Грустная улыбка прошлому

   Лирическая повесть Сергея Круля «Девушка в синем» воскрешает романтическую историю, произошедшую в Уфе в начале ХХ века. Не важно, случились ли эти события на самом деле или лишь явились плодом авторского воображения, главное – это та правда времени и чувств, которые были характерны для нестеровской Уфы столетней давности. Можно с высоты сегодняшних знаний о той эпохе упрекать автора в идеализации прошлого, в потакании невзыскательному вкусу обывателей в стиле всевозможных песенок о пряничной России прошлого, вроде известного в самых широких кругах шлягера Надежды Кадышевой «Москва златоглавая» с пресловутым припевом: «Конфеты, бараночки…». Но все эти претензии уходят на дальний план перед искренней любовью автора к старой Уфе и людям, ее населявшим.
Повесть Сергея Круля выгодно отличается от многих нынешних исторических реконструкций, страдающих авторским произволом и не согретых даже тенью сочувствия к представленным в них героям. Круль сочинил жестокий городской романс в прозе. Но этот романс, как и все лучшие образцы этого жанра, создан не на пустом месте и не высосан из пальца сочинителя. В нем запечатлена высшая историческая правда предреволюционной эпохи с предощущением скорой гибели эпохи гуманизма. Светлая и трагическая любовь Петра Мокшанского и Сони Овчинниковой вобрала в себя, как в каплю воды, все реки и моря будущих трагедий русского народа в ХХ веке, но рассказано об этом без слез и стенаний, а с грустной улыбкой умудренного жизнью человека.
  Вслед за «Летом Господнем» Ивана Шмелева Сергей Круль вписывает свою историю любви в православный календарь уфимской купеческой семьи начала ХХ века. Три главки «Девушки в синем» композиционно повторяют структуру книги Шмелева: Праздники. Радости. Скорби. Завязка отношений молодых героев происходит во время масленичных гуляний. Любовь главных героев повести возникает в атмосфере радости жизни и людского веселья, рожденного не материальным богатством, а любовью к ближнему: «Ох, и многолюдна, пестра и шумлива бывает Уфа в иные праздничные дни! Точно гудящий, растревоженный улей. Пеший, конный и санный люд усеял все дорожки, улицы и площади города, нигде нет пустого места, всюду веселящийся народ. Кто пьет, кто скоморошничает, а кто и буйствует и на кулачках уже пошел примериваться, вызывая недовольство городовых». Предаваясь молодому праздничному веселью, герои повести не забывают поставить в храме свечи за упокой души умерших родителей Сони и здравие живущих близких. Развитие любовных отношений приходится на Великий пост, когда выпускник Московского училища живописи Петр Мокшанcкий пишет портрет Сони в синем платье, а в перерывах между сеансами бродит по любимым уголкам Уфы, перенося их на свои художественные полотна. Все свои чувства и душу молодой художник обратил в свои пейзажи и портрет, не замечая любви девушки. Весной, накануне Пасхи, в страстную седмицу, он получил письмо из Москвы с приглашением принять участие в художественной выставке. Отобрав лучшие пейзажи, сделанные на Случевской горе, герой повести уезжает в Москву, обещав Соне вернуться к Троице и пойти с ней на выпускной бал по случаю окончания гимназии. По законам жанра жестокого романса героиня не дождалась своего возлюбленного к назначенному сроку. За несколько часов до выпускного бала она вышла на высокий берег реки Белой, случайно оступилась и упала на дно глубокого оврага в Случевском парке. Для реалистического произведения этот эпизод стал бы невыносимой фальшью. Но Сергей Круль создает миф о старой Уфе, и ему важнее связать героев романтической истории с текстом романса и местной топографией, поэтому он жертвует внешним правдоподобием ради высшей художественной правды. Как когда-то заметил наш классик, «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман…». А далее тело погибшей девушки достают из оврага и отпевают в Воскресенском кафедральном соборе. С проникновенной проповедью о бессмертии любви выступил настоятель собора, протоиерей Евграф Еварестов, исторически реальное лицо уфимской жизни тех лет. Далее по законам жанра скорбь нагнетается похоронами героини на Иоанно-Предтеченском кладбище и скорой гибелью героя в Москве под колесами пожарного автомобиля. Через год скончалась и Прасковья Игнатьевна, не пережившая смерти сына. В эпилоге этой грустной истории автор сообщает читателям, что за прошедшие с той поры сто лет кладбище с могилой трагически погибшей 17-летней гимназистки Софьи Овчинниковой исчезло с карты города, а на его месте построен Дворец пионеров. Но памятью о Соне можно считать висячий мостик над пропастью в Случевском саду (нынешнем парке Салавата Юлаева), спроектированный известным уфимским аксаковедом Зинаидой Ивановной Гудковой.
    Вот такая печальная история любви, приключившаяся в Уфе более ста лет назад. Для чего же нам ее рассказал сегодня автор? Только ли ради просвещения нынешних горожан историческими подробностями давно ушедшей эпохи? Думается, что писатель, член союза Российских писателей, автор песен, краевед и патриот своего города Сергей Леонидович Круль создал портрет девушки в синем под впечатлением знаменитого портрета художника М.В. Нестерова «Амазонка», написанного в этих же местах с его дочери в 1906 году. Вся небольшая повесть Сергея Круля написана ради этого портрета. Она состоит из трех глав, рифмующихся с тремя строфами романса «То, о чем ты грезила, понемногу сбудется…». Историческим фоном для главной героини служат уфимские улицы, Случевский сад, Воскресенский кафедральный собор и Иоанно-Предтеченское кладбище начала ХХ века. Минимальными средствами, но очень точно и эмоционально выписана автором купеческая семья Мокшанских: прямолинейный и неуклюжий глава семейства Иван Александрович, заботливая и любящая своих близких матушка Прасковья Игнатьевна и их сын, юный художник Петр Иванович. И все это служит раскрытию образа главной героини – гимназистки Софьи Овчинниковой. Интересно, что перед выпускным балом Иван Александрович покупает для Сони дорогое и красивое черное платье, напоминающее по цвету наряд нестеровской Амазонки, но героиня, верная своему обещанию возлюбленному, отказывается сменить свое скромное платье на дорогой наряд. Вероятно, помимо внешней сюжетной причины автор вложил в эту сцену еще и глубинный метафизический смысл, поскольку черный цвет связан в первую очередь с трауром, а синий в христианской традиции является богородичным цветом. Более того, в средневековой рыцарской поэзии даже существовало представление о том, что синий цвет и любовь – неразделимы. В чем же судьба уфимской гимназистки Сони близка образу Божьей Матери? Автор повести вкладывает мысли об этой преемственности в слова проповеди Евграфа Еварестова во время отпевания Сони в Воскресенском соборе: «Только Любовь делает людей людьми и приближает людей к Богу. Помянем, братья и сестры, незабвенную Сонечку, ибо она любила и пострадала во имя любви! И кто говорит, что Соня умерла, она жива, она среди нас, имеющий глаза да увидит ее».
    Сергей Круль на основе уфимских реалий 1905 года сочинил светлую и добрую сказку о любви. И хотя большинство его героев трагически погибли, эта история не производит мрачного и безысходного впечатления, поскольку в ней в конечном итоге любовь побеждает смерть. И здесь автор близок исторической правде. Мне в последние годы довелось держать в руках воспоминания и письма уфимских гимназистов и гимназисток той поры, переживших множество испытаний в ХХ веке и разбросанных волею судеб от европейских столиц до Китая и Бразилии. Реальные истории этих людей, переживших ужасы гражданской войны, голод 1921 года, испытания ГУЛАГа и Великой Отечественной, подтверждают, что лучшие из них вопреки всему сохранили свою юношескую любовь и веру предков. Поэтому «Девушка в синем» Сергея Круля воспринимается мною не только как фантазия на краеведческую тему, но и как своеобразная икона трагическому поколению уфимцев, унесенных ветром революции не только из нашего города, но и, к еще большему сожалению, из нашей современной культуры.

Петр Федоров


Рецензии