Друг детства

      Мне  было семь лет, когда умер мой отец. Он работал электромонтёром на заводе, и во время работ произошло замыкание проводки. Удар тока поразил его мгновенно. Мать работала в то время проводницей поездов дальнего следования. За потерю отца нам платили гроши, и мама решила работать ещё сверхурочно. Это означало, что возвращаться домой она могла только на выходные. Поэтому после похорон она решила отправить меня жить к бабушке с дедушкой.
      Они жили в небольшом провинциальном городишке, главными достопримечательностями которого был памятник Ленина на главной площади и привокзальный мост. Единственным местом, куда можно было пойти развлечься – это был Дом Культуры – серое невзрачное здание, стоящее на окраине города, в котором изредка проходили концерты.
      Дедушка с бабушкой были искренне рады моему приезду. Дед был крепеньким старичком с острой седой бородкой. Он постоянно шутил, впрочем, обычно над его шутками кроме него больше никто не смеялся. Бабушка – сухенькая маленькая старушка – была постоянно занята хозяйством. В любое время года она находила для себя уйму работы. В их бревенчатом с узорчатыми ставнями доме всегда  пахло свежей выпечкой.
      Новая жизнь была беззаботной. Каждое утро я выбегал во двор, заходил в курятник, чтобы поздороваться с петухом и его курами, подходил к будке Атоса, дворняжке, охранявшей наш дом, и жал ему лапу. Затем убегал на озеро и полдня проводил там.  Обратной дорогой я всегда возвращался через лес, тут я всегда представлял себя рыцарем. Находил палку, похожую на меч, и воображал, будто я сражаюсь с лесными чудовищами. Дома меня ждал горячий обед. Бабушка как всегда хлопотала по хозяйству, а дед ходил по двору, делая вид, что он очень занят. Вечером я читал книги, привезённые мною из города.
      Незаметно лето подходило к концу. Приближалась пора идти в школу. Мама забрала мои документы из моей прежней школы и записала меня в новую, местную. По выходным она меня забирала домой. Я виделся с друзьями со двора и рассказывал им про то, как я живу у бабушки с дедушкой. Долгие перерывы между встречами ничуть не влияли на нашу дружбу. Ведь мы были дети, и нам было неважно, почему  встречи стали так редки и что будет дальше. Мы просто играли, как и раньше.
      Моя мама сильно изменилась. На ее красивом лице появились морщины, зелёные глаза, обрамлённые длинными чёрными ресницами, стали печальными. А  её звонкий смех, который я так любил, я слышал все реже и реже. Она так и не смирилась с потерей отца,  теперь единственным, ради чего она жила, был я. После долгой разлуки она всегда сильно меня прижимала к себе и долго не отпускала.
      Наступило первое сентября, и дед повёл меня в новую школу. Найдя табличку «2А», он подтолкнул меня к группе школьников  со словами: «Ну, иди к ребятам!». Я подошёл к шеренге «2А» и остановился с глупым выражением лица. На меня никто не обратил внимания. Я не знал, что делать дальше. Вокруг была суматоха. Единственное, что я запомнил -  это множество белых бантов и огромные букеты хризантем. Все прошло быстро: классный час, на котором меня представили моим одноклассникам и рассказали, что нас ждет в новом учебном году, выдача учебников и затем нас отпустили домой.  Так начался новый учебный год. Каждый день я ходил по одной и той же дороге в школу, с тоской вспоминая летние дни. К моему сожалению, мои одноклассники не хотели со мной дружить – они считали меня городским зазнайкой и обходили стороной. По выходным мама все также забирала меня домой.
-Ну что, нашёл себе друзей в школе?- спрашивал меня дед.
В ответ, жуя кашу, я что-то мямлил.
-Нет? Ну так, дело житейское. Вот найти настоящего друга – трудно, потерять – легко.
     Я тогда тем вечером, лежа в кровати, всё думал: «И как так можно – потерять друга? Это же ведь не ключи от дома, не кошелёк, что раз  -  и потерял. Вот Васька с моего двора, куда же он может деться? Каждые выходные играет со мной в «войнушку», каждый день ходит в школу и ест мамин борщ, вон уже какие щёки отъел. Ага, конечно, такой потеряется».
      Однажды, когда я сидел на чердаке на огромном старинном сундуке  и читал книгу про рыцарей, я услышал, как во дворе ругается дед. Мне стало интересно, что случилось, и я пошёл вниз. Выйдя на крыльцо, я засмеялся. По двору бегал маленький серый козлёнок, переворачивая всё, что можно было на своем пути, а за ним бегал дед с сачком, которым я летом ловил бабочек. На улице была слякоть, и дед застревал калошами в грязи, от чего козлёнку становилось еще радостнее.
-Ну, чего рот раскрыл? Хватай его!- крикнул мне дед.
     Я устремился в сторону  козлёнка, но поймать его оказалось не так легко, как я думал. Казалось, я вот-вот его схвачу, но каждый раз он ускальзывал от меня. После долгих попыток, нам с дедом удалось поймать козлёнка, окружив его с двух сторон. В грязи были все трое. Дед отвёл козлёнка в сарай.
Когда мы вошли в дом, бабушка весело крикнула с кухни:
-Живу с тобой, дед, пятьдесят лет вместе, а до сих пор не знала, что ты такой циркач!
-Да ну тебя! – махнул дед рукой, - вот шёл по рынку, увидел этого козлёнка. Решил купить - пригодиться в хозяйстве.
Я подумал: «Здорово дед придумал. Действительно, будет охранять дом вместе с Атосом».
-На вот, иди покорми козлёнка, - сказала мне бабушка, после того как мы отмылись и поужинали  с дедом, и протянула мне свежей моркови с капустой и мисочку с молоком.
     Я схватил всё это и побежал в сарай. Козлёнок смирно лежал в углу на кучке сена, подогнув копытца под себя. Я постоял минуту в нерешительности и шагнул вперёд. Козлёнок даже  не шелохнулся. Он  любопытно смотрел на меня своими серыми глазами. Я поставил еду около козлёнка, а сам отошёл подальше. Поначалу он недоверчиво понюхал, а затем принялся есть с большим аппетитом. Я подошёл к козлёнку и погладил его по голове. На голове у него торчали смешные рожки, похожие на антенны. Понаблюдав еще немного за козлёнком, я направился в дом.
-Ну что, как наш буян?- спросил дед у меня и как всегда громко захохотал.
- Нет, он не буян, - возразил я, - он Спутник.
-Почему же Спутник?- поинтересовалась бабушка.
-Потому что у него есть антенны, с помощью которых он посылает сигналы в космос, - засмеялся я и побежал наверх.
      На следующий день после школы я сразу побежал к Спутнику. Я зашел в дом, чтобы бросить портфель и, выходя из комнаты, прихватил свою любимую мягкую игрушку – плюшевого зайца с одним глазом – второй был когда-то потерян при неизвестных обстоятельствах. Я застал Спутника, сидящего у тарелки с едой. Видимо он думал, доесть всё или оставить заначку на завтра. Увидев меня, он оставил свои размышления и подскочил ко мне.
-Смотри, что я тебе принёс!- достал я зайца и протянул его козлёнку. Он с интересом понюхал зайца и посмотрел на меня с удивлением.
-Я оставлю его тебе здесь, чтобы тебе не было скучно одному, - сказал я и, поиграв немного с козлёнком, пошёл обедать.
     Так я навещал  Спутника каждый день. Он  сильно подрос.  Мне было по прежнему с ним очень весело, как и  в первый день нашей встречи. Мой заяц был уже довольно потрёпанный – козлёнок начал с ним играть. Он привык ко мне и всегда ждал моего прихода. Он был очень смышлёным козлёнком. Когда я ему рассказывал о том, что приключилось  со мной в школе, он всегда внимательно слушал, смотря умными глазами на меня. Я научил его кланяться и давать копытце. Спутник стал моим верным и единственным другом.
     Наступила зима. Я сидел на уроке чтения, когда за окном посыпались белые хлопья. Это был первый снег. Несколько ребят повскакивали со своих мест и побежали к окну, и я вместе с ними. Я прислонился носом к холодному стеклу и смотрел, как пушистые снежинки, медленно кружась в воздухе, падают на землю. Скоро весь город укрыло белоснежным одеялом. По дороге домой, я думал о том, что Спутник обязательно должен увидеть снег.
     Я зашёл в сарай. Спутник как всегда обрадовался мне. Я приоткрыл дверь, посмотрел по сторонам - нет ли рядом бабушки или дедушки. Убедившись, что они в доме, я выпустил Спутника и вышел вслед за ним. Подросший козлёнок, бодро поскакал по снегу. Я побежал за ним. Мы бегали друг за дружкой по двору и валялись в снегу. Я начал пуляться снежками в Спутника. Когда я попадал в него, он громко фыркал, бежал ко мне и легонько бодал меня своими «антеннами». Мы оба увлеклись игрой. Через пару часов я устал и сел в снег. Спутник подошёл ко мне и уперся головой в моё плечо. Так мы сидели, пока не вышла бабушка на крыльцо. Она велела отвести козлёнка обратно в сарай. Мы послушно пошли к сараю. Я наклонился  к Спутнику, чтобы погладить его на прощание. В ответ он лизнул мою щеку шершавым языком. Когда я вернулся домой, бабушка ещё долго ходила и бурчала под нос, что я выпустил козлёнка. Но я знал, что она не злится.
     Близился Новый Год, и мама забрала меня на целую неделю к себе. Она сводила меня в цирк и на новогоднее представление. В цирке я увидел похожего на Спутника козлёнка. Но только похожего, потому что Спутник был в тысячу раз лучше. Я решил, что обязательно расскажу Спутнику, кого я видел в цирке, когда вернусь. «Быть может, они даже родственники»,- думал я. Мама вновь помолодела и всё время загадочно улыбалась мне. Я был рад, что мама снова стала прежней мамой. Каждый вечер мы ходили на прогулку и рассматривали Большую и Малую Медведицу на звёздном небе. Одна звезда горела ярче всех.
-Мама, а что это за звезда? Вон та, которая больше всех сияет?- спрашивал я.
-Это Полярная Звезда, сынок,- отвечала мама.
- А, я знаю! Мой Спутник передает сигналы как раз этой самой Полярной Звезде.
В ответ слышался заливистый смех мамы.
     Неделя пролетела незаметно, и наступило тридцать первое число, маме пора было ехать в рейс. Меня отправили обратно к дедушке с бабушкой. Когда я зашёл в дом, там было очень шумно - пришло много гостей. В углу стояла наряженная ёлка, и аромат хвои царил во всем доме. Меня усадили за стол. Бабушка постаралась на славу, и чего только не было на столе! Различные салаты, соленья, закуски. А в центре стола стояло огромное блюдо из жареного мяса и картошки. Мне стали накладывать салат в тарелку, и вдруг я вспомнил, что забыл поздравить Спутника. Я побежал к сараю. Предвкушая радостную встречу, я распахнул дверь. Но к моему удивлению в сарае не оказалось Спутника. Я начал бегать по двору, громко выкрикивая имя козлёнка. Я заглянул везде, даже в будку к Атосу. Но Спутника нигде не было. Расстроенный, я пошел в дом. Проходя мимо праздничного стола, а остановился как вкопанный, и уставился на блюдо, стоящее в центре. Из моих глаз закапали крупные слёзы, и я побежал наверх в свою комнату.
      Я плакал всю ночь. Именно тогда я понял, что значит потерять друга.

   


Рецензии
Каждый из нас в детстве пережил подобную утрату друга, будь то цыплёнок или маленький розовый поросёнок. Вы, Джулия, написали трогательный добрый рассказ. Поздравляю Вас с почином и желаю удачи и лёгкого пера.
С теплом,

Валентина Куршина   05.02.2012 22:05     Заявить о нарушении