Эссе 24. Самбо

Как ни смешно будет казаться тем, кто меня знает, но сообщу, что в 1967 году я был чемпионом института по самбо в своей весовой категории. А это была, если я не ошибаюсь, легкая категория. Я себя никогда не считал спортивным человеком - у меня не было спортивных амбиций. В школе я, как и другие ребята, всячески пытался открутиться от физкультуры. Правда, я пытался играть в детской или, как она называлась, юношеской команде по хоккею с мячом Кедровского карьера. Но после того, как мне в лоб прилетел этот хоккейный так называемый мяч, я бросил и эти занятия. Это был не мяч, это была граната! Легкий сотряс я перенес однозначно. В общем, в школе я спортом не занимался. Другое дело, если мы с моим другом Витей Бельковым смывались с занятий и с удочками шли ловить пескарей на дамбу в Кедровке...

Но спортивного рыболовства тогда не было. А уж поступив в мединститут, я тем более не планировал заниматься спортом. Я хотел учиться "на доктора".

Но институтская программа включала в себя и физвоспитание. И зачет на этой кафедре, хотели этого студенты или не хотели, должен был стоять в зачётной книжке. А получить его можно было, если добросовестно ходить на все занятия и сдавать нормативы или посещать какую-либо спортивную секцию. Я выбрал второе.

Ваграм занимался волейболом, и он меня склонял записаться в секцию. Почему самбо? А просто так получилось, что с Володей Кравченко я был знаком раньше, не зная даже, что он ведет секцию самбо в институте. Скажу честно, я попытался уговорить Краву (так мы его звали) не мучить меня и написать на кафедру, что все "ОК". Но, всегда мягкий и добрый, Володя проявил такую жесткость, что я прикусил язычок. Он сказал, что не позволит, зная мой характер, говорить, что я занимаюсь у Кравченко, а самому не владеть ни одним приемом, и чтоб в первой же драке мне набили морду, а я не смог себя защитить.

Да, это была ситуация. Но уж сильно не хотелось ходить на физкультуру. А главное, я похвастался уже, что иду в секцию самбо - и Аркашка, Ваграм и Женька Ромашов ехидно просили продемонстрировать, ну хотя бы бросок через бедро. Это было выше моих сил - терпеть их подколки, и я пошел. А Крава как с цепи сорвался - стал гонять меня по индивидуальной программе. Только разминка была не меньше двух часов. После разминки у меня мелко дрожали руки и ноги от усталости. А ведь только потом начинались занятия по изучению приемов и тренировка в их проведении. Это позднее я узнал, что Женя Ромашов тоже хорошо знал Володю Кравченко и попросил гонять меня как "сидорову козу", чтобы я был не только забияка, но и боец. Но Крава, по-моему, перестарался.

Тем не менее от занятия к занятию я осваивал и подсечки, и захваты, и болевые приемы. Тренироваться с усердием меня заставляло еще и то, что на занятия ко мне приходили каждый раз друзья: Дато Иобидзе, Дито Мхеидзе и Ильгам Гасанов. Они могли прийти в любое время, и я старался, чтоб они не увидели меня сачкующим. На тренировках они каждый мой хорошо выполненный бросок или захват встречали бурным проявлением восторга. Конечно, они играли в восторг, но все равно - это меня очень стимулировало и приятно щекотало нервы.

И вот - Крава объявляет, что у нас будет чемпионат института. Конечно, чемпионат - это звучало чересчур громко; тем не менее так было. В моем весе было восемь человек, поэтому, чтобы стать чемпионом института, нужно было победить в четырех встречах.

Володя подсказал мне несколько борцовских истин, которые помогают. Я запомнил почему-то только одну: надо всегда держаться в центре ковра, чтобы, если противник проведет удачный прием, вылетать за ковер, и тогда очки противнику не пишутся. Да, первые три встречи я регулярно вылетал за ковер. Ох, и больно же было, когда лицом - и в доски пола спортзала морфологического корпуса врезался. А ребята, мои болельщики, шумят и кричат на меня. Три первые встречи я все-таки выиграл по очкам. Мои-то броски были в центр ковра. И вот - финальная встреча. Мой соперник был с сангига, не помню его фамилию, да я, наверное, и не знал ее. Ох и жилистый и упорный был парень. Он как столб намертво стоял на ногах, и я не мог применить ни один прием - мне даже сделали предупреждение за пассивность. Противник уже пару раз бросил меня, правда, вновь за ковер. Мои друзья неистовствовали, они требовали "порвать противника, как грелку", или не называть их друзьями. И буквально за несколько секунд до окончания поединка я провел прием: бросок через бедро с захватом руки на болевой прием на локтевой сустав. По правилам, если удерживаешь захват на болевой прием какое-то определенное время, присуждается победа. А если удерживаемый вскрикнул во время удержания, победа называется чистая. Так вот, я удерживаю руку противника и, чтоб он не вывернулся, пытаюсь фиксировать его корпус своей ногой. И, наверное, нечаянно задел его причинное место - и противник взвыл.

Я конечно же победил бы и просто болевым приемом, но победить вчистую в финальном поединке - это особенно приятно. Как мы с друзьями отмечали мое чемпионство - это совсем другая история. На следующий день меня пригласили на кафедру физвоспитания и поставили зачет.
http://syedyshev.com/pages/studliferem.php?esse=24#a24
14 июля 2011г.


Рецензии