Сказ про то, как Иштван за счастьем ходил

– Хромой Иштван вернулся! Трактирщик вернулся! – кричали босоногие мальчишки.
А Иштван, не спеша, шел по лугу, мимо стогов сена. Впереди показались дома и улица. Иштван здоровался с вышедшими посмотреть на него жителями деревни и, не торопясь, подходил все ближе и ближе к своему трактиру. Был он невысок ростом, худощав, но крепок, с усиками на бледном удлиненном лице. Хромота была у него с малых лет. Иштван снял замок с двери, сорвал доски со ставен на окнах. Бабы и мужики смотрели на него с нескрываемым любопытством: целое лето не было трактирщика.
– А Иштван хромым так и остался… - протянул рыжий мужик с кнутом в руке.
– Так он не за этим ходил, – ответила бойкая баба с ребенком на руках. – Он за счастьем ходил.
А Иштван тем временем зашел в свой трактир и захлопнул за собой дверь. Толпа любопытных поредела, и вскоре все разошлись.
Трактирщик вытер со стойки пыль, достал торговую книгу с записями. Раскрыл, бездумно поглядел в нее и захлопнул.

– А какое самое страшное, самое отвратительное существо тебе встретилось? – спросил Иштвана рыжий Владек, когда мужики собрались вечером в трактире.
Иштван провел пальцами по своим усикам и немного помедлил с ответом. В печке потрескивали дрова, плавились сальные свечи на столе, испуская черную маслянистую гарь.
– Женщину-змею, – ответил Иштван, и все мужики ахнув, отпрянули назад.
– А какая она эта женщина-змея? – спросил рыжий Владек.
– Вверху женщина, а от пояса как змея зеленая со сверкающей чешуей. Волосы у нее космами, черные-причерные. И когти на руках тоже черные. – Ответил Иштван и отхлебнул из глиняного стаканчика наливки.
– Как же ты ее встретил? – спросил другой мужик.
– А шел по волшебному лесу и увидел на дороге поваленное трухлявое дерево. Вижу кто-то юркнул в него, – и не заяц, и не лисица, – а маленькое какое-то созданье. Вроде как в красном камзольчике…
– Постой, женщина-змея камзольчик носит? – перебил его рыжий Владек.
– Да это еще не женщина-змея была, – спокойно ответил Иштван и продолжил, – Я к дереву, заглянул внутрь и вижу: сидит там гном, трясется весь, даже дерево подрагивает. Я ему говорю: «Вылезай, покажись на свет!» А он мне отвечает: «Да, выйду я, а ты меня схватишь и заставишь клад искать. Иди лучше куда шел, парень!» А мне больно поглядеть на него захотелось. Сел я, значит, на то поваленное дерево и стал ждать. Не вечно же он там сидеть будет! Долго ждал. Верхушки сосен уже солнце позолотило, когда слышу заворочался гном внутри дерева. «Ладно, – говорит он мне, – вылезу, упрямый ты человек. Только прежде пообещай, что не тронешь меня.» «Не причиню я тебе никакого вреда, – отвечаю. – Вылезай, я тебя лепешкой с салом угощу.» Вылез гном. Маленький такой. И не старый, и не молодой. Потрепанный, в красном камзольчике, зеленых портках и в башмаках с позолоченными пряжками.
«Куда же ты идешь, парень?» – спрашивает меня гном. «Счастья искать», – отвечаю. «Хочешь достать себе много денег, власти и могущества?» – спрашивает он меня. «Да нет, говорю, много денег мне не надо, власти и могущества тоже не хочу.» «А чего же тебе надо?» – спрашивает гном, а сам лепешку за обе щеки уплетает. «Да вот, хочу свет посмотреть, людей…» «А хочешь, –  говорит, –  увидеть девицу, что живет в стеклянной горе?»
«Хочу, – отвечаю, –  Отчего же не поглядеть». «Тогда, – говорит гном, – достань ей кровавый рубин.» «Где же тот рубин взять?» «У женщины-змеи, что живет в железной пещере. Прогони ее из пещеры и забери кровавый рубин, что спрятан у нее в ларчике.» «Нет, погоди», - говорю я ему, - Что мне та женщина-змея сделала? Зачем ее прогонять из ее пещеры?» «Не ее это пещера! Пещера та моему деду принадлежала, а женщина-змея приползла однажды и отобрала ее у моего деда. Мы гномы маленькие, с таким чудовищем нам никак не справиться…»
«Ну что ж, попробую прогнать женщину-змею», – пообещал я ему.
– И что же, прогнал?! – вытянув шею, спросил рыжий Владек, а другие мужики ближе придвинулись, слушают, затаив дыхание.
– Слушайте, что дальше было, – ответил Иштван и снова отхлебнул наливки из своего стаканчика.
– Пошел я на следующее утро к той железной пещере, стал у входа и кричу: «Выходи, женщина-змея! Отдавай пещеру гному!» Послышалось тут из пещеры страшное шипение и сильный шорох, будто волочется что-то по земле. И вылезла из пещеры огромная женщина-змея. Злая, страшная. Глаза у нее сверкают и так и буравят тебя с ног до головы! «Как посмел ты меня потревожить! Убирайся прочь! – кричит она и стучит хвостом по земле. – Вот я тебя сейчас задушу, будешь знать!» «Прежде отгадай мою загадку!» – говорю я ей. «Ха-ха-ха!!! – отвечает она, – Сколько столетий на свете живу, а такого наглого человека первый раз вижу. Раньше загадки я всем загадывала! Убирайся по добру, по здорову пока я тебя не убила!» «Женщина-змея, отгадай мою загадку! Что тебе стоит, ты же такая мудрая!» – говорю я ей. «А если отгадаю, пойдешь ко мне в вечное услужение?» – спрашивает. «Пойду! – отвечаю, - Только, если не отгадаешь, бросишь тогда ты эту пещеру и отдашь мне свой кровавый рубин!» «Ха-ха-ха-ха!!! Будь по твоему!»
Иштван отставил свой стаканчик с наливкой и поднялся из-за стола.
– Куда ты? – загудели мужики. – Что дальше-то было?
– А вот сейчас дровишек в печку подброшу и дорасскажу, – ответил им трактирщик.
«Ну! – говорит мне женщина-змея, – Что там у тебя за загадка?» «Да вот послушай, – отвечаю. – «На солнце сияет, под ногами плачет, в темнице томится, у камелька искрится.» Задумалась женщина-змея. Думала-думала, ни до чего не додумалась. «Говори отгадку, противный человек!» – А сама ближе ко мне подбирается. «Виноград это и вино из него», – говорю я ей. Тут она как набросится на меня! Хотела когти свои в меня впить, да я проворнее: увернулся. «Твоя взяла!» – И уползла обратно в пещеру. Вернулась вскоре с ларчиком, открыла его и бросила мне хвостом кровавый рубин. Зашипела пуще прежнего и скрылась в чаще. Поднял я рубин, положил в карман и пошел к стеклянной горе.
  А у горы стоят стражники, никого не впускают. Только принцев всяких заморских с дорогими подарками. Я тогда вынул кровавый рубин с кулак, показал им, они меня тут же и пропустили. Иду я по стеклянному коридору в стеклянной горе, и все вокруг меня сверкает и многократно отражается. Так, что голова кружится. Вхожу я, значит, в  огромный зал, и вижу, сидит там на стеклянном троне девица. Не описать какая красавица! Коса ниже пояса, на голове диадема сверкает. Платье на ней из такого матерьялу, которое, разве что, у королевы может быть. Лицом румяная, глаза синие-синие, ресницы длинные, губы как вишня красные. «Что тебе, – говорит,  – парень, нужно в моем замке?» «Да вот, – отвечаю, – принес тебе подарок, кровавый рубин». Увидала она тот рубин и чуть в обморок не упала от радости. «Спасибо, – говорит, – тебе за такой подарок! Рубин этот волшебный! Никто мне такого подарка не сделал кроме тебя!»
«Будь, – говорит, – моим мужем!»
– Ну!!! – выдохнул рыжий Владек, – Что ж ты отказался, выходит?! Раз назад вернулся!..
– Да нет. Я ей поклонился и поблагодарил за оказанную честь. Стал жить в ее замке. А она – к свадьбе готовиться. Поначалу, я с нее глаз не сводил: такая пригожая, кровь с молоком. Да только не пускала она меня никуда из своей стеклянной горы, уж и небо как выглядит позабыл. Одно стекло вокруг. Это еще ничего. Ладно, думаю. Привыкну. Но стал я замечать, уж очень любит она драгоценности: каждый день перебирает их в своих сундуках, любуется ими как малыми детьми. И в зеркало все смотрится, красотой своей восхищается. Подумал я, подумал и решил уйти от нее. Не пришлась она мне по душе. Сказал я ей, что ухожу. Она губки свои надула, а потом и говорит: «Может останешься, Иштван? Смотри сколько у нас с тобой богатства будет! Люб ты мне! Не уходи!»
– Я бы не ушел! – перебил рыжий Владек.
– Уж ты бы остался, это верно! – согласился один из мужиков. – Рассказывай, Иштван. Как дальше дело было?
– Собрался я и ушел из стеклянной горы. Потянуло меня домой. Встретил на обратном пути я гнома. Попрощался с ним по-доброму. Ну вот и все.

  Догорели дрова в печке, закончилось вино в кувшинах. Пошли мужики домой, к женам.
– А дурак наш Иштван, а, Владек? – сказал один из мужиков, незаметно подмигнув другому. – Бросил такую невесту!
– А-а, что с хромого-косого возьмешь! Знать бы где эта стеклянная гора находится… Я бы с той девицей на всю жизнь остался!

  Долго еще рассказывали в деревне, о том как трактирщик ходил счастье искать. А Иштван стал жить как прежде, один. Пришла зима. Занесло все белыми сугробами. Сковало реку толстым льдом. Возвращался однажды Иштван с охоты и увидел, как какая-то девушка стирает в проруби. Пригляделся он и узнал ее.
«Где же мои глаза раньше были? Вот же она, моя суженая! Красавицей какой стала!»
«Христина, а, Христина!» – крикнул он ей с берега. Повернулась к нему Христина и улыбнулась в ответ. Стояли они и смотрели друг на друга, оба счастливые.
Весной свадьбу сыграли. Вся деревня гуляла на свадьбе трактиршика Иштвана и Христины, дочери мельника. И жили они в любви и согласии. А Рыжий Владек той же осенью ушел и пропал. Говорят, пошел искать стеклянную гору и девицу, что живет в ней.

– А никакой стеклянной горы и не было, - признался как-то Иштван жене.
– И женщины-змеи не было, и гнома – тоже. Ходил я по свету, на людей смотрел. От них и наслушался про всякие чудеса.
– А девица с вишневыми губами была? – спросила Христина.
– Вдова была молодая, - рассмеявшись, ответил Иштван.
– Вот я тебе покажу вдову! – рассердилась Христина.
– Ладно, ладно! Не было вдовы! – снова рассмеявшись, ответил Иштван и обнял жену.
– То-то же! – сказала довольная Христина.

  Вот и сказу конец.


Рецензии
Слов нет: такой сказ! Под стать народному. И написано умело. Понравилось.

Валентина Забайкальская   02.05.2023 10:29     Заявить о нарушении
Спасибо. Рада, что Вам понравилось.

Анна Фаревилова   02.05.2023 14:59   Заявить о нарушении
Понравилась сказка! Правда, ждала в конце какой-то морали... По типу притчи...

Светлана Ефименко   02.05.2023 16:07   Заявить о нарушении
Спасибо. Если искать мораль, то, наверное, она и здесь есть, в том, что счастье может быть не таким, каким мы его представляем. Хотел, скажем, шикарную блондинку, а встретил милую шатенку.

Анна Фаревилова   02.05.2023 18:43   Заявить о нарушении
Ну, что-то вроде того, что многие женщины незаметно становятся змеями...

Светлана Ефименко   03.05.2023 15:58   Заявить о нарушении
Ими не становятся, ими рождаются! )))

Анна Фаревилова   03.05.2023 18:23   Заявить о нарушении