно на базар 10-15 гусей, 5-7 индюков, сливочное масло, иногда зерно пшеницы или ячменя. В этот раз дядя Яша поехал на базар один. Жена - тётя Надя, осталась дома заниматься хозяйством. В этот раз дядя Яша повёз на базар 20 шт. гусей, 25 оладьев сливочного масла, годовалого бычка, три мешка ячменя и две сотни куриных яиц. На вырученные деньги должен был купить сыну резиновые сапоги, жене глубокие калоши, себе новую фуфайку, фуражку и гостинцы меньшим детям.
Выехал он из дома в 12 часов ночи, и только в шесть утра приехал на базар. Быки быстро никогда не ходили. Они идут медленно, важно, не спеша, переставляя ноги, даже когда их взбадриваешь кнутом по спинам. В мажару запрягается два быка, шеями в ярмо, которое крепится за дышло мажары. Сзади за мажару привязан бычок. Гуси со связанными ногами, ячмень, яйца, масло лежат на мажаре на слое сена. Это сено на базаре быки едят.
Как только дядя Яша приехал на базар, разложил рядом с мажарой всё, что привёз, и стал ждать покупателей. Цены на продаваемые товары он знал раньше, ещё дома решили с женой. Сначала торговля шла только маслом и яйцами, но к обеду ое продал гусей, бычка и ячмень. Оставил мажару с быками на том месте, где и торговал, пошёл купить всё то, что было необходимо по договорённости с женой. На время хождения по базару за покупками, дядя Яша попросил посмотреть за его мажарой и быками соседа, который стоял рядом, и на своей телеге продавал пшеницу. Дядя Яша не долго ходил по базару. Всё закупил, пришёл к мажаре, сложил все покупки в мешок и положил на дно мажары, прикрыв сеном. Запряг быков и тронулся домой. Деньги у него ещё остались и по пути домой в одном из продовольственных магазинов, он купил себе бутылку обыкновенной водки. Булку хлеба, малосольные огурцы, кусок варёной курицы, три варёных яйца –всё это осталось у него после обеда на базаре, он аккуратно разложил на мажаре на мешке и тронулся домой.
Выехав за пределы села, он устроился перекусить, не останавливая быков. Быки, как всегда шли спокойно, не спеша. Дядя Яша иногда покрикивал на них «Цоб-цобэ». Это такое же понукание быков, как понукание лошадей « но.о…». Только лошадьми управляют с помощью вожжей, а быками управляют с помощью слов «цоб-цобэ». Если нужно повернуть налево, то повторяют неоднократно «цобэ-цобэ», похлёстывая правого быка; если нужно повернуть направо, то неоднократно повторяют слова «цоб-цоб», похлёстывая левого быка.
На этих быках дядя Яша не один раз ездил в город на базар. Быки уже хорошо знали дорогу домой, а дядя Яша об этом тоже хорошо знал. Пообедав, он стал смотреть по сторонам, никого ни впереди, ни сзади не было. И дядя Яша решил вздремнуть хотя бы, как он думал, часок. Дорога в село пока была ровная без поворотов. Поворот ожидался через пару часов. Он прислонился к борту мажары, допил остатки водки, закрыл глаза и стал думать, что будет делать на неделе дома и в колхозе. За этими благородными думами он и уснул. Уснул крепко.
Проснулся уже ночью. Мажара стояла. Он быстро вскочил на ноги, осмотрелся – быков нет.
-Пресвятая богородица – забормотал он – где же я? Где же мои быки?
Он стоял в мажаре, крутил головой по сторонам и не мог понять, где же он находится. Когда глаза привыкли к темноте, он рассмотрел, что мажара стоит на дороге рядом с лесополосой. Тёмной ночью дорогу и лесополосу не узнать. Кругом тишина. Нигде не видно никаких огоньков.
-Не сон ли это? – подумал он, но быстро понял, что не сон.    
-Надо хорошо осмотреться – заговорил сам с собой дядя Яша – всё кругом обследовать, а потом принять решение. Очень плохо, что кругом сплошная темень. Ничего я не могу понять.
Он стоял на мажаре и не мог видеть даже заднюю часть мажары. Так было темно. Потихоньку продвинулся на конец мажары: мешок с покупками лежал на месте, проверил свои карманы – остатки денег на месте. Кнут, которым «рулил» быками лежал на месте, где положил его ещё на базаре.
-Что же произошло? – думал дядя Яша, стоя на мажаре – где быки? Где наконец я? Сколько времени сейчас?
В какой-то момент он увидел далеко, далеко вспышки молнии.
-Где эти вспышки? – задал себе вопрос он – на севере, на юге, на западе? С юга к нам дожди почти никогда не приходят, бывают только градовые осадки со шквалистым ветром. Где же я? Мажара стоит в одну сторону вдоль лесополосы, значит она приехала или её привезли быки оттуда.
Он показал рукой на конец мажары.
-Пойду пройду туда, может что-нибудь знакомое увижу и тогда сориентируюсь – сказал он.
Он прошёл некоторое время в направлении, как он думал, откуда приехал сюда и увидел силуэты лесополосы, которая располагалась прямо перпендикулярно дороги, по которой он шёл. Лесополоса еле видна и он прошёл поближе к ней. Дорога упиралась прямо в эту лесополосу, а дальше поворачивала напрво.
-Непонятно – заговорил сам с собой дядя Яша – Если я ехал сюда оттуда, то быки повернули сначала направо, а потом повернули налево и остановились там, где стоит мажара. Ничего не понимаю. Окончательно запутался и заблудился. Вот оказия какая, будь она неладна.
Он ближе подошёл к повороту, осмотрелся и решил возвратиться. Вспышки молний приближались быстро, хотя грома ещё не было слышно. Через десять шагов он услышал гром.
-Будет сильный дождь – сказал себе дядя Яша – ветер начинается. Надо идти побыстрее к мажаре, там можно немного спрятаться от дождя.
Он быстро повернулся не понятно в какую сторону, хотя думал, что пойдёт прямо к мажаре. Когда он уходил от мажары, лесополоса была слева. Он и пошёл так, чтобы лесополоса была справа. Он прошёл уже много времени по дороге, но мажары не было.
-Куда же она проклятая исчезла? – спросил он себя – или я пошёл не по той дороге, где она?
Он остановился, немного подумал и принял решение вернуться до поворота, повернуть налево и идти к мажаре. Так он и сделал, при этом зашагал быстрее. Вспышки молний приблизились, но от этого всё равно определить своё местонахождение было невозможно. Через некоторое время начали падать крупные капли дождя, а он ещё не дошёл до перекрёстка, чтобы повернуть к мажаре. Тогда он ускорил шаги, но и дождь пошёл сильнее. По дороге к ногам стало прилипать много грязи, ведь дороги на полях были не грунтовые с насыпанным гравием, а чисто земляные. По такой дороге вовремя дождя или сразу после дождя, ходить было невозможно. Об этом дядя Яша знал очень хорошо. Дождь шёл уже хороший, а он всё не мог дойти до поворота налево к своей мажаре. Встречный ветер с дождём били в лицо. Тогда он решил зайти в лесополосу, там ветер меньше, и переждать непогоду. Дождь не должен был быть длительным, так как дул сильный ветер. Молнии и гром уже были над головой. Дождь крупный, густой и рассмотреть вокруг себя что-либо было невозможно.
Дядя Яша промок весь, даже карманы на груди с деньгами были мокрые. Он не знал сколько времени шёл дождь, и ему казалось, что дождь идёт уже несколько часов.
-Вот попал я, так попал – разговаривал сам с собой дядя Яша. –Проклятая водка привела к такому положению. По моему не водка, а я сам виноват. Зачем выжрал целую бутылку, а потом и уснул. А почему быки не пришли домой, они ведь дорогу хорошо знают. Раньше сами приходили, а сегодня куда-то пропали вместе с ярмом. Проклятый день сегодня выдался.
Дядя Яша замолчал. Он стал уже замерзать, дождевая вода не тёплая, да ещё ночь. К счастью дождь стал затихать, небо по немного прояснивалось. Становилось светлее. Через несколько минут дождь прекратился совсем, тучи ушли, да и ветер перестал. Дядя Яша вышел из лесополосы на дорогу, осмотрелся. Лесополоса, около которой должна стоять мажара была сзади, то-есть он прошёл её.
-Надо идти к мажаре – сказал себе он – а пока буду идти, я определюсь, где  нахожусь.
Он сошёл с дороги, так как по ней идти было невозможно, а пошёл по лесополосе, где была трава, по траве легче идти. Пошёл он к той лесополосе, около которой, по его мнению, должна находиться мажара. Быстро идти было нельзя даже в лесополосе, так как здесь грязи тоже было очень много, дождь прошёл очень сильный. Грязь налипала к обуви через пять-шесть шагов, каждый раз её нужно счищать, иначе идти очень трудно. Когда он всё-таки дошёл до лесополосы, где должна была стоять его мажара, то удивлению не было предела. Мажары на дороге, которая шла вдоль лесополосы, на месте не было.
Уже было раннее утро и окрестности просматривались хорошо, хотя солнце ещё не взошло. Покрутившись на одном месте, дядя Яша знал, что солнце восходит на востоке, а вот где он сам находится, не мог определить. Перед ним было поле, вокруг которого были лесополосы со всех сторон. Это поле площадью 100 гектар, дядя Яша определил точно. Он хорошо знал, что вокруг полей есть лесополосы, но дороги вокруг полей имеются не всегда. Становилось светло. Он стоял на дороге и не мог даже придумать, с чего ему надо начинать поиски мажары. Куда идти? Тогда он перешёл через лесополосу к другому полю. Оп – ля! Мажара стоит около лесополосы в 100-150 метрах от него. Он хотел идти побыстрее к мажаре, но грязь так прилипала к обуви и столько много, что быстро не пойдёшь. Эти  100-150 метров дядя Яша преодолел почти за полчаса. Он знал, что после сильного дождя, в поле можно выехать только через несколько часов, если будет солнечный день. Подойдя к своей мажаре дядя Яша увидел, что мешок с покупками лежит на месте, но совершенно мокрый. Быстрой помощи он не ждал, поэтому залез на боковые стенки мажары и стал рассматривать лесополосу по ходу, куда направлена мажара. И вдруг впереди в лесополосе в кустах в метрах двухстах он увидел одного своего быка. Дядя Яша обрадовался, спрыгнул с мажары и  по грязи пошёл к быку. Пройдя метров сто, он увидел и второго быка. Они стояли в ярме, которое зацепилось за ветку. Стояли они, понурив головы. Подойдя к ним дядя Яша освободил быков из ярма, освободил ярмо, запряг быков в ярмо и повёл их к мажаре.
-Почему быки с мажарой оказались в этой лесополосе? – задавал вопрос себе дядя Яша – почему ярмо с быками оторвалось от мажары?
Когда он подошёл с быками к мажаре, то получил ответ на второй вопрос. Мажара правым передним колесом зацепилась за толстую ветку, которая лежала рядом с дорогой. Мажару резко дёрнуло назад, ярмо, закреплённое за дышло мажары металлическим штырём, вырвало штырь из дышла, при этом оконечная часть дышла отломалась. Теперь закрепить ярмо с дышлом не возможно, а значит, невозможно запрячь быков в мажару, нужно что-то придумывать. Он решил привязать ярмо к дышлу верёвкой, которая осталась от проданного бычка. А так как мажара пустая, то это даст возможность потихоньку ехать. Но куда ехать?
Пока он возился с быками, ярмом и мажарой стало совсем светло, солнце появилось на востоке. Но определить своё местонахождения дядя Яша пока не мог. И вдруг он увидел бричку с лошадьми, которые ехали ему навстречу. Он подождал, когда бричка подъедет. На бричке были мужчина и женщина. Они остановились рядом с мажарой, и дядя Яша спросил:
-Где я нахожусь, скажите, люди  добрые? Я ночью заблудился и теперь не знаю, где я. Далеко ли отсюда основная дорога на моё село?
Мужчина и женщина заулыбались, и женщина ответила:
-Ты, мужик, сильно пьян был и надеялся на своих быков, что они сами тебя домой привезут. Мы вчера до дождя, ночью здесь ехали домой. Увидали тебя на мажаре, а дальше твоих быков. Пытались разбудить тебя, но не удалось сделать это. Тогда мы решили оставить тебя здесь до утра на твоей мажаре. А утром встретиться с тобой и выяснить, кто ты и откуда? Теперь знаем о тебе всё. Тебе нужно проехать две клетки поля вот по той дороге, а там и твоя основная дорога к твоему дому. Повернёшь на основной дороге налево и к обеду приедешь домой. Твоя баба заждалась тебя с базара. Ведь вчера было воскресенье, а значит, был базар.
-Большое спасибо, большое спасибо, за добрые советы и за то, что хорошо поняли моё положение – благодарил их дядя Яша.
По совету женщины дядя Яша доехал до основной дороги, вспомнил эту дорогу, повернул в сторону своего села и, покрикивая на быков «цоб-цобэ», поехал домой. По пути он всё время задавал сам себе один и тот же вопрос:
-Почему быки не пошли по основной дороге, а повернули на дорогу в поле? Может что-то им помешало, или кто-то их направил в поле, увидев, что я в мажаре спал. Пошутил со мной.
Ответа не было. Через четыре с половиной часа дядя Яша приехал домой. А дома жена встретила его с такими упрёками, что дядя Яша готов был провалиться сквозь землю от стыда. Зря он рассказал всю правду дома, нужно было бы так набрехать, что жена бы только выражала сочувствие, а не издевалась над тем, как он опростоволосился. Он всё же попросил жену и детей, чтобы они никому в селе не рассказывали о его поездке на базар. Но разве можно скрыть на селе такую интересную поездку на базар известного человека?


В. АНДРЕЕВ. Март 2010 год.
      


Рецензии