От Трубецкого к Шарикову
Читая Розанова, обнаружил его статью 1909 года по поводу открытия памятника Александру III. Скульптором памятника оказался внебрачный сын князя Трубецкого, Паоло. Открытие памятника приурочивалось к пуску железной дороги Петербург – Владивосток на нынешней площади Восстания у Московского вокзала.
http://www.hellopiter.ru/Monument_.html - фото
ТРУБЕЦКОЙ ПАОЛО (ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ) (1866 – 1938), русский скульптор
... Не вслушиваясь, не всматриваясь в подробности, он по виду русских людей, по фигуре русских людей, по лицам и говору русских людей, вот как собака «верхним чутьем», – знает ту страну, то государство, тот исторический возраст государства, то счастье или несчастье, надежды или безнадежность…
Конь уперся... Голова упрямая и глупая… Конь не понимает, куда его понукают. Да и не хочет никуда идти. Конь – ужасный либерал: головой ни взад, ни вперед, ни в бок. Больно коню: мундштук страшно распялил рот… «Дайте реформу, без этого не шевельнусь»… Голова у коня упрямая и негениальная, «как мы все», «как Русь», как «наша интеллигенция». – «Пустите к свету!» А хвоста нет, хвост отъеден у этой умницы. Между хвостом – или, лучше сказать, «недостатком хвоста» – и злой, оскаленной головой помещено громадное туловище с бочищами, с ножищами, с брюшищем, каких решительно ни у одной лошади нет, и Трубецкой... явно рисовал не лошадь, а черт знает что! «Вдохновение», бессознательность!.. Именно так и нужно было: ну, какой «конь» Россия, – свинья, а не конь. «Чудище обло»…
Зад, – главное, какой зад у коня! Вы замечали художественный вкус у русских, у самых что ни на есть аристократических русских людей, приделывать для чего-то кучерам чудовищные зады, кладя под кафтан целую подушку. Что за идея? – объясните! Но, должно быть, какая-то историческая тенденция, «мировой» вкус, что ли... «Задом (надо бы сказать грубее) живет человек, а не головой»…
Трубецкой, который, конечно, видал и удивлялся «большим крупам» у кучеров,.. как-нибудь видал и слыхал, хоть и не вслушиваясь, русских спорящих либералов, – все это смесил, соединил в великой безотчетности своей фантазии, своего слепого гения, слепого ума, и посадил упрямую, злую, почти ослиную голову («уперлась вниз по-ослиному») на громадную полулошадь, полу... Бог знает что... Помесь из осла, лошади и с примесью коровы... «Не затанцует». Да, такая не затанцует; и как мундштук ни давит в нёбо, «матушка Русь» решительно не умеет танцовать ни по чьей указке и ни под какую музыку... (Памятник Александру III, - Паоло Трубецкого, 1909 г)
* * *
По описанию Розанова, я опознал, когда-то виденный мною памятник во дворе Русского музея и все стало на свои места. Можно утверждать, что именно при этом Александре-Миротворце бурным цветом расцвела социал-демократическая зараза. А урожай собрал уже его сын Николай Александрович.
В 1919 г. с постамента была сбита надпись, а вместо неё выбито глумливое стихотворение Демьяна Бедного
«Пугало»
"Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья."
* * *
В 1994 году памятник был установлен в парадном дворе Мраморного дворца. На низком пьедестале, ещё недавно занятом «ленинским броневиком».
Есть надежда, что при реконструкции площади Восстания в Петербурге, памятник вернут на место.
Свидетельство о публикации №212020601874