Дино Буццати. И все же стучат в дверь

В гостиной вилы на первом этаже, у камина, собралась семья Стефано Грона и старый друг дома врач Мартор. Как будто бы и всё идёт в точном соответствии с семейным уставом, как будто бы ничего и не тревожит размеренную жизнь, - да только не хотят и знать, что непрерывные дожди и наводнение: "...река уже смыла ограду старинного парка с кованными решетками восемнадцатого века, скамейками и двумя каменными львами..."

Как будто "Камерная" пьеса - всё чинно, благородно и полностью отстранено от происков стихии, что бушует за стенами виллы (ведь это так неблагородно - дождь, наводнение и жертвы...), да только "...в глубине гостиной пышная красная портьера, от недостатка света казавшаяся чёрной, закрывала просторную арку, ведущую в вестибюль..."
Портьера, как занавес: пока что сцена здесь, в гостиной, да и актёры цепка держаться (за рвущиеся) нити этикета, но то не гул аплодисментов и пьеса явно уже не будет одноактной: и занавес откроет совсем другую сцену и других актёров, со своим сводом запретов и правил,- со своей "Ясой" (ведь Дино Буццати - Марко Поло "Татарской пустыни")....
Портьера, как плащ, что делает жестокую реальность невидимкой в другом рассказе Буццати - "Плащ".
Психологически - "тотальное умолчание", как панацея, - вся ситуация сопоставима с пространством рассказа Кортасара "Здоровье больных": подыграть друг другу - "у нас всё хорошо", когда игра, как бесполезная уже плацебо-пустышка: портьера-шора однажды распахнётся...
Эмоционально, да и сюжетно, ситуация рассказа "родственна, социально близка" с происходящим в рассказе другого аргентинца-маг,  Биой Касареса "Большой серафим" - вот только там шекспировские страсти "бьются " не в склепах сознаний "актёров пьесы", как у Буццати, а в яви.
Конечно, нельзя не упомянуть и "перманентный апокриф" самого Борхеса :) - дождь и наводнение, и..., - "Евангелие от Марка". Да и Маркес обрушил непрерывный дождь на Макондо....
"...И все же стучат в дверь..." - не так ли мир Пятой симфонии Бетховена открывается “ударами судьбы”?
"...И все же стучат в дверь..." - от Бетховена к вмешательству "Pink Floyd": удары судьбы и искаженный голос Ника Мейсона: " One of these days I;m going to cut into little pieces", - с обещанием: "...на днях я разрежу тебя на мелкие кусочки..."
Судьба.


Рецензии