Рецензия на пьесу П. Гладилина Вышел ангел из тума

Пьеса Гладилина «Вышел ангел из тумана» с первого взгляда обыкновенная история о вражде родных братьев. Обиды наслаиваются одна на другую, и, кажется, вражда будет вечной. А сколько таких историй вечной вражды мы знаем.
Трагикомедия… В жизни это трагедия, но для того и существует великое искусство лицедейства, чтобы показать, как в гротескном метафоричном театральном  зеркале отражается мелочность и ничтожность наших обид и претензий. Зациклились на обидах? Да. И обиды понятны каждому зрителю:
«Сергей. Три года назад в сентябре... Я беру с собою отдыхать своего родного брата, оплачиваю ему перелет,пятизвездочный отель, даю деньги на карманные расходы, я вожу его по Флоренции на машине, а этот возвращается из душевой и на глазах у всего пляжа надевает мне на голову свои мокрые трусы.
Илья. Плавки, я их постирал в душевой и тщательно выжал.
Сергей. Я же попросил тебя: сними их с моей головы!
Илья. У тебя у самого... что, руки отсохли? Ты перегрелся на солнце, это был влажный компресс. Он смертельно обиделся на в общем-то безобидную шутку. Пошел в отель якобы отдохнуть. Тихо-тихо собрал чемодан и улетел в Париж! Он оставил меня в чужой стране на пляже в шортах и сандалиях, без паспорта, документов и средств к существованию».
Обида понятна всем. А дальше, как снежный ком. Илья приезжает домой, заходит в ванну, а джакузи нет! Брат забрал подарок, какая низость! Илья бежит в издательство и заштриховывает благодарственную надпись на всех экземплярах свой монографии – и не лень ведь! А Сергей покупает весь тираж и сжигает его, невзирая на то, что его родной брат вложил частичку души в эту книгу.
Поступки становятся не просто некрасивыми, а подлыми. Вот Илья уже посылает конкурентам брата на выборах компрометирующую бумагу, которую хранил двадцать лет. Зачем, спрашивается, хранил? А Сергей в отместку выкупает роль в кино, о которой так мечтает племянница, для своей дочери!!! И покатился снежный ком.
Редко в жизни удается примирить смертельных врагов. Но на сцене реальность сменяется уже мистическим действом. И братьев призывает к покаянию спившийся священник Гаврюша, представший в виде ангела с картонными крыльями и слишком земными пороками.
Гавриил. Скажи,Каин, чувствовал ли ты, как ярость и жжение разливается по твоей крови, когда твой брат позволил тебя ослушаться и не сделал то, о чем ты его просил?
Сергей. Да, я почувствовал ярость!
Гавриил. Было ли в груди удушье от ненависти?
Сергей. Было.
Гавриил. Скажи, а после того как вы расстались, успокоилась ли твоя душа мщением? Мечтал ли ты дальше о зле для своего брата?
Сергей. Да, я мечтал.
Мечтать о том, что брат станет несчастным, было и сладко и больно. Сладость вызывала мысль об отмщении, а боль – от любви к брату. Любовь и ненависть одновременно. Все от того, что впустил гнев и злобу в свою душу, где они стали хозяевами и отравили саму душу,  «отчего жизнь сделалась мрачною, грубою и яростною! Небесные же силы и краски в ней померкли!»
Вылечить душу можно, но надо сделать выбор между любовью и ненавистью. Сергей выбирает любовь. Но теперь уже Илья смакует свои обиды. И на помощь приходят воспоминания. Как любили братья друг друга в детстве, сколько было вместе пережито. Как старший Илья, провожая  «малыша» в армию, «задыхался, но не плакал, держался изо всех сил, чтобы не вырвались, не дай ты бог слезы не хлынули!», как звонил брату уже после разрыва, но боялся, что его примут за слабака и ни слова не говоря клал трубку. У Ильи проблема выбора между любовью и ненавистью еще более усугубляется, «ибо грех есть страшный не простить попросившего у тебя прощения».
Пьесу надо смотреть, ни один рассказ о ней не передаст всю гамму переживаний, которую испытывает зритель, глядя на живую игру актеров. Ведь в пьесе есть еще одна тема – тема матери, страдающей и теряющей рассудок из-за ссоры таких родных, таких любимых сыновей. Душа ее рвется от горя. И ведь, несмотря на обожженную войной юность, все горести послевоенного времени, она сохранила любовь к людям, к жизни. Не случайно, когда приходит ее час и ангел забирает ее душу, Екатерина Кондратьевна смирилась с неизбежностью: «Вот она, моя душа, возьми ее», - ангел изумляется: «Какая красавица, совсем еще молодая. Это верно: с такой душой еще жить и жить».
 Здесь трагические трогательные до слез моменты и забавные коллизии, неожиданные философские сентенции. Доктор глупый потому, что берется лечить людей, а сам не знает, как варить варенье. Или вывод: для того, чтобы забеременеть, свадьба не нужна. Так в жанр трагикомедии вплелись элементы философской притчи.


Рецензии