разные события...

Помните, ведь вы же помните? Мама или бабушка, ведомые предрассдуками, именуемыми приметами, всегда-всегда запрещали вам проходить меж двух наклонных столбов, образущих арки, заставляя вас обходить это злосчастное место.
Ведь, когда вы спрашивали - а почему нельзя? Старшие терялись и ограничивались скупыми фразами: нельзя, плохое место и прочими фразами в этом роде.

Вы ведь наверняка слышали об эффекте "сотой обезъяны"*?(Для тех кто не слышал, я вынес данный материал в примечания).


  ...девушка шла с работы по парку, девушка была занятой и пока она шла, череда несделанных дел стремительно накапливалась, поэтому девушка спешила и когда она приблизилась к арке... Да-да именно к арке, которую нам с дества запрещали проходить, девушка просто незадумываясь ее прошла. Но перед тем как она её прошла, девушка увидела, как прежде чем пройти арку, до неприличия неопрятно одетый, грязный, обросший с усталым лицом человек, перекрестил арку по старом обряду - двумя пальцами и смело двинулся вперед в арку, шепча что-то про себя.
А девушка увидев это - ухмыльнулась и пошла дальше, прямо в арку арку...

  ...её звали "Кис-кис", иди сюда маленькая, да и вообще как только её не звали, но она всегда откликалась. Когда-то давно у нее было другое имя и она жила с вечно занятой хозяйкой, в тепле стабильности и уюта, за что расплачивалась осутствием независимости - у неё ведь была хозяйка и выходящие из всего этого обязанности и ущемления свободолюбивой, любопытной души.
Но это было давно. Как-то так получилось, что она ушла и стала жить свободной, познавая окружающий мир без ограничений, удовлетворяя свое любопытство.
Вы ведь замечали на улице новые большие био-мусорные баки, вкопанные в землю? А ведь они так глубоко вкопаны и если в один из них попасть/упасть, то вылезти из него будет проблематично, если он не полон или окажется, что в нем нет трапа. А в этом баке какраз небыло этого трапа и бак был почти пуст и Кис-Кис таки не упала в него, заглядывая в него, потеряв что-то дорогое её сердцу, а именно ПОПАЛА, потому что сама залезла - ей правда было очень-очень любопытно глянуть что же там внутри и она удовлетворила свою потребность в жажде информации.

  Теперь она истошно кричала - призывала о помощи и её услышала мимопроходящая занятая девушка, она заглянула в люк, покривила носиком и пошла дальше, как будто ничего и не видела. Через пару часов, следом за девушкой в люк заглянул бородатый индивиддум с усталым взглядом. Он перекрестил люк по старому обряду - двумя пальцами и скрылся от взора Кис-кис, та уже уже думала, что и этот странный человек решил ее бросить. Но тот спустился к ней вниз, подсадил и только момент освобождения из бака, стал невероятно близок к своему осуществлению, как вдруг занятая девушка, спешившая закончить свои стремительно накапливающиеся дела, завершила еще одно дело - выбросила мусор - прямо в бак.
  Стоит отдельно упомянуть, что незадолго до этого, та самая занятая девушка, совершая уборку в квартире, умудрилась разбить свою любимую, тяжеленную хрустальню вазу, занятая девушка была очень хрупкой и слабой, а ваза и правда тяжелой - занятая девушка просто никак не смогла ее спасти от падения. И вот та самая занятая девушка, выкидывала вместе с остальным мусором ту самую тяжелую, любимую некогда, хрустальную вазу.
И что бы вы думали? Да-да ваза таки летит и попадает Кис-кис прямо по голове, от чего та, будучи так же хрупкой, теряет сознание, а не получив первой помощи в последствии потеряет и жизнь, но это будет несколько позже, а сейчас...
А сейчас невезение было бы неполным, если все бы закончилось только этим, ваза переворачивается и теперь уже летит более опасным концом, в сторону бородатого индивидуума с грустными глазами. Теперь понятно, почему у него были грустные глаза - глаза знали, что все рано или поздно закончится именно этим, глаза не обманешь, они все-все знают. Опасный конец вазы долетел до цели и лишив "цель" жизни, спокойно покоился рядом с телом.
  И занятая девушка бежит дальше, у нее много дел и дела стремительно накапливаются в моменты бездействия девушки и девушка твердо уверена, что движение - жизнь и девушка живет с этим девизом.
  А в баке тем временнем лежат два тела, но они уже не могут возразить девушке, не могут сказать ей что они не согласны - они мертвы.
  Кровища залила весь бак, но сверху продолжал сыпаться мусор, от других людей и повторно от занятой девушки и повторно от людей и кровищу уже небыло видно, а затем скрылись от взора и тела, мусор увезли на мусоровозе и тела никогда не нашли, а их и не искали.



Примечания:
*эффект "сотой обезъяны":
На японском острове Косима (Koshima) обитала колония диких обезьян макак, которых ученые кормили сладким картофелем (бататом), разбрасывая его по песку. Обезьянам нравился батат, но не нравился песок на нем. Они пытались лапами счистить песок с картофелин. И вот однажды 18-месячная самка Имо обнаружила, что может решить эту проблему, вымыв батат. Она научила этому трюку свою мать и подружек. В период с 1953 по 1958 год все молодые обезьянки научились мыть батат от песка. Взрослые матери учились от своих детенышей. Лишь взрослые самцы продолжали грызть батат с песком. Потом произошло что-то поразительное. Когда осенью 1958 года на острове количество обезьян мывших бататы достигло 100, то случился качественный скачок: почти все обезьяны в колонии этого острова стали мыть картофель перед едой. Создалось впечатление, что именно сотая обезьяна каким-то образом привела к такому качественному прорыву. Более того, привычка мыть батат перед употреблением в пищу каким-то образом в дальнейшем перепрыгнула через море. Колонии обезьян на других островах и на материковой горе Takasakiyama также начали мыть батат без какого бы то ни было внешнего побуждения к тому.

Что же касается коллективного обучения приматов, то есть другие методики их перевоспитания, противоположные по смыслу описанному выше эффекту и более им понятные. Речь идет о традициях, которые очень трудно менять, особенно если ты один, а соблюдающих традицию намного больше.

Так, например, в качестве эксперимента ученые сажали в металлическую клетку пять обезьян и кормили их не вкусной пищей. В верхнем углу развешивали бананы, но чтобы добраться до них, нужно было наступить на пластину и тем самым подключить всю клетку к электрическому току. Обезьяны, конечно же, пытались добраться до бананов, но их било током и они отступали. В итоге, почти все поняли, что приближаться к бананам не очень приятно. Лишь одна оказалась непонятливой и продолжала попытки сорвать банан, но так как током било всех, то остальные обезъяны начали ее колотить за настырность. Битье подействовало, и глупышка прекратила дальнейшие попытки.

Затем ток в клетке отключили, и бананы можно было брать спокойно, но никто уже не пытался к ним подойти. Далее заменили одну обезьяну на новую и та естественно рванула к бананам, но ее тут же поколотили. Все ее попытки сорвать бананы не находили понимания среди остальных, в итоге и она угомонилась и перестала соваться к бананам. Постепенно заменили по одной всех остальных, в результате чего в клетке сидели обезьяны, которых ни разу не било током, но никто не пытался сорвать бананы, так как за это били сокамерники.

Обычно этот пример приводят для того, чтобы можно было наглядно пояснить, как можно изменить традиции в коллективе, если эти традиции неправильные. И вывод здесь был один, либо заменить сразу три обезьяны, либо посадить к четверым одну большую, которая будет всех остальных колотить и тем самым изменит привычки. И в том, и в другом случае битье определяло сознание.

(c)


И вот заметьте, что старшие обезьяны остались с прежними привычками, т.е. как им внушили - мнения своего уже не переменят.
У каждого запрета есть какая-то предыстория, но блин не зная ее просто переносить сам запрет из поколения в поколение — это, как и с религией, бездумное следование традициям.

В нагрузку к эффекту "сотой обезъяны" есть сказочка.
В момент гуглига на тему примет, наткнулся на перевод мифов,сказок и преданий Западной Полинезии.

"Почему на Самоа нельзя проходить между срединными опорными столбами дома"

Тити-лимулиму, дочь Туи-аана Тоо-пелу, вышла замуж за благородного вождя Фиаме из Саматау 1 и понесла. А сроки ее пришли как раз тогда, когда она купалась в море, и прямо в море родила она двух ящериц. Она очень испугалась, тут же побежала домой и рассказала об этом мужу. Фиаме велел двум своим людям, Веве и Сиипа, пойти и посмотреть, где те ящерицы и что делают. Те нашли ящериц сидящими в углублении на скале. Ящерицы пристально смотрели на дом своих родителей. Веве и Сиипа вернулись к Фиаме и сказали ему:
— Вон там они сидят и пялятся на твой дом.
Фиаме очень не понравилось, что его люди в таких выражениях говорят о его ящерицах, и он поправил их:
— Не пялятся, а смотрят.
Но Веве и Сиипа снова повторили слово «пялиться», и тогда взбешенный вождь бросился на них и убил их.
А ящерицы, огорченные и обиженные тем, что с ними так обошлись, умерли от горя. Похоронили их посередине дома Фиаме, между срединными опорными столбами. Вот почему на всем Самоа запрещено проходить между этими срединными столбами.
И с тех самых пор пошла пословица: «Из-за неверно сказанного слова много горя обрушилось на Ниуапаи 2». Так говорят, когда в несчастье повинна чья-нибудь глупость и несговорчивость.


Рецензии