Аланта глава 2

                2.

Первыми из ученых на месте удивительной находки появились археологи: два немолодых мужчины сорока с небольшим лет. Один – невысокий суховатый с бородкой клинышком и большими мохнатыми бровями. Звали археолога Петр Сергеевич. Археологии он посвятил всю свою жизнь. Второй – такой же скиталец и искатель, предпочитающий кабинетной работе работу к поле. Там, где находки, где можно непосредственно прикоснуться к истории, потрогать ее своими руками. Второй был чуть полноватым, имел заметную лысину и звучное имя – Лев. Для малознакомых людей – Лев Николаевич. За что его в школьные годы дразнили Толстым, как тезку знаменитого писателя. Увы, ударение, обычно делалось на первый слог. Тогда было обидно. Сейчас Лев Николаевич вспоминал свои детские обиды с улыбкой. Он имел немало публикаций в научно-популярных журналах и специализированных изданиях. Если кому-то и приходило в голову сравнить его с Толстым, то с помыслами самыми лучшими.
«Я всего лишь узкий специалист и богатством слова, свойственным знаменитому писателю не владею» - отвечал в таких случаев археолог, втайне немного гордясь таким сравнением.
- Что думаешь, Николаич? – поинтересовался первый археолог, осматривая удивительные врата и находящийся за ними грот.
Лев Николаевич многозначительно почесал лысину, заставив Петра Сергеевича задуматься, что первично – лысина или привычка ее чесать.
- Такого мне встречать не приходилось, Сергеич, - наконец ответил археолог.
- Да и мне тоже. Подумать только, здесь, на Урале! И как замечательно сохранилась находка! А лет ей немало.
- Немало, - согласился Лев. - Надо будет попробовать взять образец и отправить его на в лабораторию, но и без того могу сказать, счет идет на тысячелетия.
- Да, образец взять было бы неплохо.
Разумеется, археологи не собирались крушить стены молотком, к археологическим находкам они относились с должным почтением. Проще было бы взять что-то отдельно лежащее, но кроме самого помещения здесь ничего не было – грот был абсолютно пуст. Даже пыли в нем почти не было, лишь микронный слой, накопившийся с момента его открытия. Правда, оставались вторые врата, но открываться они не хотели категорически. Врата не имели видимых замков: ни щели для ключа, ни потайного рычага, который мог бы привести в действие запорный механизм (археологи оползали на коленях буквально все пространство грота, рассматривая пол и стены через увеличительное стекло в поисках малейших зазоров, но ничего подобного не нашли).
Лев Николаевич достал штихель и попытался снять с поверхности врат едва заметный слой материала. Опыт оказался неудачным.
Археолог достал лупу и рассмотрел место на вратах, которое только что царапал, затем рассмотрел бумажный лист, положенный им внизу.
- Ничего.
 Легированный штихель из высокоуглеродистой стали не оставил на поверхности врат ни малейшей царапины.
- Гхм. Не может быть! Даже на знаменитом «дамаске» остаются едва заметные микроскопические следы! – удивился Петр Сергеевич.
- Что, неужели не царапает?!
- Сам посмотри, - один археолог передал другому увеличительное стекло.   
- Мда. Действительно, - вынужден был согласиться тот. – Находка обещает быть еще более интересной, чем предполагалось в начале. По материалу, из которого это сделано, лучше обратиться к химикам. Давай займемся надписями.
Археологи скрупулезно скопировали знаки, которыми были испещрены как наружные врата, так и поверхность стен грота.
- Что будем делать с текстом, Сергеич? – спросил тезка знаменитого писателя.
- Однозначно в расшифровку. Здесь для криптографов интереснейшая работа. Есть у меня в Питере один знакомый. Наизабавнейший старикан. Профессор-языковед.
- Можно подумать, Сергеич, что мы с тобой молодые, - улыбнулся Николаич.
- Все относительно, друг мой. По сравнению с практикантом Витьком мы старики, по сравнению с Александром Дмитриевичем – зеленые юнцы.
- Сколько же ему лет?
- Уже за семьдесят, но старик еще довольно крепок. Надо будет смотаться в райцентр – отправить по электронной почте отчет об экспедиции в университет и текст надписи профессору.   
- Отчет? Пока мало что можно сказать.
- Сказать можно мало, но нам требуются помощники. Во-первых, нам необходим специалист по материаловедению и техник тоже не помешает. Здесь необходимо комплексное исследование – рентген, ультразвук. Да мало ли что еще. Нам нужен специалист, который разбирается во всех этих новых устройствах.
- И причем здесь наш отчет? Ты же знаешь, у нас нет таких специалистов.
- Специалист – это, прежде всего, ставка. Удастся пробить финансирование, найдем и специалистов. У меня есть приятель, который связан с материаловедением. Думаю, он подскажет, к кому можно обратиться. Нужен человек достаточно мобильный и профессиональный.
- В такую даль не каждый поедет. Тем более что больших денег нам не дадут.
- Не каждый, - согласился Сергеич. – За небольшие деньги – не каждый, только энтузиаст. Совсем без денег сюда никакого энтузиаста не заманишь.
- У меня двоюродный племянник в технических новинках неплохо разбирается. Попробую его сюда вытащить. Прав ты, Сергеич, финансирование необходимо.
- Еще бы. Осталось в этом лишь руководство убедить.
На том и порешили. Этим же вечером археологи разослали все письма. И как ни странно, вскоре получили положительный ответ. Университету недавно выделили деньги на программу «Историческое достояние России». Деньги требовалось освоить. Разумеется, часть грантов ушли своим людям, но, тем не менее, и реальную работу надо было проводить. Отчет о проводимой работе необходим и здесь интересная находка в российской глубинке как нельзя кстати. Запрос на материальное обеспечение от двух заслуженных ученых: Петра Сергеевича и Льва Николаевича был рассмотрен и удовлетворен. Что позволило осуществиться планам, в другой ситуации невозможным.
Племянник Льва Николаевича приехал через несколько дней. Их отдел недавно сдал новую разработку и потому весь коллектив прибывал в состоянии расслабленности – копил силы для будущих свершений. Руководство отдела, пользуясь случаем, отправило людей в отпуска. Анатолий на работе маялся бездельем, подбирал хвосты, приводил в порядок материальную часть. Его начальство охотно откликнулось на просьбу молодого специалиста предоставить декаду давно заслуженных отгулов. Уже на следующий день он летел по вызову двоюродного дядьки, который постарался в красках расписать всю увлекательность предстоящей задачи. Вместе с Анатолием в багажном отделении летели две объемных сумки до верха набитые аппаратурой. Больше он прихватить с собой просто не смог.
Увидев находку, парень по-настоящему увлекся. Известие о том, что предполагаемой находке не одна тысяча лет привело егов восторг.
- Ух, ты! Это же…! Дядя Лева, говорите скорее, чем я могу помочь!
- Это ты нам скажи, - отозвался Лев Николаевич, переглянувшись с коллегой, - что можно узнать об этом гроте с помощью современных методов. Возраст?
- С этим непросто, - Анатолий задумался. – Я слышал, для исследования некоторых материалов применяется термолюминесцетное датирование. Но оно применимо не ко всем материалам. Да и нет у меня ни необходимого оборудования, ни таблиц светимости. Это совсем не мой профиль.
- А состав вещества? Впрочем, здесь ты вряд ли нам поможешь. Это, наверное, к металлургам.
- Зачем к металлургам? С этим как раз проще. Стоит испарить несколько грамм образца и переносной спектрограф скажет нам очень многое о составе вещества, из которого сделан этот грот.
Археологи переглянулись. Лев Николаевич посмотрел с гордостью (знай наших). Петр Сергеевич – с сожалением.
- Образец для исследования нам взять не удалось. Не удалось даже поцарапать стену, - пояснил Петр Сергеевич.
- Вот как? – Анатолий удивился. – Тогда не будем портить этот замечательный материал. Есть еще один способ – радиоспектрография. Но у меня нет с собой необходимого оборудования.
Толик задумался на минуту.
- Обойдемся без него, - решил технический специалист. - Нам нужен будет спектрофотометр и источники света со специальными фильтрами. В том числе инфракрасные и ультрафиолетовые фонари. Метод основан на отражении и поглощении веществом волн различного спектра. Будем по очереди освещать стены грота различным светом и фиксировать его отражение.
- Голова, - похвалил Анатолия Лев Николаевич. – Хорошо у нас молодых специалистов учат!
Молодой специалист был не так уж молод. В этом году ему минуло тридцать лет. Еще не иссяк юношеский задор, уже появился опыт. Анатолий хорошо знал свое дело.
- А это оборудование у тебя есть? – спросил Петр Сергеевич.
- Основное есть. Придется кое за чем съездить в райцентр. Доукомплектоваться надо самыми простыми вещами – штативы, аккумуляторы, инфракрасные и ультрафиолетовые лампы. Думаю, найти их не составит труда.
- Вряд ли здесь есть специализированные магазины, - засомневался Лев Николаевич.
- Пустяки. Инфракрасные лампы иногда используются для обогрева сельскохозяйственных помещений, ультрафиолетовые применяются в медицине. Их можно найти в любом медпункте. Что касается аккумуляторов и штативов – это вообще просто.

«О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг,
И случай – бог-изобретатель»
                А. С. Пушкин.
 
Все решил случай. Рано или поздно это открытие было бы сделано, но случай вмешался и вместо «рано или поздно» оказалось «рано».
Анатолий приготовил требуемую аппаратуру, расставил по углам штативы с инфракрасными и ультрафиолетовыми лампами и приступил к снятию параметров с помощью спектрофотометра. Дневной свет мешал чистоте эксперимента, и техник, не мудрствуя лукаво, закрыл наружные врата.
Светофильтры сменяли друг друга, присоединенный к спектрофотометру ноутбук, фиксировал получаемые параметры, выстраивая таблицу значений. Молодой ученый увлекся работой. Воздух в помещении нагрелся, Анатолий снял куртку и обвел помещение взглядом, обдумывая, куда бы ее повесить. Ближайшим выступом оказалась ручка двери. Не той двери, которая вела наружу, а второй, которая скрывала… Что она скрывала, оставалось неизвестным, поскольку открываться решительно не хотела. И оба археолога и Анатолий пытались ее открыть не один раз – безуспешно.
Здесь же, о чудо, ручка под весом одежды почти бесшумно повернулась. Удивленный Анатолий потянул на себя дверь, та легко распахнулась. Что было за дверью, рассмотреть не удавалось – чуть светящийся белесый туман закрывал обзор. Анатолий около минуты удивленно рассматривал это зрелище. Наконец он схватил один из штативов и переставил вплотную к клубящейся завесе. Луч фонаря рассеивался, разглядеть, что находится дальше, было невозможно. Анатолий двинул штатив чуть вперед, погружая его в туман. Штатив не встретил никакого сопротивления, но контур его подозрительно засветился.
«Надо срочно заснять это явление на видеокамеру», - подумал молодой ученый и бросился к выходу. Дверь не открывалась! Он тянул и толкал. Так исправно функционирующая еще полчаса назад дверь отказывалась выпускать его наружу! Анатолия прошиб холодный пот, колени предательски задрожали. Мысль о том, что дверь может вообще не открыться была панически неприятна. Собрав волю в кулак, ученый постарался унять дрожь и спокойно поразмыслить.
Что случилось в последние полчаса? Каков был алгоритм действий? Что могло изменить существующий порядок открывания двери? Почему дверь, ранее не желавшая открываться, вдруг распахнулась, а та, что исправно открывалась вот уже несколько недель к ряду, оказывается его выпустить наружу?
«А что если?».
Анатолий подошел к внутренним вратам и плотно закрыл дверь. С надеждой, пусть и зыбкой, он подошел и толкнул наружную дверь – та распахнулась. Толик вдохнул воздух полной грудью и с облегчением выдохнул.
- Ну что там!? Закончил измерения?! – крикнул Лев Николаевич от подножия скалы.
Анатолий махнул рукой. Секунд десять он переводил дыхание, и наконец, ответил:
- Здесь такое! В общем, это надо видеть! Лезьте сюда и видеокамеру прихватите, она в одной из моих сумок!
Вид у Анатолия при этом был такой, что археологи поспешили. Через пять минут они поднялись к гроту.
- Что там? – спросил с любопытством один из них. – Удалось узнать что-нибудь о материале?
- Нет, с материалом пока рано определяться. Обрабатывать данные и делать выводы я буду внизу. Здесь другое – вторая дверь открылась!
- Что?! Что там?! Ты не шутишь?!
- Какие там шутки, сами сейчас посмотрите. Хотя, подождите, всем сразу входить нельзя. Давайте по очереди.
Хитрый механизм, блокирующий одну из дверей сработал безупречно, но риск по-прежнему оставался. Сработает ли он точно так же и в следующий раз?
- Да, должен сказать, есть определенный риск, - Анатолий посчитал своим долгом предупредить людей о возможных последствиях. 
Сначала Лев Николаевич а затем и Петр Сергеевич смогли подивиться на открывающуюся вторую дверь и таинственный туман.
Проверив несколько раз механизм срабатывания блокировки ворот, они все-таки собрались в гроте втроем.
- Что теперь? – поинтересовался Петр Сергеевич.
- Есть одна мысль, - Анатолий привязал видеокамеру к штативу и поместил ее за пелену тумана.
Через полминуты камера была возвращена на место и все с нетерпением приступили к просмотру.
Увы, рассмотреть удалось очень немного. Помещение было небольшим, четкие границы его терялись в клубящемся тумане не позволяя определить даже его размеры, не говоря о большем.
- Информации немного, - прокомментировал Петр Сергеевич.
- По крайней мере, мы узнали, что на видеокамеру этот странный туман не действует. Она осталась исправной, - ответил Анатолий.
- И что теперь? Может, зайти туда? – предложил Лев Николаевич.
- Все это очень странно. Туман начинает подозрительно светиться, когда к нему приближается какой-нибудь предмет. Нет, мы туда не пойдем. У меня есть мысли поинтереснее. Сейчас соберу одно устройство.
И Анатолий стал навешивать на штатив все, что ему требовалось: Аккумулятор, фонарь и видеокамеру. Тщательно все это закрепив, он подвинул вторым штативом сооружение за таинственную завесу.
- Что теперь?
- А теперь мы закроем дверь и подождем.
Они подождали. Этот эксперимент оказался гораздо более информативным. Зацепив скрытый за непроницаемой завесой штатив штангой от второго штатива, Анатолий вытащил его в грот.
Результаты просмотра записи впечатляли. Как только дверь закрылась, белесый туман исчез, и глазам удивленных наблюдателей предстало небольшое помещение, примерно два на два метра.
Лев Николаевич рассмеялся – перед ними была новая дверь!
- Это двери бесконечны?!
- Не думаю, - отозвался Анатолий. – Знаете, что это мне напоминает? Шлюз.
- Шлюз?
- Блокировка дверей наводит именно на эту мысль. Уверен, следующая дверь тоже не откроется, пока не закрыть предыдущую. 
- А что за ней?! За следующей дверью?!
- Все что угодно. Одно могу сказать точно - я не представляю себе механизм, который мог бы настолько исправно действовать через тысячи лет. Все это очень странно.
- В древних постройках встречаются иногда действующие механизмы, - отметил Петр Сергеевич.
- Многократного срабатывания и в таком идеальном состоянии?
- Нет, такого мне встречать не приходилось. Не приходилось даже слышать о таком - признал археолог.
- Как же нам все-таки заглянуть за следующую дверь? – спросил Лев Николаевич.
- Это может быть опасно. В древних сооружения часто бывают ловушки, - заметил его коллега.
- Самим идти не стоит, - согласился Анатолий.
- Что же делать?
- Иногда в таких случаях используют роботов, управляемых дистанционно, но здесь вряд ли такое возможно. Стены толстые, двери тоже. Вряд ли они пропустят радиосигнал.
- Толик, неужели ты ничего не придумаешь?! Как открыть эту дверь ты догадался, догадался, как снять помещение, закрытое туманом! Так что же, сдаваться?!
- Это было просто. Дальше так не получится. Здесь необходимо устройство, способное действовать автономно.
- А такие есть?
- Есть, как не быть. «Роботроникс» недавно на международной выставке представлял робота, который может действовать полностью автономно. Он даже умеет говорить.
- Так он, поди, бешеных денег стоит! – воскликнул Лев Николаевич.
- Да уж немало.
- Анатолий, неужели Вам не любопытно, что там? – Петр Сергеевич от волнения перешел на «Вы».
Техник задумчиво почесал голову. Ему тоже очень хотелось узнать, что находится за третьей дверью.
- Вообще-то я мог бы попробовать собрать простенького робота, но это все равно будет затратно, - сказал Анатолий.
- Насколько затратно?
- Необходимо шасси на электротяге лучше всего с шаговым электродвигателем, - начал перечислять техник, - затем нужны лазерные дальномеры, гидромотор и гидроцилиндры, специальная управляющая программа с системой распознавания образов. Это основное.
- Наверное, все это безумно дорого?
- Программу мне скинет Санек, придется ее лишь немного адаптировать. В качестве управляющего аппарата попробую использовать мой ноутбук. Что до остального…, - техник задумался, - хорошо, что нам достаточно небольшой мощности устройства. Думаю, тысяч в тридцать уложимся.
- Евро?! – чуть не подпрыгнул Лев Николаевич.
- Что ты, дядя, рублей, конечно.
- Всего лишь?! – удивился Петр Сергеевич.
- Это будет совсем простой робот, - смущенно сказал Анатолий. – И потом, тридцать тысяч рублей –  тоже затраты.
- Ставку техника нам открыли, думаю, не откажут и в оборудовании. На «Роботроникса», конечно, денег не дадут, но тридцать тысяч рублей не такая большая сумма, - подвел итог размышлениям Лев Николаевич.
Ученые отправились в свой временный лагерь, где и продолжили планировать дальнейшие действия.
- Да, кстати, готовы данные по составу материала, из которого сделан грот, - сказал Анатолий через час.
- И из чего он?
- Компонентов слишком много. Это какой-т о сложный металлокерамический композит. Аналогов в справочнике я не нашел.
- Еще одна загадка! Заявку на комплектующие для робота ты подготовил?
- Сейчас займусь, к вечеру будет готово, - заверил техник
Тем же вечером Лев Николаевич отправил письмо с просьбой профинансировать покупку материалов, а Толик отослал заявки на комплектующие.
Петр Сергеевич созвонился с профессором-языковедом и узнал, как продвигается расшифровка надписей. Пока результата не было.
Уснули все поздно полные грандиозных планов. Но следующий день преподнес им большое разочарование – вторая дверь (та, что в конце грота) не открывалась.


Рецензии
Приветствую, Валерий!
глава вполне читабельна, несколько опечаток только встретил...
судя по вашей переписке, действо ожидается грандиозное :)))

Дмитрий Левченко   06.02.2012 20:23     Заявить о нарушении
Приветсвую, Дмитрий!
Хорошо, что читабельна, а то я было стал сомневаться, не перегрузил ли текст техническими подробностями.
Опечатки, конечно, будут вычитываться.
Как творческие планы? Что-нибудь крупное замышляешь?

Валерий Афанасьев   06.02.2012 20:38   Заявить о нарушении
да как-то с настроением не совсем... "В плюс В" вот подвисло, про игру тоже... ну, то, помнишь, об игроках? хотел покромсать, переделать, облегчить, да как-то всё вот... не знаю, лень душевная какая-то :)))

Дмитрий Левченко   06.02.2012 21:09   Заявить о нарушении
в неделю по главе выкладываю... про Васю, в смысле :)
на днях вот выложил...

Дмитрий Левченко   06.02.2012 21:10   Заявить о нарушении
Это бывает, по себе знаю. Что-то может притормозить. Неожиданно может пойти что-то другое или двинуться остановившееся. Отчего зависит, кто скажет.) Одно из чудес мира.)

Валерий Афанасьев   06.02.2012 21:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.