Нерешённые вопросы и перспективы дальнейших исслед

Любивый Валерий. Отец : восстановление биографии / В. Д. Любивый; под. ред. И. И. Кочевых.– К.: ФАДА, ЛТД, 2011.– 448 с. – ил., портр. –  Библиогр.: с. 441–443.

Фрагмент "Хроника жизни Дмитрия Любивого" (Часть шестая)

Данный раздел состоит из трёх подразделов.
В первом изложена хроника жизни Дмитрия Любивого, представляющая собой перечень обстоятельств, которые имели место, влияли на поступки Дмитрия, определяли его судьбу.
Наши результаты не являются истиной в последней инстанции, и мы понимаем, что всего знать нельзя, а, зная многое, нельзя достаточно полно погрузиться в годы, когда происходили описываемые события. Поэтому мы не утверждаем, а предполагаем, мы верим и сомневаемся, хотя и пользуемся весьма достоверными источниками – документами, воспоминаниями и исследованиями, а также замечательной литературой (за что большое спасибо авторам!) Учитывая сказанное, мы, например, не во всех случаях сравнивали различные описания одних и тех же событий, о которых говорится в разделах книги, чтобы выбрать на своё усмотрение наиболее правдоподобные из них. Это занятие интересное и даже увлекательное, и желающие смогут пройти свой путь, воспользовавшись материалом книги. Всё, что заслуживает внимания, находится на её страницах и ждёт своего часа, дополнительной информации и новых исследований. Нас же более интересовало обобщение уцелевших материалов, общая панорама жизни героя – в свете исторических, классовых, национально-культурных обстоятельств.
Во втором подразделе – воспроизводится биография Дмитрия Любивого и называются мероприятия, связанные с сохранением памяти о нём. Это – основной результат работы, нацеленность на который указывает само название книги – «Отец: восстановление биографии». Поэтому он прост, как решение, с которым до поры до времени приходится соглашаться. Здесь уже нет описаний и выводов. Лишь строчки, называющие события и даты, им соответствующие.
В третьем подразделе приводится перечень актуальных задач, которые касаются дальнейшей разработки темы и увековечения памяти о Дмитрии Любивом, а также расширения наших знаний о роде Любивых и улучшения контактов между его представителями. Удалось сделать многое – и мы опять, словно в начале пути!

НЕРЕШЁННЫЕ ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В процессе написания книги автор постоянно соприкасался с множеством вопросов, на которые в семейной устной традиции не было ответов или о них скромно замалчивали старшие. И ответить на эти вопросы не позволял ни сбор документов, ни опрос свидетелей прошедших событий, ни ухищрения в систематизации и анализе накопленного материала. Оставалось только принять свою концепцию изучения жизни отца – Дмитрия Игнатьевича Любивого. И концепция состоит в следующем.
1. Подготовить и издать книгу на уровне тех материалов, которые удалось собрать, и на уровне того их анализа, который удалось осуществить в условиях реального времени, возможностей и знаний.
2. Распространить книгу среди широкого круга родственников Дмитрия Любивого, его земляков по Киргизии, общественных организаций и музеев – с целью ознакомления заинтересованной общественности с теми вопросами, ответы на которые интересуют автора и его семью.
3. Собрать отзывы и комментарии на книгу, а возможно, и дополнительные материалы домашних и других архивов – с целью уточнения событий жизни Дмитрия Любивого, а также других событий, связанных с его личностью и увековечением его памяти.
4. Продолжить поиск материалов, которые так или иначе определяли обстоятельства короткой, но событийной жизни Дмитрия Любивого.
5. Продолжить более глубокий анализ всего собранного о жизни Дмитрия в свете новых знаний, которые были получены к моменту окончания работы над книгой, с учетом отзывов и ознакомления с новыми публикациями об интересующем нас историческом периоде.
6. Признать, что основной целью книги является увековечение памяти Дмитрия Игнатьевича Любивого, обеспечение неослабного интереса общественности к его судьбе и сохранению памяти, в том числе посредством поддержания в хорошем состоянии памятника-могилы, удовлетворения потребности в информации школьного отряда имени Дмитрия Любивого в пгт. Токтогул (Кыргызстан) и музеев, в которых имеются материалы о басмачестве и экспозиции о Дмитрии Любивом.
7. Пробудить интерес родственников к роду Любивых, к созданию своих домашних архивов-музеев, сбору материалов о представителях рода, к записи воспоминаний патриархов.
Ближайшими перспективами дальнейших исследований и шагов, кроме указанных в концепции, автор считает следующие:
1. Обновить памятник-могилу Любивого–Герасимова в парке пгт. Токтогул (Кыргызстан) – с использованием фундамента из цельного натурального камня. Обозначить на могиле: 1. Годы жизни Дмитрия Игнатьевича Любивого (1896 – 13.05.1931.); 2. Инициалы (возможно, А. Н.) и год смерти пулемётчика-красноармейца Герасимова (погиб в апреле 1931 г.); 3. Добавить на боковую или тыльную сторону памятника пластину с именем сестры Дмитрия, прах которой был перезахоронен вместе с его прахом: «Мария Игнатьевна Любивая – комсомольская активистка – 1900–1932».
2. С учётом постоянно возрастающего потока информации, в том числе публикаций в Интернете, активизировать поиски сведений:
– о возможных родственниках Игната Любивого (1-е колено) и его сына Игната Игнатьевича Любивого (2-е колено), которые остались в Юзовском уезде Харьковской губернии России (ныне – Донецкая область Украины) в то время, когда сын Игната вместе с семьёй переселился в Наманганский уезд Ферганской области. Наверняка у переселенцев были братья и сёстры, поскольку в те года семьи в России были многодетными. Эти сведения помимо всего прочего позволят уточнить прежнее место жительства Игната Любивого и его семьи, и территориальное расположение шахты, которой руководили англичане;
– о переселенческих и др. документах, выданных Игнату Игнатьевичу Любивому и свидетельствующих о списке переселенцев, о получаемых наделах. Это же относится и к Кузьме Тихоновичу Черноткачу и Павлу Анисимовичу Блощецову, которые также были участниками обоза;
– об утерянной фотографии Дмитрия Любивого со своим отцом Игнатом Игнатьевичем Любивым, на которой отец (с усами) выглядел щуплым по сравнению с сыном-здоровяком, ок. 1914 г.;
– о 105-м пехотном запасном батальоне (г. Оренбург), в котором Дмитрий (Димитрий) Любивый окончил в марте 1916 г. (по старому стилю) курс учебной команды военного времени;
– о московском фотографе Геке, в салоне которого в 1917 г. фотографировался Дмитрий со своими сослуживцами;
– о 1-м Оренбургском Революционном Ударном батальоне Добровольческой (Ударной) Армии (не путать с Добровольческой белой армией Л. Г. Корнилова) и боевом пути батальона в районе Петрограда летом и осенью 1917 года. В этом батальоне в качестве волонтёра (добровольца) служил Дмитрий Любивый в чине старшего унтер-офицера (сержанта). Позже, по отпускному билету батальона от 01 декабря 1917 г. (по старому стилю) Дмитрий отбыл из Петрограда в отпуск в хутор Алексеевский Наманганского уезда Ферганской области на 56 дней, по дороге посетив Самару. До Намангана Дмитрий добрался на 12 день, о чём свидетельствует штамп о получении хлеба на тыльной стороне его проездного документа (билета), который одновременно удостоверял личность;
– о службе, деятельности и борьбе Дмитрия Любивого (дополнительные сведения) в период 1917–1931 гг., его участии в партизанских и добровольческих отрядах, в схватках и др. Более внимательное прочтение книги Калыка Акиева «Пройденный путь» (1978), в которой упоминается некто Дмитрий, участвовавший в борьбе с басмачами;
– об утерянной фотографии коллектива Чаткальского лесничества (ок. 1929 г.) – с портретами Дмитрия Любивого и Павла Блощецова;
– об утерянной фотографии акына Токтогула Сатылганова у смертного одра Дмитрия;
– о многочисленных родственниках Фёклы Константиновны Любивой, ур. Олейниковой. О её сестре из Таласа – Полине Константиновне Сириченко, ур. Олейниковой, – к которой переехала семья Дмитрия в 1935 г.
– о таласской семье Михаила Семёновича Кузьмина, с которой соединили свою судьбу Любивые в предвоенные годы (сын Михаила – ­Леонид Михайлович Кузьмин – был призван в Красную Армию и погиб в 1941 г. предположительно под Москвой, сам Михаил умер на трудовом фронте во время войны); о том, как сложилась судьба дочери Михаила – Анны Михайловны, ур. Кузьминой;
– о братьях Дмитрия Николае и Григории Игнатьевичах Любивых, которые погибли на фронтах Великой Отечественной войны, и о Тимофее Игнатьевиче Любивом, который умер на трудовом фронте во время войны; о семьях упомянутых братьев Дмитрия, их судьбах. При этом должно быть учтено, что могила Григория Игнатьевича находилась у церкви в с. Дмитриевка Курской области;
– о жизни Домны Николаевны Любивой, матери Дмитрия;
– об участниках принятия решений, разработки и возведения памятника Любивого–Герасимова в пгт. Токтогул;
– о музеях, в экспозициях которых имеются материалы о Дмитрии Игнатьевиче Любивом.

Надеемся, проведение работ по данным направлениям позволит расширить наши знания о трудной, опасной и интересной жизни Дмитрия Любивого, ежедневно требовавшей от него нравственных поступков.


Рецензии