Встречи на Киргизской земле

Любивый Валерий. Отец : восстановление биографии / В. Д. Любивый; под. ред. И. И. Кочевых.– К.: ФАДА, ЛТД, 2011.– 448 с. – ил., портр. –  Библиогр.: с. 441–443.

Фрагмент "Другая даль" (Часть седьмая)

Седьмая часть посвящена автору книги, сыну Дмитрия – Валерию Дмитриевичу Любивому, – который продолжил родовую ветвь Любивых и своей производственной и общественной деятельностью доказал и доказывает приверженность отцовским и родовым традициям: не бояться трудностей, преодолевать невзгоды, быть патриотом, творчески подходить к своей работе, постоянно ставить перед собой новые задачи и, главное, заботиться о том, чтобы будущие поколения больше знали о пути и доле своих отцов, росли настоящими людьми.
Этот раздел содержит опубликованные интервью Валерия Любивого, где он рассказывает о своей основной работе – закройщика мужской одежды, – которой он занялся после переезда семьи в Киев в 1946 году. В интервью содержатся многочисленные словесные портреты известных людей, которые являлись клиентами закройщика.
Кроме того, повествуется об участии Валерия Любивого в деятельности Совета Организации ветеранов Украины, в том числе Комиссии по международным связям, подготовившей к публикации книгу «Мир крепить неустанно» – о ветеранах войн ХХ века, сохранении памятников и могил, поиске пропавших без вести, поддержании активных связей между ветеранами различных стран.
Приводится исследовательский материал Валерия Любивого о солдате 1-й отдельной Чехословацкой бригады Людвика Свободы – Лидии Маркияновне Уваренко.
Сюда также включены сведения и фотографии об участии автора в конференциях, дипломатических приёмах, встречах и др.

Подрисуночная надпись:
У Вечного Огня, пгт. Токтогул, 2009 г.

ВЕТЕРАНСКИЕ ВСТРЕЧИ НА КИРГИЗСКОЙ ЗЕМЛЕ, МАЙ 2003 г.

В 2003 году  мне посчастливилось посетить Киргизию во время празднования Дня Победы. Я привёз поздравительное письмо ветеранам Киргизии от председателя Совета Организации ветеранов Украины, генерала армии И А. Герасимова, ехал почтить память отца, который погиб в 1931 году в борьбе с басмачами за установление советской власти.
Встречал меня друг детства Сабит Мурзахмедов, который приехал за 100 километров, чтобы отвезти меня в город детства Токтогул. С ним мы вместе еще мальчишками в военные годы работали в колхозе. То было очень тяжелое время. Все жили под девизом: «Всё для фронта, всё для победы!» Скидки на возраст никто не делал – работали день и ночь, таскали ящики по 150 килограммов, питались хлебом и похлебкой. Нас тогда называли стахановцами. Позже Сабит Мурзахмедович стал чемпионом Уральского военного округа по борьбе и запасным сборной СССР, был заслуженным тренером Киргизии. Мы с ним не виделись уже много лет, и встреча была очень волнующей.
В Токтогуле я сразу направился к главе районной администрации Мамарасулу Сакыевичу Тороеву. Мы поговорили о том, как в Киргизии заботятся о ветеранах войны и труда. Когда он узнал, что я сын Дмитрия Любивого, не только предложил мне участвовать в праздновании Дня Победы, но и включил в состав президиума.
В Киргизии ветеранам в различных формах предоставляется социальная поддержка от государства – это пособия обслуживания, услуги на дому и другое. Так, льготы в республике сегодня получают свыше 48 тыс. ветеранов войны. В 1996 году вступил в действие Закон «О ветеранах войны, Вооруженных Сил и тружениках тыла». В рамках этого законодательного акта Министерство труда и социальной защиты Республики предоставляет льготы инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, бывшим узникам концлагерей, блокадникам Ленинграда, трудармейцам, реабилитированным, семьям погибших воинов, вдовам инвалидов и участников войны.

9 мая 2003 года утром возле здания Токтогульской Райадминистрации собрались ветераны райцентра и близлежащих аулов. В 10.00 началось шествие к месту проведения митинга – стадиону, находящемуся в парке. Вдоль всего пути стояла живая стена – пионеры и школьники с цветами в руках. Было очень трогательно и торжественно. Вначале состоялось возложение цветов к обелиску Славы, стоящему у входа в парк, затем участники торжеств прошли по аллее и возложили цветы к памятнику Любивому – Герасимову. На митинге, состоявшемся на стадионе, выступили глава Райадминистрации, ветераны, депутаты Законодательного собрания Киргизии. Я зачитал послание от Совета Организации ветеранов Украины.
Затем состоялись концерт и приём по случаю Дня Победы. Выступали лучшие художественные коллективы, было сказано очень много тёплых слов в адрес ветеранов, всем им вручали подарки, никто не остался без внимания. После митинга ко мне подошёл один из ветеранов и рассказал, что он воевал в составе 1-го Украинского фронта, проходил через Житомир, Бердичев.
Встречался я также в школе с детьми из пионерского отряда, носящего имя Дмитрия Игнатьевича Любивого. В Киргизии сохранилось пионерское движение. Дети воспитываются на лучших примерах героизма и мужества, самоотверженности и любви к Родине. Они искренне чтят героев и стараются в учебе и жизни следовать их примеру. Я рассказал детям об отце то, что знаю из газет и музейных экспозиций, поскольку живым отца не помню – 13 мая 1931 года, когда он погиб, мне было 3,5 года. Сообщил, что не вернулись с фронта три брата Дмитрия Любивого. Пионеры с большим интересом выслушали меня и от всего сердца, поблагодарили за состоявшуюся встречу. Моего отца чтят в Токтогуле как народного героя, поскольку он всегда помогал людям и отдал жизнь в борьбе с басмачами за счастье простых людей. В 1981 году, в 50-ю годовщину его гибели, я был приглашен местными властями на открытие памятника отцу в городском парке Токтогула.

Утром 17 мая 2003 года я зашёл в Законодательное собрание Киргизии в Бишкеке. Меня принял депутат Тайырбек Сарпашев, с которым мы встречались в Токтогуле на митинге. Он обещал помочь организовать встречу в Совете ветеранов Киргизии. Позвонил в Совет ветеранов и в Посольство Украины в Киргизии, и предоставил мне машину.
Я встретился с Председателем Республиканского совета ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил Киргизии Токомбаевым Тарасом Алиевичем и передал ему послание от Совета ветеранов Украины, буклет о переправе на Лютежском плацдарме. Тарас Алиевич рассказал о своих делах и заботах, заметил, в частности, что Республиканский Совет ветеранов участвует в законотворчестве, стремясь к тому, чтобы нормативно-правовые акты защищали в социальном плане ветеранов.
Совет ветеранов Киргизии поддерживает хорошие отношения с ветеранскими организациями стран СНГ, в том числе через Координационный совет Международного союза «Сотрудничество общественных организаций ветеранов независимых государств». В 2002 году, например, правительство Москвы выделило по тысяче рублей 45-и киргизам, защищавшим Москву в далеком 1941 году, подарило Совету комплект оргтехники, выделило более 200 тыс. рублей на лекарства для госпиталя ветеранов.
Мне передали ответное послание ветеранам Украины от имени Республиканского совета ветеранов Киргизии. Тарас Алиевич подарил одно из свежих изданий – книгу «Да паду я жертвой за тебя». Ее автор, полковник Б. В. Чупрета, описывает свой боевой путь, ярко показывает героизм и храбрость советских солдат и офицеров разных национальностей, жертвовавших собой ради спасения Родины. Через всю книгу красной нитью проходит тема великой дружбы народов советской страны и чувства интернациональной солидарности с народами порабощенных гитлеровцами стран Европы.
После посещения Совета ветеранов я поехал в Посольство Украины, где меня уже ждал секретарь этого ведомства. Я передал копии документов ветерана, воевавшего на 1-м Украинском фронте, которые я взял в Токтогуле. Меня с недоумением спросили, что я предлагаю с ними делать. Как я понял, наше Посольство в Киргизии не интересуется проблемами ветеранов, воевавших за Украину.
В Киргизии русские и украинцы всегда жили одной семьей с киргизами и узбеками, я знаю об этом не понаслышке. У нас была одна страна и одна война, все силы людей были отданы борьбе с врагом. Каждый вносил свой вклад в Победу. Всем было очень тяжело, женщины и дети трудились день и ночь. В Киргизию было эвакуировано очень много людей, в том числе и инвалидов, прибывавших с фронта. Всех эвакуированных гостеприимно принимали как родных.
Сюда с территории, занятой врагом, были эвакуированы также военные училища и школы. Так, например, Одесская школа авиационных пилотов, в которую я был призван курсантом 10 сентября 1944 года, располагалась в городе Фрунзе, а аэродром находился на станции Луговая. Из 300 тысяч призванных на фронт граждан Киргизии не вернулось домой 130 тысяч! И День Победы празднуется в Киргизии как всенародный праздник – торжественно и чистосердечно, со слезами на глазах.
Возвратившись в Киев, я встретился с Послом Киргизии в Украине Омуралиевым Эсемгулом Касымовичем, предложил настойчивей обращаться к Президенту Украины с проблемами ветеранов Киргизии, воевавших за Украину.
С чувством выполненного долга доложил И. А. Герасимову о поездке в Киргизию и своих впечатлениях. Иван Александрович поблагодарил за проделанную работу.[2.6]


Рецензии