2. Мой Тайный Трактат, сокращённо ТТ,

                (начало:http://www.proza.ru/2012/02/04/1229)

           он же - информация к размышлениям.

«Столица создавалась напоказ, в месте непригодном для житья, но подходящем для чудовища стозевного и лайного – государства. Города и позже строились у нас не для людей.  И разве только города?».
Неизвестный автор


1
«Но положа руку на… (кому куда больше нравится, не обязательно на Библию, многие прижимают к сердцу, желательно, чужому и женскому) признАюсь: я и сам-то плоть от плоти подобных… не терплю чужой речи! Своя (лучше собственная) – другое дело. Недаром, к примеру, невесть что лопочущие «нЕмцы»  - происходят от «немЫх, немцОв», не способных разговаривать… по-русски.
Позволю себе отступление. Нет, не в этом вопросе! Вспомнилась, к слову, одна история.

Дело было в питерском троллейбусе, набитом людьми, как шпроты в банке. «Сдержанные, неулыбчивые северяне» ехали и терпели молча, тогда как в их тишине звучали, бившие по ушам, чужеродные звуки женской азиатской речи. Беседовали две девушки-студентки. Первой не выдержала пожилая туземка:
- Молчать! – взвизгнула она.
Поражённые девушки затихли, не понимая, что случилось. Но пожилую поддержал уже абориген мужеского пола, который фальцетом стал передразнивать иностранок:
- Бумбола, бумбола!..
О чём беседовали до того подружки, не скажу. Обсуждали ли красоты города (через Неву был виден Исаакий и Адмиралтейство), воспитанность его жителей, или просто делились девичьими секретами… Троллейбус подъезжал к Университету.
Пожилая туземка прокричала:
- Их скоро будет восемьдесят процентов!
- Гнать! - поддержал абориген мужеского пола.
К счастью, девушкам надо было выходить. Или пришлось…

Что? Спросите, где же мои национальные предпочтения? Дело в том, что для меня симпатичные девушки призЫвного возраста принадлежат к особой расе. Высшей, можно сказать. Пока они не начинают уступать тебе место в транспорте при твоих взглядах на них, как сказал кто-то. (Если этот кто-то вдруг не наш человек, то я этого не писал, а вы не читали). Кажется, он выразился так: «В автобусе на девушку взглянул, она мне молча место уступила…»

Кого-то из дам интересует, как я выгляжу? Как вам сказать… бывают, наверное, и красивее языки… но… другим языком было ж сказано: «Заговори, чтобы тебя увидели!» -- иными глазами, добавлю.  Но, слава Богу – Слову, женщины любят ушами… Интересно, какая причина на то была у Создателя?..


2
У основателя града, назвавшего его в честь своего святого – апостола Петра (галилеянина ШИмона Кифы), были мысли иные: «Все флаги в гости будут к нам…» Не то не имели бы мы величайшего русского пиита и прозаика, творца новой российской словесности, в коем текла эфиопская и немецкая кровь, помимо русской  (чья прабабка, немка, говорила по-русски о муже: «Этот шорный шорт делает мне шорных репят!»), и которого в детстве мать стеснялась показывать гостям из-за жёлтого цвета кожи… А может, и пусть бы его не было? Ведь утверждают, что он непереводим, и иностранцу не постичь заложенные в тексте нюансы. Очень уж русский Поэт. Неконвертируемый. Справилась бы как-нибудь великая русская литература и без великих. Советская же справлялась.

Вижу-вижу, как вы набираете воздуха, задыхаясь от возмущения! Как бы удар не хватил… Ну, ошибся… пардону прошу, вы что ж, уверовали в мою непогрешимость, что так вскипели? Шютка!

А если серьёзно, да откровенно, как промеж своих, то более всего бесит, коль подмечают наши слабости верно. Особенно, когда это делают чужие. Так, глядя на подновление внешности зданий в Питере, сразу вспоминаю фразу Адольфа де Кюстина, умершего сто пятьдесят с лишним лет назад: «Россия – страна фасадов». Какое право он имел это сказать, да ещё так точно?! Слава Богу, уже кто-то из наших пошёл дальше его, сделав вывод, что «потёмкинские деревни» давно стали у нас городами.

А Пушкин… тоже изрёк ведь за полгода до смерти: «Чёрт меня догадал родиться в России с душою и талантом!»

Нет, таким мыслям место только в «ТТ».

3
Странно, но «Солнцу русской поэзии» не мешало и то, что думал он по-французски – это видно по его переводам с других пятнадцати языков, которыми Поэт интересовался, по его любви к галлицизмам в русской речи, в чём Алексан Сергеич сам признался в «Онегине».
«Без грамматической ошибки я русской речи не люблю… Раскаяться во мне нет силы, мне галлицизмы будут милы…»
 
Немецкий, хотя и не был его стихией, но Поэт, не подозревая? того, следовал завету Гёте, заметившему, что тот, кто знает лишь свой язык, не знает и его.

Ну, хорошо, возьмём пример из другой области, той, что временно заменяет нам национальную идею (за неимением оной). Футбольная команда города – единственная такая в высшей лиге - сегодня не включает ни одного темнокожего спортсмена, ибо таковых в составе соперников нередко оскорбляют питерские болельщики с трибун. Но команда же – чемпион!
(Правда, полкоманды -- «варяги», включая и тренера, но так поступал ещё Пётр во имя успеха. Денежки же, на которые те наняты, добыты на дальних нефтеносных землях, захваченных некогда НАШИМИ лихими, беглыми от закона, не менее жестокого, чем они, людишками.  Позже, конечно, им подрисовали иконописные лики – для дураков и новых подрастающих поколений).
На своей парадной регулярно встречаю наклейку: "В цветах "Зенита" нет чёрного". То же малюют и на фасадах. Правда, в одном месте мне встретилась приписка (небось, спартаковского болельщика): "Зато есть голубой..."

При этом, разумеется, я понимаю, что любые места, стоит покопаться в их истории, многажды меняли хозяев, слыша разную речь и меняя названия, как и те берега, некогда ингерманландские  (или ермоландские, как называл их на своём «всешутейшем» языке Пётр), где я обитаю. …Ландскрона, Невский городок, Ниеншанц, Шлотбург, Санкт-Петербурх, Петроград, Ленинград… сколько названий одного места!
(не того, про которое те, кому я не нравлюсь, решили, что я им думаю, и где мы все время от времени оказываемся)

Я – не расист, но – росист или – русист. А недавно мне попалась толстенная книга о том, что русские, как раз те инопланетяне, от которых есть и пошла наша Земля…
Опять этот бес-автор подсовывает мне из памяти советских времён анекдот на тему: какой национальности были Адам и Ева? Конечно, русские, отвечает анекдот, ибо только мы, живя в шалаше и имея одно яблоко на двоих, способны поверить, что обитаем в Раю.

4
Страшное подозрение иногда закрадывается в меня. Подозрение, что автор – чёрт… нерусский. Чужой! То бишь, засланный. Оттого и мысли такие подкидывает. А ведь, он, хотя и молчун, но всё же изредка мною ворочает. И я, получаюсь… сообщник! Брр! В общем, предупредил: я за себя время от времени не отвечаю. Затмения… И во время одного такого ко мне без спроса явилась крамольная мысль: если от русских произошли и все остальные, просто утратившие Меня, свой Язык, став изъясняться на тарабарщине, то их возвращение в моё лоно должно только приветствоваться.  И не важно тогда, как они будут выглядеть! Главное, что благодаря им, буду жив Я. Так что же, дальновидно поступиться ради возвращения блудных детей предпочтениями чад, пользующих меня ныне или то – искушение, и лучше умереть, чем стать всемирным?

Тем паче, мне тут попались научные расчёты о результатах грядущего глобального перемешивания. Учитывая, что тёмный цвет кожи – доминантный, люди будущего представляются вариациями арапа Петра Великого – сородичами Александра Сергеевича! Если к тому же, они будут говорить по-русски, то картина вырисовывается такая, что не знаешь в каком и приснится сне…

Но, однако ж, не спешат пока в моё лоно заблудшие, ошибочно полагающие себя другими народами… А слова старейшего питерского барда  поселили во мне ещё бОльшие сомнения в данном вопросе. 
«Неторопливо истина простая
В реке времён нащупывает брод:
Родство по крови образует стаю,
Родство по слову - создаёт народ.
…Но если слово разойдётся с кровью,
Я слово выбираю для себя».
 
В самом деле, коль обрусевшие потомки иностранцев, прославляют меня, что в том плохого? Создавали же их зодчие наш город… Больше того, Пётр-основатель сам признавал, что оказывает видимое преимущество чужестранцам, чтобы оные охотно в его пределах оставались, дабы научиться подражать их наукам и искусству для благосостояния государства и очевидной пользы его подданных.

Или и это – затмение в ереси, которое мне подсовывают?..
Нет, такие мысли только в «ТТ»!

5
Была, однако, некогда иная точка зрения. В своей «Русской географии» великий наш поэт и дипломат Тютчев изрёк:
«Москва и Град Петров, и Константинов Град —
Вот царства Русского заветные Столицы...
Но где предел ему? и где его границы —
На север, на восток, на юг и на закат?..
Грядущим временам судьбы их обличат...

Семь внутренних морей и семь великих рек...
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная...
Вот царство Русское... и не прейдет вовек,
Как то провидел Дух, и Даниил предрек».

Конечно, этот вариант куда заманчивее… И, главное, в его контексте не как измену понимаешь слова современника Тютчева -- теплолюбивого Гоголя, прибывшего на земли ромеев: «Италия! Она моя… Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр – всё это мне снилось. Я проснулся опять на родине… Родину души своей я увидел, где душа моя жила ещё прежде меня, прежде чем я родился на свет!»

Да, Петербург не каждый переживёт. У него сырое дыхание, гибельное, чахоточное. Он придаёт лицам круглогодично в нём обитающим характерную бледность и зеленоватость.  Солнце –  у нас редкий гость. Утверждают, что около 60 дней в году, или более 300 раз его не видно. Всего 5 раз в месяц мельком, один раз в неделю… А если чуть чаще, то жди его потом ещё дольше. Да, «неласковая Русь» наш милый город…
Это сегодня в анатомическом театре, демонстрируя студентам-медикам в разрезе чёрные, гнилые лёгкие усопшей старушки, поясняют, что она не курила, а просто родилась и всю жизнь провела в наших пенатах…

Не зря Блок называл Петербург чёрным городом  --  с мёртвым ликом и серокаменным телом.

Многие столпы нашей культуры не жаловали Петербург, и  --  кому было на что – в нём не жили, именуя «самым угрюмым городом на свете», говоря, что «несчастье обитать в этом самом умышленном городе в мире», грезя, чтоб вместе с туманом,  дымом поднялся и пропал город-морок, город-мираж, «гнилой, склизкий город без корней», оставив «прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы бронзовый всадник на жарко-дышащем, загнанном коне…» (Достоевский)

Как говорится о Дьяволе в житиях святых: «sicut fumus evanuit» - растаял, как дым…

Почему же я люблю град сей? Не уж то потому, что не велик? Не раз появлялась возможность уехать… Необъяснимое чувство – любовь.  Поистине, «он – гад, он – мерзавец, верните мне его!»
Не иначе, как у меня это -- «женское чувство» к чертовски красивому… городу.  Дурман! Ничего не поделаешь.

Но, если совсем на чистоту, то я люблю именно Петербург, город островитян. Островитян, живущих по берегам рек и каналов старого города, живущих в местах, где ни один дом не похож на другой. И не выношу кварталы-близнецы новых «спальных» районов, как их назвали когда-то сами обитатели. Это – иной город – Ленинград. Петербург взят им в кольцо. Не зря же говорил ещё персонаж Рязанова в "Иронии судьбы...": "Это - Ленинград?.. какой ужас!"

6
Всплыл у меня ещё аргумент против понаехавших.  Порча климата. И не только морального. Раньше у нас была зима, так зима – чуть не девять месяцев отопительного сезона, осень – грязная зима, а лето – зелёная зима. А что теперь? Жарынь несусветная, словно лето ввезли со всем остальным из Турции и Китая, а зима не наступает и не наступает! Зато потом каак наступит на всех! Ненадолго, правда.

К бабке не ходи, нынешняя погода проплачена гастарбайтерами. Они  же с юга, им здесь иначе не выжить. Удивляетесь такому предположению? А что, не знаете, в какое коррумпированное время живёте? Все берут! Дают не всем… увы. Это – реально, повседневная история, про возможную же ворожбу сказать не решаюсь.
 
(И не говорите мне, что все города когда-то и были основаны «понаехавшими»! Это – о первых. Все последующие их только портили.) 

Однако у меня самого родители – приезжие… Вот это -- удар под дых! Такая подстава от самых близких людей! И что же теперь?.. выходит, я – тоже вредитель и потомок вредителей? Ну, как мне бороться со своим чёртом, что сделал меня потомственным вредителем?..

                (продолжение: http://www.proza.ru/2012/02/05/2052)


Рецензии
Александр!

Почему-то вспомнил "Альтиста Данилова": наверное из-за чертовщинки с немецкой окраской. Затем многое ещё вспомнилось. Текст, конечно, насыщен витающими образами.

Женщины, похоже, любят, чтоб им говорили о любви. Потому настоящие женщины хорошо готовят. Иначе тема не всплывёт.

Да, да. Надо помнить о витамине Д. Вроде так, можно добавить к зелёному чуть розовый, по идее настроится приятный оттенок лица.

Интересные в Питере творческие коллективы. Уважение и почёт!
*
Александр, есть для меня черчачи непонятная вещь, сознаюсь. Вроде не люблю пошлости. Например, речей Бальзака на русском. (типа, подвядающей розы)Ханжества. Сраных словечек. Но некоторые странные образы меня пленяют.

"В Питере - пить", "Экспонат", "Любит наш народ", "Сиськи".
*
Ещё такая мысль в параллель "понаехавшим" о "новоделе" строений. Любой храм, дом, вещица в своё время были новоделами. И обновлялись время от времени, потому как работали и жили для людей... Всё дело в мастерстве, которое вкладывается в вещи.
*
Говорят по секрету, музыканты не могут с закрытыми глазами отличить звучание инструмента Страдивари от компьютерной скрипки, сделанной по всем законам акустики. И я в это верю. Потому как присутствует ещё целый мир, в котором плывёт звук. Это пространство вокруг - зал, где распространяются волны. И ещё есть сердце у музыканта и слушателя. Почти у всех.

Добра.

Кристен   15.02.2020 09:53     Заявить о нарушении
Сколько не встречаю упоминаний об этом альтисте, столько и признаюсь, что чукча его не читал) Другое дело витамин Д (добра), хотя и он - что-то у меня в последнее время редко встречается(

А Шнур... он умён и многое понимает. Доживёт до лет Познера - совсем циником станет.

Мы тоже когда-то были новоделами) Где то счастливое время?

Музыка лучше слова, ведь слова, чтоб её понимать, не требуются. Думаю, всех нас давно не будет, а Музыка останется.

С утром тебя!

Ааабэлла   15.02.2020 10:31   Заявить о нарушении
Писатель: Владимир Орлов. На сколько мне известно, это единственное его произведение, которое полюбилось в народе. Работа опубликована в 1980 году в каких-то журналах. Позднее издали книгой.

Кристен   16.02.2020 09:18   Заявить о нарушении
Спасибо. Вспоминаю, что когда-то у сестры видел в журнале. Об этой вещи говорили, что она вызывает ассоциации с "Мастером и Маргаритой". Полистал и читать не стал.
Может, теперь решусь и окажется успешнее?)

Ааабэлла   16.02.2020 12:35   Заявить о нарушении
В этой вещи другая ценность - это сочетание приключений с отношением к музыке, к творчеству. Это немного сатира на наше общество, ирония и любовь.

С Мастер и Маргарита - только момент демонизма. Тогда - ассоциации, согласись, ещё к 13 авторам: от Гоголя до Ааабэлла. Там есть, правда одна глава - очень странная, круче чем, если бы писали в паре слегка нетрезвые Дэвид Линч и Федерико Феллини, с другой стороны - знай наших...

Короче, часика через полтора, закажи книгу где-нить.

Кристен   16.02.2020 15:30   Заявить о нарушении
Видимо. тогда я не дорос до альтиста, способный, максимум, на танец с бубном)

Если решусь и осилю, то отчитаюсь о своём впечатлении.

Ааабэлла   16.02.2020 19:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.