Эссе 42. Гитара

Как же я еще со школы хотел научиться играть на гитаре! И петь! Мне нравилось, когда собирается компания и кто-то с гитарой. Вокруг толпятся слушатели, а гитарист задушевно поет романсы. Именно романсы, такие у меня были представления. "В позабытой пачке старых писем мне случайно встретилось одно, где строка похожая на бисер, расплылась в лиловое пятно...". Родители отказались покупать мне гитару. Дело в том, что до гитары я очень сильно "заболел" баяном. Вот хочу баян и все тут. И учиться в музыкальной школе буду, только "дайте мне баян, золотые планки". Ну что делать, если сын так сильно хочет баян и учиться обещает? (А зачем по другому-то баян нужен?). Купили мне, баян "Ростов-Дон" назывался. Говорили, что хороший баян. И я пошел в музыкальную школу на Кедровском карьере учиться по классу баяна. Одновременно со мной в школу пошёл мой одноклассник Вадик Смоленко и из параллельного класса Володя Дусь. И началось у нас соперничество. Помню, после гамм выучил я песню "Одинокая гармонь" и играл ее на экзамене за первый класс. Экзамен я сдал. Но Вадик с Володей уже во всю играли вальс к драме Лермонтова "Маскарад" и неплохо играли. А у меня пропал интерес и к учебе, и к баяну в целом. И я решил найти выход... Батя спрашивает меня, почему я не хожу на занятия и не учу дома музыкальные уроки. А я в ответ, мол, баян сломался. Батя умел тоже на баяне играть репертуар гулянок тех времен. Попробовал, точно. И в ближайшие выходные поехал на Рудник (район Кемерово) в мастерскую. Через неделю баян был готов. Что делать? Я опять вскрываю его и отрываю половину прокладок у "кнопочек баянных". И батя опять на Рудник с ним. И в мастерской, когда второй раз починили баян, спрашивают батю: "У Вас сын есть?" Батя: "Есть". -"Он ходит в музыкальную школу?" -"Ходил, когда баян функционировал". -"Если хотите, чтоб баян не ломался больше, не заставляйте сына в музыкалку ходить."
И после этого я прошу купить мне гитару, причем семиструнную. А семиструнные гитары были в дефиците. Шестиструнные лежали на прилавках, а семиструнных не было.
Вообще-то батя у меня был добрый, любил меня и частенько повторял, что, чтобы узнать, нравится тебе это или нет, нужно попробовать. Если бы гитары были, наверное, мне бы ее купили, но их не было. И вот в институте на втором курсе сбылась моя мечта, моя группа подарила мне семиструнную гитару на день рождения. Я был счастлив. В тот раз режиссировал эту процедуру (поздравление меня с днем рождения) Петя Козлов.

Все помнят магазин "Мелодия", что был на улице 40-лет Октября рядом с сангигкорпусом. И вот Петр, а он был ловеласом и частенько заходил в этот магазин, познакомился с девчонками-продавщицами. Очаровал их и попросил достать гитару семиструнную, чтобы подарить мне. При социализме все это делалось легко и просто. Гитар не было на прилавке, но они были на складе. Продавщицы пошли к завмагу и попросили для себя якобы. И им дали ее. И вот 26-го сентября 1967 года Петька ведет нас всех в "Мелодию", ему девчонки подают из-под прилавка гитару (она уже была им оплачена), и он произносит поздравление и вручает гитару мне; все хлопают и продавцы тоже. Я был счастлив и даже прослезился. Все надо мной подсмеивались, но ласково и необидно. Петька гитару еще утром настроил, до вручения ее мне. Я всех пригласил в столовую на Леонова: там хорошо готовили, было относительно недорого и в буфете продавали вино "Рымникское", и розовое, и белое, которое наша группа очень любила.

По дороге от "Мелодии" до столовой мы шли толпой по аллее, что была в центре улицы 40-лет Октября, и орали песни Высоцкого, у которого только появилась серия военных песен, к примеру: "Мне этот бой не забыть никогда..." После столовой, где мы пели под аккомпанемент Петра на гитаре, мы всей толпой пошли в березовую рощу, что была через дорогу от Столовой, где тоже пели под гитару, но уже более громко. Было тепло, в общем день рождения удался на славу.

Петя Козлов взял надо мной шефство и давал мне уроки игры на гитаре, и я уже мог взять три аккорда и прохрипеть "В сон мне - желтые огни, и храплю во сне я...". На все гулянки, куда приглашали нашу группу, я брал гитару, хрипел там про сон, который как желтые огни, а потом у меня гитару отбирали и отдавали Петьке. И вот месяца через два или три, но еще до Нового года, как-то поздненько возвращались мы с Петром с очередного дня рождения, чьего не помню. Ночь. Мы шли по той же аллее, и у ДК Кировского района, там, где портреты "Лучшие люди района", к нам с Петькой привязались трое пьяных, со стандартным "Дай закурить", да очень агрессивно. Когда я ходил на самбо, наш тренер Крава (Кравченко Владимир) учил нас, что начинать лучше первым, чтоб инициатива была у тебя в руках. Я в тот момент вспомнил эти слова и, не долго думая, как тресну гитарой по башке самого наглого (это тоже он учил - вырубать главного, остальные разбегутся сами). Так и получилось: забияка хрястнулся на снег, а двое других убежали. Чтобы вы не обозвали нас с Петькой трепачами, я не буду утаивать, попинали мы немного забияку, но объясняли ему при этом, что нельзя к порядочным ребятам приставать. И пошли по домам - я жил тогда на Леонова 1, а Петька с Сашей Сальмайером на Леонова или 6, или 8, рядом в общем.
Наутро я прихожу в институт. Шел мимо того места, где дрались накануне и ничего не заметил. А в институте мне все выражают сочувствие в связи с утратой гитары и поздравляют с победой над тремя хулиганами. Оказывается, Петя раньше меня пришел в институт и на одно из пустых мест "Лучшие люди района" приклеил объявление: "Вчера на этом месте Олег Седышев разбил свою любимую гитару о голову хулигана". Конечно, мало кто утром прочитал это объявление, но Петька добросовестно обходил всех тех, кого знал, рассказывал про драку, а уже после занятий многие шли и специально останавливались, чтоб прочитать Петькину писанину.
А у меня с тех пор и до этих дней больше никаких музыкальных инструментов не было, нет и вряд ли будут.
http://syedyshev.com/pages/studliferem.php?esse=42#a42
13 августа 2011г.


Рецензии