Акация

                Акация

      Молодой учитель словесности никак не поймет почему ученики пятого класса не пишут под диктовку так быстро и правильно, как этому он научился к четвертому курсу педагогического института. Стоит сказать школьникам, что сегодня у них контрольный диктант, как те начинают ёрзать, хлопать открывающимися досками парт, ронять тетради и карандаши. Обязательно находится несколько учеников без ручек. Появляются желающие выйти по малой нужде. Даже мелок приходится носить в кармане пиджака, чтобы он не стал лакомством нерадивых учеников. Но больше всех Арби Алашевича раздражает старшеклассник Хасан. По неизвестной учителю причине одноклассники называют Ибрагимова не иначе, как Рамзес Одинокий. В отличие от исторического героя, школьный Рамзес известен лишь своей ленью и полным отсутствием знаний, которых требует от него учитель русского языка и литературы. Достижения Ибрагимова по физической культуре: кубки, грамоты - Арби Алашевича не удивляют. Подумаешь, невидаль! Гоняется безголовый за мячом, забивает голы и метко попадает в корзину! А вот без ошибок написать "Тегусигальпа", значение которого не знает, Рамзес Одинокий не сможет. Сам Арби Алашевич очень долго пытался запомнить это географическое название столицы и крупнейшего города Гондураса. То, что он расположен среди гор Центральной Америки в долине реки, Арби Алашевичу узнал на первом курсе университета. Но скольких усилий стоило запомнить его, он не рассказывает даже близким друзьям. "Те гуси голяком, а эти босиком" - подшучивали над ним старшекурсники географического факультета, с которыми его поселили в одной из комнат студенческого общежития. Ко всему еще и кличку дали - Чопутека.  Любознательным слушателям и читателям сообщим, что так называется река, которая условно разделяет Тегусигальпу на гористую и равнинную половины.
        Все бы ничего, но вслед за молодым учителем в родную школу пришла и его кличка. Благо, никто и  не узнал, как, кто и когда дал ее этому внешне некрасивому изворотливому молодому человеку. Глубоко близко посаженные глаза, крючковатый длинный нос, костлявые, как у старика, худощавые пальцы рук. Одно плечо выше другого. Размашистая походка.
      Школьники тоже не отстают, дают клички не только ровесникам, но и учителям. Особенно в этом деле преуспевает Ибрагимов. По его инициативе старого преподавателя географии называют Титикакай, учителя физической культуры - Квазимодо, баяниста и музыканта - Лекъ. Если первое - название высочайшего в мире судоходного озера, а второе - имя литературного героя, то "лекъ" означает "перепел", ну, знаете, птица такая есть. Любит Шарип Ганиевич иногда принять на грудь. Одинокий старый холостяк, завсегдатай вечеринок и шумных компаний. Обладатель великолепного голоса. Мастер на все руки по настройке и наладке любых, не только музыкальных, инструментов и приборов. Великолепный танцор, кладезь народной мудрости, вечно неухоженный и голодный. Ни за что не признается, что не ел двое суток. Принимает угощение от алкашей на пустой желудок. Пьянеет моментально, но вместо того, чтобы идти домой отсыпаться, он стоит, раскачиваясь вдоль дороги, обдуваемый пылью изредка проезжающего транспорта. На приветствия: "Лаьтташ вуй хьо, Шарип?" ("Стоишь, Шарип?"), отвечает:"Лекъ санна"  ("Как перепел!"). Несколько раз директор школы Абу Хамидович грозился уволить бедолагу, если тот явится на работу в таком состоянии. Но Шарип Ганиевич приходит на работу раз в неделю - по средам. Школа маленькая, а нагрузка преподавателя музыки - всего пять часов в неделю.
       Арби Алашевич по средам в школе не появляется. У него методический день. Шарип Ганиевич уходит с работы вместе с уборщицами. После уроков его приглашают на все внеклассные мероприятия в качестве музыканта, уговаривая настроить проигрыватель. Старшеклассники часто просят научить танцевать. Для этого они сдвигают письменные столы, закрывают изнутри дверь шваброй, учительский стул служит барабаном. Хлопают и устраивают зажигательные танцы. На сдвинутых столах танцевать разрешается только Перепелу.
      Он показывает правильную осанку танцора, размах рук, как держать голову и смотреть на партнершу.           Несмотря на глубокие морщины, бесцветные глаза и почти белые от седины волосы, в этом человеке чувствовалась прежняя красота и какая-то таинственность. Низенький обветшалый саманный домик с перекошенными окнами, никогда вплотную не закрывающейся дверью (да и не запирал), в котором он жил, находился прямо напротив школы. Односельчане давно заменили плетенные изгороди на кирпичные или железные, поставили ворота, срубив вплотную растущие акации. Только на этом огромном участке все так, как и до поголовной депортации вайнахов. По весне в конце мая-начале июня акация радовала буйным розовым и сиреневым цветом, в октябре - сережками-плодами, которые висели на деревьях всю зиму, опадая лишь к весне. Стоял замечательный аромат и пчелы собирали нектар. Цветки, плоды и кору использовали в качестве лекарственных средств.
        Когда в 1944 году весь вайнахский (чеченцы и ингуши) народ, лишив права жить на своей земле, погрузили в железнодорожные составы для скота и отправили в неизвестность, брошенные дома заняли беженцы со всей страны. Некоторые сами добрались до благодатных земель Кавказа. Многих же привезли и расселили по чужим дворам, заверяя, что государство безвозмездно передает им в личное пользование жилье и остатки имущества, от которого "добровольно" отказались бандиты: чеченцы и ингуши. Вся их вина - в счастье родиться нахами - дословно "людьми". Никто не брал в расчет, что нахи имеют те же права и обязанности, как и те, кто пытается их уничтожить. Забыв о простой человеческой морали, преступники от власти попытались стереть имя нахов из летописи народов, населяющих благодатный край - уголок рая на Земле. Уничтожили письменные памятники: книги и рукописи, архитектурные строения: башни и склепы, мосты и извилистые горные дороги.
       Не учли одно: со времен Пророка Адама нахи сохранили свой язык, несли мораль, строго блюли Кодекс чести и передавали знания подрастающему поколению посредством памяти. Они не строили для этого специальные стелы, исписанные пиктограммами, не ставили памятники и надгробия из мрамора, не уничтожали леса, перерабатывая их в опилки и лист бумаги. Принимали всех, кто приходил с миром и желал породниться с ними. Отвергали рабскую психологию, не имели постоянной армии, но в любое время: днем и ночью, зимой и летом - оказывались готовы защитить свое Отечество от врага. Никогда не имели тюрем, но существовала четко организована система наказания, вплоть до кровной мести. Среди них нет привилегированных. Но водились те, кто хотел получить знания о мироустройстве и законах мироздания в чужих странах, желающие рассказать о своем народе, изучить обычаи и нравы чужеземцев. Они предпочитали идти на юг: Египет, Сирия, Персия.
         Из среды чеченцев вышло много прославленных ученых и писателей, которые приняли участие в распространении знаний среди всего человечества. Они внесли заметный вклад в развитие мировой исламской цивилизации. Становились ученными, обогащали мировую науку новыми открытиями, делились знаниями и благодарили Всевышнего за то, что послал им удивительно красивый волшебный край, тот кусок, который Бог намеревался оставить для себя, в качестве рая на Земле.
                ***
         О своем детстве Шарип предпочитал не вспоминать. Голод, холод, нужда. Все, как у всех. Со времен прихода русского царя на Кавказ. Почти всех родственников он оставил в далекой средней Азии. Мать похоронил лет двадцать тому назад. Та, которую полюбил не вышла за него замуж из-за его нищеты, а о той, которую ему предложили, Шарип и слышать не хотел. Поговаривали о какой-то безответной любви Шарипа к учительнице музыки. Но прошло уже столько времени, что в селе даже забыли эту историю...
               
                ***
- Шарип Ганиевич, помогите мне с вокалом. Готовимся к Новогодним праздникам, - обратилась к музыканту пионервожатая.
- Тебе теорию? - слегка усмехнувшись, спросил учитель.
– Мне нужна репетиция.
- Шарип Ганиевич, это Чопутека придумал петь романсы со старшеклассниками на межшкольном фестивале музыки, - вмешался в разговор Рамзес Одинокий, небрежно швыряя тетрадку на учительский стол.
- А кто петь-то будет? Чей голос "достаем"? И сколько у меня времени, чтобы довести его до хорошего уровня? - спросил Шарип Ганиевич, глубоко вздохнув.
- Поработайте над песней, созданием образа. Ну, и русскоязычной артикуляцией, - сказала Жанета.
- Хорошо, что не требуете основы сольфеджио и музыкальной гармонии, - почесав лысый затылок, ответил музыкант.
- Я со всем этим знакома.  Мне ставили дыхание, учили приемам и средствам выразительности и даже выравнивали регистр голоса, - вдруг сказала девочка, которая все это время стояла у доски.
- Она умеет работать с микрофоном, - добавила Жанета, обнимая Индиру.
 — Это новенькая, - перебил всех Ибрагимов. - Индира Ганди, а точнее Аюбова, внучка известной певицы. Они недавно переехали в наше село. В Ростовое жили.
- Да, моя бабушка много рассказывала о Вас, - тихо сказала Индира, опустив голову.
- Так, тем, кто "без голоса" предлагаю идти по домам, а Аюбовой готовиться к соревнованию, - сказал приказным тоном неизвестно откуда взявшийся классный руководитель Арби Алашевич, поглядывая на часы.
- Может, я спою с ней дуэтом? - спросил Хасан.
- Вали отсюда, пока не выщипал тебе все перья, Ибрагимов, - брызгая слюной, двинулся на школьника учитель словесности.
- Что Вы себе позволяете? - не сдержался музыкант.
- Да пошел ты, алкаш, - процедил сквозь зубы Арби Алашевич и развернулся, чтобы выйти из классной комнаты.
     Но, не тут-то было: Ибрагимов схватил Чопутеку  за шиворот и дернул к себе, резко разворачивая его.
- Лекъ, врежь ему! Да так, чтобы запомнил на всю оставшуюся жизнь, - закричал Ибрагимов и прикусил нижнюю губу.
- Пацаны, закройте дверь, чтобы Квазимодо не появился, а мы ничего не видели, - обратилась Жанета к подросткам, сбежавшимся на шум, выталкивая Индиру.
       - Он с Титикакой в шахматы режется, - ответил кто-то.
   Никто не понял, как любимый учитель пения вдруг упал. Ударился виском об острый угол учительского стола.
    Хасан швырнул Чопутеку  к  школьной доске. И прежде, чем выскочить из комнаты, получил еще пару хороших пинков от старшеклассников.
- Лекь, Шарип, Шарип Ганиевич, ты... ты только не умирай, слышишь, не умирай, - плакал Хасан, вытирая слезы окровавленной рукой.
    Подростки расступились, не понимая, что произошло за считанные минуты.
        Только Рамзес Одинокий никак не хотел отпускать голову Перепела, которую он сжимал двумя руками, обильно орошая ее горькими слезами, даже когда приехала скорая помощь.
     По заключению врачей учитель пения умер от внезапной остановки сердца, а открытая рана из-за падения ничего не решала в данный момент...

                ***
      Музыканта хоронили всем селом. Жаль, что он не слышал те теплые слова в свой адрес, которых был лишен при жизни...
       Через год разваливающийся бесхозный дом снесли, акации срубили, а на участке построили музыкальную школу...
      Прошло несколько лет.  Для выпускников-музыкантов прозвучал последний звонок. На этом празднике собрались почти все сельчане. Опять вспоминали Шарипа Ганиевича.
      Пытаясь скрыть слезы, учитель игры на гитаре Хасан протянул красавице-жене, преподавателю сольфеджио Индире небольшой букет из цветов белой акации, дикорастущей под окнами музыкальной школы.
      Видать, акация, как и память, не умирает.












 
 


 


Рецензии
Очень трогательный рассказ...

Люди такие разные...но им приходится жить и сосуществовать вместе. На одной планете, в одной стране, в одном посёлке, в одной школе.
И без трагедий не обходится.

И только память не умирает.

Спасибо. С уважением, Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   27.12.2024 12:32     Заявить о нарушении
Судьбы человеческие такие трагичные, но мы не успеваем останавливаться, протянуть руку помощи, к сожалению.
С наступающим!

Зура Итсмиолорд   27.12.2024 13:27   Заявить о нарушении
Да... а суета нас затягивает...

Спасибо! И Вас с наступающим!

С уважением, Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   27.12.2024 13:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.