Первый клинок Парижа. Глава 6

Глава 6. Расследование графа Рошфора.

Графу Рошфору не нужно было повторять приказание дважды. Он был одним из тех людей, которые получив цель, достигали ее, не смотря на все обстоятельства, которые могут препятствовать на пути ее достижения. Вот и в этот раз граф взялся за дело без промедления. Он направился в конюшни мушкетерского полка и там узнал от одного из мушкетеров его величества, что покойный уговаривался о встречи с капралом де Монтале. Тогда граф разыскивать Монтале, но не преуспел в этом деле. Монтале был в карауле. Но на пути своих поисков он повстречал лекаря мушкетеров, от которого узнал, что капрал лечил раны. Даты совпадали и графу достало сообразительности понять, что эти раны не появились сами собой, а следовательно являлись последствиями ударов.
- По видимому, мушкетер дрался в тот вечер. И не слишком успешно, раз позволили себя проколоть аж два раза! – размышлял Рошфор – Но возможно ли, будучи так раненым, продолжать бой и к тому же суметь убить противника. По моему, решительно нет! Дьявол, помниться в одном приключение мне прокололи лишь предплечье и я не смог продолжать бой. Как было больно! А тут две раны… И все же Колини мертв. Быть может, конечно, все это совпадение и Монтале бился вовсе не с Конти. Все это надо проверить.
Не найдя этим днем  Монтале, граф отправился к кавалеру Левиньи, с которым покойный был дружен.
Шевалье Левиньи в прошлом был хорошим другом графу де Шале. Однако один случай произошедший с    ним разрушил их дружбу. Левиньи дрался как-то с одним дворянином. Дворянин, будучи более сильным фехтовальщиком, теснил виконта. Тогда кавалер вскрикнул: - Постойте, сударь! Мне мешают шпоры. Давайте же снимем их, Вы свои, а я свои! Без них я смогу дать Вам самое полное удовлетворение, и никто не скажет тогда, в случае Вашей победы, что я был стеснен и потому проиграл!
Дворянин тут же наклонился и стал отвязывать шпоры с ботфорт. Тогда Левиньи пронзил его шпагой. Эта история стала известна Шале и тот, отказал виконту в дружбе.
Рошфор застал виконта дома, тот читал книгу. Увидев графа, Левиньи учтиво поклонился ему и между ними завязалась беседа.  Граф не стал ходить вокруг да около, а прямо спросил о том памятном вечере, которым закончил свой путь дворянин де Колини.
- Право, граф, Вы удачно пришли ко мне. Признаться, я и сам хотел идти просить справедливости у великого кардинала де Ришелье!
- Что ж остановило Вас?
- Ничто, я просто не нашел удачный случай,  и Вы, таким образом опередили меня.
Рошфор скрыл презрительную усмешку: - Вот тварь дрожащая! – подумал он –Тебе не хватило смелости явиться к кардиналу с жалобой. Видимо, Вам есть, что скрывать сударь!
В слух же он сказал:
- Раз так, то Вы можете пожаловаться мне, а я передам Вашу жалобу монсиньеру кардиналу.
- Так слушайте! С месяц назад я гулял с виконтом де Колини у парка королевы – матери. Как вдруг на нас напали два мушкетера из серой роты! И прежде, чем мы смогли защищаться один из них поразил моего попутчика, а второй ударил меня по голове так, что я лишился чувств!
- Что было дальше?
- Дальше я пришел в себя лишь дома! Наверное, какой-то прохожий увидел меня без сознания и перенес домой!
- Вот так небылица! – граф от удивления аж открыл рот – Так Вы утверждаете, сударь, что на Вас напали, Колини пронзили, а Вас стукнули по башке и унесли домой? И кто же это сделал?
- Одного из нападавших я узнал. Это был капрал роты мушкетеров, де Монтале. Второго дворянина, я не знаю. Этот, второй и пронзил Колини.
Рошфор закрыл рот.
- Вы готовы подтвердить Ваши слова суду, сударь?
- Без всякого сомнения!
Рошфор задумался. То, что этот человек врет, было очевидно. Но все же виновный был найден. Узнать его имя было теперь делом времени.
- Хорошо, когда Вы понадобитесь, мы призовем Вас. – с этими словами граф вышел из дома.
Дело теперь представлялось ему чрезвычайно легким. Один виновник был найден, осталось у первого узнать имя второго. Дождавшись, когда Монтале освободится от службы, Рошфор явился к нему.
- Добрый день, сударь! – приветствовал гостя мушкетер – Чем я обязан Вашему визиту?
- Мое имя граф де Рошфор. Я конюший господина кардинала де Ришелье.
- Присаживайтесь сударь? Не хотите ли вина? – де Монтале улыбкой встретил графа. Рошфор занял кресло подле стола в гостиной. Монтале крикнул слугу, который принес бутылку и два бокала. Дождавшись когда слуга наполнив бокалы покинул комнату граф сказал:
- Месяц назад, был убит некий кавалер де Колини. Убит ударом шпаги в грудь.
В ответ Монтале, оставаясь совершенно спокойным, кивнул головой и отхлебнул из бокала.
- Вам известно что – либо об этом, сударь?
- Да. – отвечал мушкетер.
- И что же?
- А вот что. Днем я имел ссору с этим господином. Мы уговорились с ним встретиться вечером, для того, что бы уладить все разногласия.
- Вы уговорились о дуэли! – вскричал граф.
- Вовсе нет. Ведь дуэли запрещены указом господина кардинала. – спокойно отвечал мушкетер. – Мы уговорились о свидание, на котором мы смогли бы обсудить все в тишине и помириться.
- И что же?
- Я явился на это свидание.
- Один?
- Да, один.
-Дальше.
- Дальше, а дальше Колини пришедший с товарищем внезапно напал на меня и я был вынужден защищать свою жизнь.
- И Вы…
- О боже, да нет. Он сам наткнулся на мою шпагу. Признаться в фехтование он был не силен.
- Что же второй?
- Попросту сбежал, бросив товарища. Трус!
- Кто же второй?
- Я не сумел опознать его. Ведь, как Вы знаете был вечер, а на этом мерзавце была широкополая шляпа и плащь.
Повисла тишина.
- Значат Вы, сударь…
- Всего лишь защищал свою жизнь…
- А мои свидетели говорят, что в этой прогулке Вы имели компанию!
- И кто же говорит это, кто же этот достойный свидетель?
- Господин Левиньи!
- Ах, каналья! - вскричал мушкетер – Значит этот червяк, этот трус позволил себе открыть рот?! Что же еще он сказал?
- Сказал, что это Вы и Ваш друг напали на них. Ваш друг пронзил Колини, а в огрели его по голове и отвезли домой.
- Что за бред!  И Вы верите этому?
- Не совсем. Мне думается, что Вы покрываете кого-то. Я знаю, что Вы были ранены.
- Откуда Вам все это известно?
Рошфор улыбнулся:
- Мне поручено вести расследование и я делаю, что поручена.
- Черт Вас побери, Граф! Из Вас выходит отличный шпион. Что же еще Вам известно?
- Важно то, что мне не известно. Кто тот человек, который пронзил виконта.
- Я уже сказал Вам, это я убил его.
- Гонитесь за славой, капрал?
Мушкетер вскочил, граф даже не пошевелился в ответ.
- Что Вы хотите этим сказать?
- Я хочу понять, что Вами движет? Благородство, дабы уберечь товарища или же Вы хотите завладеть славой последнего, прослыв таким справным дуэлянтом?
- Я уже говорил Вам, граф. Это была не дуэль, а самозащита.
- Что же, это установит суд. Прощайте, де Монтале, до встречи.
- Прощайте, граф.
Рошфор вышел.
- Черт побери этих лазутчиков, а между тем этот Рошфор хорош и в смелости ему не откажешь. Дьявол, мне следовало просто приколоть его к креслу и тем спастись… Но нет, моя честь не запятнана и не будет запятнана таким подлым образом. Каналья Левеньи! Наврал с три короба, а на суде, коли такой состоится будет мое слове против его. Лишь бы они не нашли д’Арно!
Рошфор тем временем продолжил свои изыскания. Слова Монтале убедили его в том, что Левиньи врал, но врал и сам Монтале. Выйдя из дома мушкетера граф вновь направился в конюшни мушкетеров и там звон золота кончил дело. К вечеру граф предстал перед кардиналом. Ришелье ожидал прихода своего порученного.
- Готовы ли Вы дать мне отчет, граф? – спросил кардинал.
В ответ граф передал его высокопреосвященству разговор с Монтале и беседу с де Левеньи.
- Кому же надлежит верить? – спросил выслушав графа Ришелье.
- Никому, Ваша светлость. – ответил тот.
- И почему же?
- А потому, что кучер казарм господ мушкетеров тем же вечером перевозил раненого де Монтале из дома в дом. Из дома ученика мушкетеров полка де Тревиля в д’Арно, в дом де Монтале.
- Д’Арно? Мне знакомо это имя!
- Потрудитесь вспомнить, Ваша светлость. – поклонился граф – Тот самый д’Арно, что ранил на дуэли графа де Шале.
- Да, я помню его. Этот человек сопровождал меня на свидание к принцу и он же передал мне письмо, которое случайно попало ему в руки. Он показался мне храбрым дворянином.
- Да – ответил граф – Я уже говорил Вашей светлости, то он подает надежды.
- Так как Вы считаете было дело?
- Я думаю так: Монтале и д’Арно прибыли порознь или вместе на место встречи, где Колини с Левенье напали на Монтале и ранили его. Здесь в дело вступил д’Арно и поразил Колини, спасая товарища.
- А, что же Лененье?
- Он же попросту сбежал, бросив Колини одного.
- Поступок, отнюдь не   дворянина! – воскликнул кардинал.- Не дворянина, но труса.
- Не тот ли это Левиньи, которого Вы отрекомендовали в мои телохранители?
- Да это он.
- Вот как, значит, обстоят дела, Рошфор! Вы рекомендовали мне мерзавца и труса!
- Я ошибался, Ваша светлость. – вновь поклонился граф.
- Да, Вы ошибались. Но история исправила за Вас эту ошибку. Завтра же я хочу видеть всех троих у себя в Пале - Рояль.
- Слушаюсь, Ваша светлость!  Мне арестовать этих господ.
- Пригласить, Рошфор, пока просто пригласить. Завтра я решу, стоит ли за это дело учинять суд!
Через час оба мушкетера получили приказ явиться на следующее утро во дворец кардинала к десяти часам утра. Получи свое приглашение д’Арно поспешил к де Монтале. Они встретились и имели беседу. Благородный де Монтале быстро убедился, что не может уговорить ученика мушкетеров снять вину с себя и оставить его ему, Монтале.
Что ж, будь, что будет. Гасконь и Бретань!
Наутро два мушкетера явились в Пале-Рояль к назначенному сроку.
Кардинал встретил их с самой серьезной миной:
- Известна ли Вам, господа, причина по которой я пригласил Вас.
-Мы предполагаем ее – отвечал с достоинством  Монтале. – И утверждаем свою невиновность.
- Невиновность? Что ж, хорошо. Вы говорите, что не виновны? В чем же Вы невиновны?
Де Монтале промолчал.
- Что ж, Вы молчите, так? А между тем, господин де Колини убит! Убит, говорю я Вам. И кто же виновен в его гибели.
- Он сам! – неожиданно тих проговорил д’Арно.
- Ах, вот как! Значит он сам! Значит, он сам взял рапиру, направил ее себе в грудь и закололся?
- Нет, монсиньер! Не так. Этот господин с сообщником напал на господина де Монтале и я заколол его.
- Молчите, глупец! – шепнул Монтале смелому другу, но было поздно. Кардинал ухватился за слова гасконца.
- Ах, значит Вы закололи его.
- Да, Ваша светлость. Заколол. Но сделал это, защищая господина капрала королевских мушкетеров на которого эти господа напали. Сделал это защищая человека, который один отбивался от двоих. От двоих напавших на него неожиданно.
- Неожиданно, говорите Вы?
- Да Ваша светлость – вступил в разговор Монтале. – Это так. Я не ожидал нападения. Этот молодой человек спас мне жизнь.
- Но почему Вы не рассказали об этом моему поручному, графу Рошфору, который имел с Вами беседу по поводу этой истории? Вы молчите, все играете в благородство, господа мушкетеры?
Несмотря на серьезность обстановки эти слова кардинала пришлись по душе гасконцу. Кардинал причислил его к мушкетерам!
- А знаете ли Вы, господа, что кавалер де Колини был одним из моих телохранителей?
- Нет сударь, - поспешил сказать капрал – этого мы не знали. И нам право жаль, что такой бесчестный человек, как Колини сумел пробраться в ряды телохранителей вашего высокопреосвященства!
- Да сударь, вы не лезете в карман за словом. – и повернувшись к дверям вскрикнул – Введите ко мне Левеньи.
В кабинет вошел Левиньи, сопровождаемый графом Рошфором. Увидев мушкетеров Левиньи побледнел, Рошфор видя его бледность усмехнулся.
- Расскажите нам, как было дело, Левиньи.
Но тот, видя мушкетеров, не смог выдавить из себя что-нибудь членораздельное. Видя его замешательство красный герцог окончательно понял все. А поняв, принял решение.
- Господа! – обратился он к мушкетерам – Левиньи показал, что это Вы первыми напали. Но я вижу, что это по видимому не правда. Однако это не дает Вам право убивать людей ради развлечения или на какой-нибудь дуэли! А это была дуэль, я уверен в этом!
Д’Арно пытался протестовать, но Ришелье жестом прервал его.
- Вам не откажешь в мужестве, господа! Я это знаю. Чего не могу сказать об этом господине – кивнул головой кардинал в сторону   Левиньи – Но я не могу не наказать Вас, господа. Ибо дуэли запрещены эдиктом, подписанным Людовиком тринадцатым и свято охраняемым мною.
- Какое же наказание мы заслужили, Ваша светлость? – спросил де Монтале.
- Вас надо бы отдать под суд, но я не сделаю этого. О наказание, мы сговоримся с Вашим начальством, господа. А теперь идите.
Мушкетеры поклонились и вышли.
- Что прикажете в отношение с господином де Левиньи? – осведомился Рошфор.
Ришелье взглянул на кавалера, все еще смертельно бледного.
- Пусть он ответит перед судом, этот трус.
Граф поклонился и взял под локоть бедного дворянина, но тот внезапно вырвал у Рошфора руку и вскричал:
- Нет, Ваша светлость, выслушайте меня.
- Говорите – отвечал Ришелье.
- Знает ли Ваша светлость графа де Шале.
- Да, мне знакомо это имя – насторожившись, отвечал кардинал.
- А знает ли Ваша светлость, что я был очень дружен до времени с ним?
- И что же внесло раздор в Вашу дружбу?
- А то, что он плохо отзывался о Вашей светлости и я рассорился с ним.
Ришелье уже успел изучить этого человека, и понимал, что он скорее всего врет. Но все же по видимому тот знал что-то важное и потому кардинал разрешил продолжать разговор.
- Так вот, мне известно, что Шале писал письма, некоторое время назад.
- И что же?
- А то, что он писал в Брюссель!


Рецензии